Разработка занятия внеурочной деятельности по изобразительному искусству
учителя изобразительного искусства МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ х. Гуляй-Борисовки Зерноградского района Ростовской области по теме лекции № 3 «Символика цвета» дистанционного курса повышения квалификации «Педагогический университет Первое сентября»: «Как разбудить в ребенке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства)»
Программа «Азбука искусства», занятие № 22 во 2 классе «А» от 19. 02. 2014 года.
Тема: «Цветовые ощущения. Желтая сказка».
Цель:
Создать условия для образного видения, выявления символики желтого цвета на основе логической связи: форма – символическое значение – эмоции; осуществлять взаимосвязь эстетического восприятия и практических действий.
Задачи:
— учить восприятию желтого цвета на основе ассоциаций, бинарных оппозиций;
— развивать творческий потенциал детей;
— формировать личностное отношение к цвету на основе 3-х направлений: словесность, изображение и перформанс.
Тип занятия: комбинированный.
Форма проведения: интерактивная игра
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
ТСО: презентация к занятию.
Дидактический материал: заготовки для разминки, смайлики.
Музыкальный ряд: релакс «Желтый цвет», звуки метронома, детская песенки «Солнечный гном», «Солнечная дорога».
Художественные материалы для учителя: кисти, гуашь, палитра.
Художественные материалы для обучающихся: карандаш, ластик, альбом, гуашь, баночка для воды, палитра, кисти.
Наглядные пособия: муляжи лимонов, яблок, других фруктов и овощей желтого цвета.
Структура урока.
1.Эмоциональный настрой на художественное восприятие образов.
2. Художественно-эстетическое восприятие нового материала.
3. Постановка художественно-эстетической задачи.
4. Художественное исполнение
5. Рефлексивный анализ урока.
Ход занятия:
Этапы и цели урока. | Художественно-педагогическая деятельность учителя. | Художественно-эстетическая деятельность учащихся. | |
I. |
(2 мин)
Сказка как начало истории занятия.
(3 мин)
| -На экране фото книги — это «Желтая сказка» Иманта Зиедониса, замечательного латышского поэта и прозаика (Звучит детская песенка «Солнечный гном») -Ребята, а вы любите сказки? Звучат колокольчики, а это значит – начинается сказка… — «Солнце, как яичный желток, висело над землёй. (слайд 3) — Он выглядел как огромная жёлтая библиотека. Рамки для сот будто полки до потолка, и все наполнены сотами ( (слайд 5) — Все холмы сияли одуванчиками. — Тут я сам не удержался, взял да и повалился в одуванчики. (слайд 8)
| Ребята заходят в класс, рассаживаются по кругу.
Отвечают на вопросы, слушают сказку, смотрят презентацию.
|
II. | 1.Художественное восприятие и художественный анализ услышанного и увиденного материала. Создание условий для переживания детьми предложенной темы. (4мин)
Скрытая форма физминутки (4 мин)
Упражнение (3 мин)
3.Постановка задачи и ее решение. (2 мин) | -Какой цвет чаще других звучал в сказке? -А что вы знаете об этом цвете? Я предлагаю Вам поиграть со мной в игру: «Я и желтый цвет». Здесь вам предстоит обратиться к своему жизненному опыту. — Какие эмоции у вас вызывает желтый цвет? — Какие чувства соответствуют, по вашему, желтому цвету? (слайд 10) — Проанализируйте свои чувства, связанные с желтым цветом и попытайтесь аргументировать свой выбор. Какие ощущения вызывает у вас желтый цвет? (слайд 11) — А теперь поиграем в другую игру-считалочку: «Найди и изобрази предмет желтого цвета». Условия игры: Ведущий называет предмет, например, солнце, изображает его в воздухе руками, проигрывает его роль при помощи искусства пантомимы, передает эстафету (желтый лимон) другому участнику игры и меняется с ним местами. (слайд 12) — Вот мы и отдохнули, всех прошу занять свои места. Прошу вас распределиться по два человека, так как сейчас мы отправляемся все вместе в путешествие, а в новой неведомой Желтой стране всегда легче вдвоем, в паре. А что нам необходимо для того, чтобы совершить путешествие? Правильно, многое знать о желтом цвете. Какие же цвета могут жить в Желтой стране? Чтобы найти нужные краски я предлагаю вам художественную разминку: найдите оттенки желтого цвета. На столе лежат карточки с заданиями, с каким цветом необходимо смешать желтую краску. На палитре смешиваете, затем раскрашиваете предложенную заготовку. Вы должны успеть пока звучит звук метронома. (Слайд 13) — Молодцы, посмотрите, сколько оттенков желтого цвета мы нашли, и с какими цветами смешивали. Попрошу занять свои места для того, чтобы отправиться в путешествие. И так мы возвращаемся в Желтую сказку: «…Все холмы сияли одуванчиками. Тут я сам не удержался, взял да и повалился в одуванчики. (слайд 15)
| Дети отвечают (Ответы детей).
Работают вместе с учителем.
Аргументированные ответы детей, по цепочке.
Дети встают в круг, выполняют условия игры.
Работают в парах. Смешивают краски и рисуют
Свободные высказывания детей.
Выполнение художественного упражнения.
Создаем художественные образы с опорой на приобретённые представления.
|
III. | Художественное исполнение. Побудить детей к изображению. Создание атмосферы творчества, эмоционального комфорта. (15мин) | (Учитель наблюдает за практической работой учащихся, по необходимости консультирует). Во время рисования звучит музыка «Медитация к желтому цвету» Ребята, кто закончил рисовать, тот может размещать свою работу на выставке. | Дети придумывают свои художественные образы, используя изобразительные средства, сохраняя высокий настрой, желание воспринимать и творить прекрасное. |
IV. | Рефлексивный анализ урока. Создать условия для творческого проявления каждого ребенка. (2мин)
| Молодцы, ребята. Посмотрите, какая интересная история у нас получилась. Я заметила, что вы очень любите сочинять волшебные истории с помощью красок. А что сегодня вам помогло сочинить её? Конечно, сказка и новые эмоции, ощущения, подаренные Желтой страной. Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие? Выберите соответствующий смайлик и прикрепите его на доску (Предусматривается психологический тест-анализ, звучит песенка «Желтая дорога»)
| .
Свободные высказывания детей.
|