Государственное общеобразовательное учреждение
Лицей № 395
Бабушкина шкатулка
(праздник народного ремесла для учащихся 1-2 классов)
Автор-составитель: Ротарь Алёна Валерьевна
Учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2009 г.
Пояснительная записка.
Каждый человек, рождаясь в этот мир, несет в себе плоть, кровь и дух своего народа. С молоком матери впитывает он свою национальную культуру, осваивает родной язык. Уклад жизни и ценности народа становятся его собственным образом жизни.
Актуальность темы в настоящее время заключается в том, что люди возвращаются к своим истокам. В любое время, патриотизм, любовь к Родине, знания традиций и обычаев своих предков были необходимы человечеству. Потому что воспитание высоконравственного, духовного человека, не может происходить без приобщения к творчеству народа.
Цель: используя русские народные традиции воспитывать у детей понятие о главных человеческих достоинствах: трудолюбии, терпении, мастерстве. Формировать интерес к народной культуре.
Задачи: — познакомить учащихся с народным рукоделием (вязанием, вышивкой, шитьём).
— совершенствовать выразительно-эмоциональное исполнение фольклора (частушек, песен, сказок), умение точно передать образ персонажа.
— воспитывать нравственные качества: патриотизм, трудолюбие, заботу о старшем поколении через ознакомление с народными традициями.
— способствовать сплочению детского коллектива.
Предварительная подготовка: конкурс рисунков «Моя любимая бабушка», конкурс сочинений о бабушках, выставка рукоделий.
Необходимое оборудование: оформленный класс (выставка рисунков, выставка рукоделий, костюмы Бабы Яги и Василисы)
-1-
Бабушкина шкатулка
(праздник народного ремесла)
Действующие лица:
Василиса Премудрая – учитель, родители
Баба Яга – учитель, родители
Клубок – ребёнок
Заяц – ребёнок
Волк – ребёнок
Медведь – ребёнок
Лиса – ребёнок
Ход праздника:
(Под русскую народную музыку дети входят в зал, рассаживаются, появляется Василиса Премудрая)
В.П.
Лицевая, изнаночная. Ох, опять напутала. И трудное это рукоделие. Говорила мне бабушка, а я её не слушала.
(замечает детей)
Ой, здравствуйте, я и не заметила, что все уже собрались. Замучилась с этим вязанием. Ребята, а вы знакомы с каким-нибудь рукоделием? А кто у вас дома занимается им?
(ответы учащихся)
Вот сегодня мы и поговорим с вами о народных ремёслах. И поможет мне волшебная бабушкина шкатулка. Ой, а где же она? Ребята, а вы не видели?
(Выходит баба Яга)
Б.Я.
Привет, супчики-голубчики. Чаво потеряли?
В.П.
Так, я, кажется, догадалась, кто взял нашу шкатулку. Отдай Баба Яга! Мы с ребятами будем бабушкину науку постигать.
Б.Я.
Неблагодарные они! Вот я свою внучку учила всяким пакостям, колдовству злому, так нет, улетела на моей же метле. Теперь в цирке выступает.
В.П.
Потому и улетела, что ты её плохому учила. А наши бабушки добрые. Мы их очень любим.
Б.Я.
А я вам не верю!
В.П.
А мы докажем. Правда ребята!
(выходят дети, читают стихи)
-
У мамы – работа, у папы – работа
У них для меня остаётся суббота.
А бабушка дома всегда, она не ругает меня никогда.
Усадит, накормит, да ты не спеши,
Ну что там стряслось у тебя, расскажи.
-2-
Я говорю, а бабушка не перебивает
По крупинкам гречку сидит перебирает.
Нам хорошо вот так – вдвоём.
Без бабушки – какой же дом.
-
Очень бабушку мою — маму папину люблю.
У неё морщинок много, и на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать, а потом поцеловать.
-
Целый день я осторожно возле бабушки кручусь
И всему, что только можно у бабули научусь.
Сколько в ней любви и ласки, помнит множество стихов.
Слушать бабушкины сказки можно хоть до петухов
-
Люблю я дома бабушке работать помогать.
Люблю я рядом с бабушкой по улице шагать.
Люблю я летом с бабушкой бродить в краю лесном.
Люблю я сказки бабушки послушать перед сном.
Б.Я.
Ах, я даже расчувствовалась! Ну ладно, отдам кое-что! Вот какие-то палки железные, мне всё равно они не нужны!
В.П.
Эх, Баба Яга, эти палочки – то волшебные. А для какого они рукоделия отгадайте!
Две весёлые сестрицы на все руки мастерицы.
Сделают из ниточки носки и рукавичечки.
(спицы, для вязания)
В.П.
Конечно, речь идёт о вязании. Когда появилось искусство вязания точно не известно. Овцы, быки одомашнены ещё 9 тысяч лет до нашей эры. В России эти животные, а с ними и искусство вязания появились очень давно. А знаете ли вы, что вначале вязали только мужчины: пастухи и моряки, а женщины только пряли. Позже стали вязать женщины. Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы без этого рукоделия. Вязали те, кто помоложе, обеспечивали всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц, эти две палочки – известные спицы. Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли из моды они и сегодня. Одежда, связанная своими руками неповторима. Посмотрите, какие прекрасные изделия вяжут наши бабушки.
(показ изделий с выставки)
И наш подарок мастерицам – сказка Клубок.
-3-
(Инсценировка сказки. Народная сказка Колобок, только главный герой -клубок ниток, лиса не ест, а вяжет себе шарф.)
Посмотрели сказку, а теперь посмотрим, легко ли его «сделать».
Игра: кто быстрее скатает клубок из ниток.
Б.Я.
Ну ладно, убедили, но вот это деревянное колесо совсем точно не нужно. Забирайте.
В.П.
А вот и опять ошибка. Ребята, что это?
(ответы)
Да, пяльцы для вышивания. Словно в раздумье, неторопливо перебирают натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывается на иглу тончайшие штрихи: ниточка к ниточке, шов ко шву и выплывают из белоснежья ткани – дивные травы и цветы.
(русский народный танец )
В.П.
искусство вышивания насчитывает века. Уже в 4-7 веках на Древней Руси украшали золотым шитьём одежду знатных людей. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрические орнаменты, изображение женщин, деревьев, птиц, цветов и трав. Русская вышивка делится на 2 вида: северную и среднерусскую. Для севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью.
(показ готовых изделий)
Дарим нашим мастерицам частушки:
-
Мы весёлые девчата, интересно мы живём
Про народные ремёсла вам частушки пропоём.
-
Дайте лён, дайте лён, дайте 40 веретён.
Стану прясть, попрядывать, на дружка поглядывать.
3.Шила милому кисет, вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой, какая мастерица.
4.Шила, шила сарафан, исколола пальчики,
А надела сарафан, за мной гурьбою мальчики.
5. Мы не все частушки спели, знаем много их втроём.
Приходите в гости снова, мы другие вам споём.
Конкурс: Собери разрезанную на части картинку
Б.Я.
(смотрит в шкатулку)
И что тут у нас осталось? (достаёт катушку ниток и иголку)
И всё? А где же золото, брильянты?
-4-
В.П.
А это лучше! Кто владеет рукоделием – нигде не пропадёт. Ведь в старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували. Недаром русская пословица гласит: Ремесло – не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.
А иголка и нитка – самые важные вещи при шитье. Это, наверное, самое старое рукоделие. А кто знает в какоё одежде ходили на Руси? Самые красивые сарафана надевали на покос и жатву? Почему? (ответы детеё)
Конкурс: Кто быстрее пришьёт пуговицу.
Б.Я.
А я тоже хочу научиться какому-нибудь рукоделию. Можно я останусь с вами?
В.П.
подходит к концу наш праздник, но я совсем не хочу, чтобы вы думали, что рукоделием занимаются только женщины. Немало мастеров и среди мужчин. Это и резьба по дереву, плетение из ивовых прутьев и другие ремёсла. Но об этом мы поговорим в следующий раз. Давай те же ещё раз скажем огромное спасибо нашим бабушкам – рукоделицам.
А бабушки вам тоже сделали подарок. Они напекли ваши любимые пирожки и теперь приглашают вас на чай.
Чаепитие.
-5-