МКС (К) ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида».
Игра – викторина
«Права ребёнка»
(для учащихся 1-4 классов)
Воспитатель:
Беккер Наталья Викторовна
с. Красное, 2013 г.
Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны — Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности.
Задачи:
-дать первоначальные правовые знания;
— сформировать понятия «закон, порядок, права»;
-познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ;
-познакомить с правами ребенка;
-формировать представления о правах школьника;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Ход занятия.
Организационный момент.
Игра «Разгадай шифровку».
Воспитанникам предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку: Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза.
Права ребёнка.
Б
А
Р
П
А
Н
К
Ё
Е
Р
А
В
-
Введение в тему.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?»
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.
Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей). Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны.
Упражнение «Собери слово из букв»
Воспитанникам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция. Коррекционное упражнение на развитие внимания, мышления.
Конституция – главный закон страны.
Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.
Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года.
С тех пор этот день является государственным праздником — Днем Конституции РФ.
2. Обзорное знакомство с Конституцией РФ.
Главный закон состоит из 9 глав.
В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства – Российская Федерация. Федерация – это значит, что наша страна состоит из частей. Россия — это правовое государство; форма правления – республика, т.е. власть выбирает сам народ.
В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство.
Четвертая глава определяет деятельность президента РФ.
Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного самоуправления и органов судебной власти РФ.
Во второй главе — самой большой — записаны права и свободы граждан РФ:
-право на жизнь,
-право на неприкосновенность жилища,
-право на свободный труд,
-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
-право на образование.
Права — те правила по которым живут люди.
Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Физминутка «Распускается цветок»
-
Путешествие по стране «Правознайке».
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость — сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, будем отвечать на вопросы викторины, разгадывать загадки.
Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
Вопросы викторины:
1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
На доске 3 листа:
Право на бесплатное образование.
Право на свободный труд, защита от безработицы.
Право на неприкосновенность жилища.
Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:
Вопросы викторины:
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ — № 3 право на неприкосновенность жилища.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 право на свободный труд, защита от безработицы.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ — № 1 на бесплатное образование.)
Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились, а теперь дальше в путь по стране «Правознайке», нам с вами предстоит отгадать загадки.
Загадки:
Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)
У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)
Вот, к примеру, право .__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование … ».
— Какие же права есть у вас, школьников?
Дети отвечают:
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
4. Заключительная часть.
Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.
Блицопрос
1. Что такое Конституция? (Главный закон страны)
2. Где записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России- Конституции.)
3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)
В заключение нашего занятия ребята прочтут стихи
1 — й чтец. Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
2 — й чтец. Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
3 — й чтец. Нужны реки и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
4 — й чтец. Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
Список используемой литературы
1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина.-М.: ВАКО, 2008.-368с.
2.Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград : Учитель, 2006. – 204 с.
3.Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова – М.: Глобус, 2007. -367с
4.Конвенция о правах ребенка (любое издание).
5.Конституция РФ (любое издание, не позднее 1993 года.