ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
для 4 класса
Авторы: Н. А. Маслова- учитель начальных классов
О.Н. Ширяева- учитель начальных классов
Л.В.Объедкова- учитель начальных классов
Т.С.Новикова- учитель начальных классов
В.А.Величко- учитель начальных классов
г. Новоалександровск
2013 год
Бобры
Бобры — одни из самых интересных животных нашей планеты. Самозатачивающиеся зубы-резцы помогают бобрам не только валить деревья, но и строить себе жилища и даже сооружать плотины.
Бобр имеет приземистое тело, пятипалые конечности с сильными когтями и широкий веслообразный хвост. Масса тела достигает 32 кг. (иногда 50 кг.). Длина тела до 80-100 см. и длина хвоста 25-50 см. Вопреки популярному убеждению, хвост бобров — вовсе не инструмент для строительства жилищ, он служит рулем при плавании. Бобр — полуводное животное. Он может оставаться 10—15 минут под водой, проплывая за это время до 750 м. Толстый слой подкожного жира предохраняет от холода.
Бобры исключительно травоядны, они питаются корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, ирисом, рогозом, тростником). С целью добывания коры и побегов, а также для строительных нужд бобры валят деревья, подгрызая их у основания. Осину диаметром 5—7 см. бобр валит за 5 минут, дерево диаметром 40 см. валит и разделывает за ночь.
Бобры живут по берегам медленно текущих речек, а также прудов, озёр, водохранилищ. Для жилища бобры могут рыть в крутых берегах норы с несколькими входами, каждый из которых располагается под водой, чтобы туда не могли проникнуть сухопутные хищники. Если же рытье норы невозможно, бобры строят прямо в воде особое жилище — хатку. Бобровая хатка — это куча хвороста, скреплённого илом и глиной. Высота хатки может доходить до 3 метров, а диаметр до 12 метров.
Современные бобры делятся на два вида: обыкновенный бобр, распространённый в Евразии, и канадский бобр в Северной Америке. Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5—8 особей. В неволе бобры живут до 35 лет, в природе 10—19 лет.
-
1-й ВАРИАНТ
Фамилия___________________ Имя_____________________________
Школа________________________ Класс___________________________
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайтесь выполнить все задания.
Выполняй их по порядку.
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2.Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос:
Как выгладит бобр?
Спиши его.________________________________________________
__________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь.
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены.
Задание 3. Сколько частей в этом тексте?
___________________________
Задание 4. Озаглавь третий и четвёртый абзац текста.
А) _______________________________________ .
Б) _______________________________________ .
Задание 5. Выбери и подчеркни утверждение, которое считаешь верным:
-
«Бобры» — это художественный текст;
-
«Бобры» — это сказка;
-
«Бобры» — это научно-познавательный текст.
Задание 6. Найди в четвертом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.
-
Название орфограммы
Пример слова с данной орфограммой
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Слова с сочетаниями ЖИ.
3. Удвоенные согласные
Задание 7. Найди в третьем абзаце сложное слово, выпиши его.
Укажи от каких слов оно образовалось, подчеркни соединительную гласную.
Разбери его по составу.
____________________________________________________________
Задание 8. За сколько минут бобр сможет проплыть путь длиной 1500 м.
запиши ответ.
Ответ:____________________________________________________
Задание 9. За 5 минут бобр валит осину в 5- 7 см., Сколько таких деревьев сможет свалить бобр за 1 час?
Ответ:______________________________________________
__________________________________________________________
Задание 10. Обведи на карте те области, где встречаются бобры. Обведи сначала карандашом. Сверь получившийся у тебя рисунок с тем, что говорится об этом животном. Исправь если нужно ошибки и обведи рисунок ручкой.
Фамилия, имя учащегося__________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Перечитай текст и ответь на вопросы таблицы.
Таблица 1. Бобры.
| Ответ | |
1) Откуда бобр родом?
| 1) | |
2) Чем питается бобр?
|
| 2)
|
3) Какова длина тела бобра? | 3)
| |
4) Сколько лет живет бобр на свободе?
| 4) |
Задание 2. Рассели жильцов по лесным этажам, отметив цифрами на схеме.
| 4. |
| 7 |
| |
2. |
| 5. |
| 8. |
|
3. |
| 6. |
| 9. |
|
Схема этажей леса
| |||||
|
Задание 3. Масса одного обычного бобра 32 кг, крупного 50 кг. Сколько будут весить три обычных бобра и два крупных? Выбери и обведи номер соответствующей схемы. Реши задачу.
1.
2.
32
50
3.
32
50
50
32
Решение:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:__________________________________________________________
Задание 4. Прочитай внимательно текст. Сколько секунд бобр может находиться без воздуха? Обведи правильный ответ.
А. 900 секунд В. 1090 секунд
Б. 1900 секунд Г. 19 секунд
Задание 5. Прочитай слова: травоядный, жилище. Подумай, что они означают. Запиши их значение.
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________