Классный час
Тема « День птиц »
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня птиц;
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся, поддерживать интерес к получению новых знаний;
-
развивать познавательные способности, творческий потенциал учащихся, способствовать здоровому духу соревнования;
-
воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: рисунки детей на тему « Птицы – наши друзья»
Оформление доски:
Международный день птиц (в центре), рисунки детей на тему «Птицы – наши друзья».
Ход классного часа
Учитель предлагает детям послушать пение птиц.
— Вам понравилось это пение?
— Что вы испытывали, когда слушали эти удивительные голоса?
— А какая птица является символом мира на нашей планете?
Учитель:
— Ребята, птицы — украшение земли. Их веселая, звонкая песня, яркая окраска, оживляя природу, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали – этого человек не мог, как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури.
— Все ученики нашего класса разделились на группы: 1 группа « Юные историки», 2 группа «Защитники птиц», 3 группа «Детвора»
1ученик из группы «Юные историки» 1: Впервые «Международный день птиц» отмечался 1 апреля в 1927 году. Событие было знаменательно тем, что только в Москве было развешено 1098 птичьих домиков, в акции приняли участие около 5 тысяч человек, в основном детей и подростков. До этого часть скворечников разрушались хулиганами, но энтузиасты не унывали. Преподаватель Центральной биостанции столицы Николай Дергунов писал: «Только потому, что, не зная как проявить свою активность, они занимаются разорением гнезд. … Из главных врагов пернатых ребята должны стать их лучшими друзьями через привлечение ко Дню птиц… «. Именно под его руководством и прошла первая акция. В 1928 году «День птиц» зашагал по всей стране.
2 ученик из группы «Юные историки»: А я хочу напомнить, что во вторые выходные мая отмечается еще один очень известный птичий праздник — Всемирный день мигрирующих птиц. Дата проведения праздника выбрана не случайно. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
3 ученик из группы « Юные историки»: Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое единство с ней. Одновременно люди на Руси праздновали приход весны, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.
Ученик из группы «Защитники птиц»: Птицы – незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельского хозяйства и лесного хозяйства.
Без птиц не было бы урожая. Например, сова съедает за ночь 7 – 8 мышей. Синица круглый год – зимой и летом – отыскивает на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца. Большую пользу сельскому хозяйству и лесному хозяйству приносят скворцы. Они поедают огромное число гусениц, майских жуков, бабочек и других вредных насекомых.
4 ученик из группы « Юные историки»: : Еще в старину проходили обряды, связанные с прилетом птиц: 9 марта – День встречи перелетных птиц (Иванов день) — Жаворонки, По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
12 марта – Проломи наст (Феофан, Григорий), день, в который привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным и конопляным семенем.
17 марта — в народном календаре (месяцеслове) есть день Грачевник (Герасим,), знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей.
22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну.
В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз — изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички.
Ученики из группы «Детвора»:
(дети выходят в костюмах)
Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую.
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая,
Да про ту ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморские,
Заморские земли, чужедальние,
Где заря с зоренькой сходятся,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла во век не отбавляется.
Ты запой-ка, запой, жавороночек,
Жавороночек ты, весенний гость.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Ученик из группы «Юные историки»: На Благовещенье — 7 апреля — было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали:
Ученик из группы «Детвора»:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Ученик из группы «Защитники птиц»: В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают к нам дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки. В мае прилетают ласточки. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
Учитель:
— А сейчас давайте поиграем.
( Дети делятся на две команды. Команды сообщают о своем названии, эмблеме, девизе).
Конкурс № 1. Конкурс загадок.
( Команды по очереди отгадывают загадки).
1.Всех перелётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад, вперёд по пашне вскачь.
И зовётся птица …(грач).
2. На шесте – дворец
Во дворце – певец,
А зовут его -…(скворец).
3. Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
На груди белое полотенце. (Ласточка)
4.Осторожная слишком,
Стоя прямо перед ней,
Её можно услышать,
А увидеть трудней. (Иволга).
5. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …( снегири ).
6. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица длиннохвостая,
Самая болтливая. ( Сорока ).
Конкурс № 2. Викторина
( За правильный ответ команда получает жетоны ).
1. Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)
2. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)
3. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королёк)
4. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)
5. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
6. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)
7. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
8. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
9. У какой птицы поют самки и самцы? (У снегиря)
10. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
11. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (У клестов)
12. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
13. Почему погибает лес, когда вырубают дуплистые деревья? (В дуплах живут птицы)
14. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость)
Конкурс № 3. Конкурс пословиц.
(Продолжите пословицу. За правильный ответ команда получает жетон).
1.Больше птиц -…(выше урожай.)
2.Срубили кусты — …(прощай птицы.)
3.Увидел скворца -…(весна у крыльца.)
4.Всяк кулик….(своё болото хвалит.)
5.Птицу…(узнают в полёте, а человека в работе.)
Конкурс № 4. Конкурс капитанов.
( Правильно ответивший на вопрос капитан получает жетон).
1.Что страшнее птицам голод или холод?
2.Какие птицы улетают первыми?
3.Какие птицы первыми прилетают весной?
4. Какие птицы улетают последними? Почему?
5.Назовите сказки, в заголовках которых есть название птицы.
6.Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
Конкурс № 5. «Как зовут вас, детки?»
Я называю птицу, а вы должны ответить, как зовутся птенцы.
(За правильный ответ команда получает жетон).
Сова — … Ласточка -…
Грач — … Зяблик -…
Скворец — … Кукушка -…
Подведение итогов.
Подведем итоги. Награждение команд.