План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления рассмотрим на примере урока русского языка в 7 классе
« Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС
Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок
Метод: комбинированный
Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основе программы образовательных учреждений «Русский язык 5-9 класс»; Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская; Москва, «Просвещение», 2013 год издания
УМК:
Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
-
Образовательные:
— развить умение формулировать определение понятий;
— формировать умение отличать причастие от других частей речи
— обогащать словарный запас учащихся;
— совершенствовать орфографические умения.
-
Развивающие:
— осуществление системно — деятельностного подхода;
— развитие внимания;
— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-
получение новых знаний об особой форме глагола — причастии;
-
работа с текстом.
Метапредметные:
-
формирование ценностного отношения к русскому языку,
-
формирование нравственных ценностей.
Личностные:
-
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
-
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование:
-
ПК;
-
мультимедийный проектор;
-
мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка учебной задачи.
-
Фаза урока «Вызов»
-
Фаза урока «Осмысление»
-
Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия).
-
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. 1.Фаза урока «Вызов» Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Приветственное слово учителя — Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.2.Актуализация знаний (4 минуты)
1.3. Постановка учебной задачи. (1минута)
2. Фаза урока «Осмысление»
2.1. Закрепление опорных знаний (10минут)
| На экране слайд с записанным предложением:
Вопрос учителя: — Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки.
Вопрос учителя: -Чем же они отличаются друг от друга?
Учащиеся понимают, что слово сорванные – это какая- то новая часть речи, и на доске и в тетрадях записывается тема урока – «Причастие как часть речи».
Учитель раздает школьникам графическую таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал (а)» (приложение №1) , предлагает разделиться на две группы и самостоятельно познакомиться с материалом параграфа «Причастие как часть речи» и дополнительным материалом, который раздаётся каждому учащемуся (приложение №2) и заполнить две первые графы по теме урока.
| Предполагаемый ответ: — Есть: это слова «сорванные» и « большие». Они отвечают на вопрос: какие? -В предложении эти слова являются определениями. — Слова изменяются по числам (сорванные – сорванный, больших — большой) , по родам ( сорванная – сорванный, сорванное), по падежам (большая – большую).
Предполагаемый ответ: Ответы учащихся: —Больших указывает на признак предмета по размеру. -А слово сорванные указывает на признак действия (их кто-то сорвал).
Запись учащимися числа, темы урока.
— Цель урока – «Причастие как часть речи»
Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах, и представитель 1-й группы заполняет эту таблицу на компьютере учителя и выводит её на экран. Представители 2-й группы корректируют его выводы.
| Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Фаза урока «Рефлексия»
3.1.Закрепление знаний. (7 минут)
4.1.Рефлексия деятельности ( 12 минут)
4.2. Домашнее задание (2 минуты)
|
Учитель предлагает учащимся классифицировать столбцы «Знаю», «Хочу узнать» по категориям информации и вместе со школьниками заполняет графы «Категория информации» и «Источники информации», после чего сообщает школьникам, что на уроке главным источником информации станет текст (приложение№2), с которым будут работать учащиеся.
Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме «Причастие».
Работа с текстом. Найдите в тексте причастия. По каким признакам вы определили эту часть речи? Сделайте вывод об этой части речи. Юмореска Это было давно. Путник т…щился по пустыне шесть суток. Адски х…телось пить. То и дело ему м…рещился т…рчащий из п…ска в…допроводный кран с пр…хладной, осв…жающей водой. Но, увы! Это была то выт…нувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Вс…вышнему: – О, Всемилостивейший! Ум…ляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось ч…до. Св…ркнула молния, п…днялся стол… песка, а когда он ра…еялся, несчас…ный увидел кран. Но,увы, кран был не в…допроводный, а подъемный… (И. Верзилин.)
Учитель, подводя итоги урок, предлагает вместе составить «СИНКВЕЙН» по теме урока.(пустая табличка для работы выводится на экран).
Учитель благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся и задаёт домашнее задание.
Домашнее задание (дифференцированный подход): 1.Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы-кластеры (для всех учащихся). 2.Выполнить упражнение №56 (для слабых детей). 3. Всем желающим сочинить сказку или рассказ «Рождение причастия», «В гостях у причастия», « Спор двух частей речи» и др.
|
Учащиеся знакомятся с материалом, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – «Узнал(а)». Напротив каждого вопроса пишут ответ, новую информацию (которую не запрашивали) записывают ниже.
Учащиеся в парах работают над созданием структурно – логических схем-кластеров. Такая работа формирует коммуникативную компетенцию учащихся, так как умение работать в группе показывает уровень способности вести конструктивный диалог: умение слушать и слышать друг друга, брать на себя ответственность за результат общей деятельности, высказывать свою точку зрения и уметь её отстаивать. В процессе работы в группах ученики активно используют средства ИКТ – ноутбуки или планшеты – для создания кластеров, стараясь выполнить свою работу не только грамотно, но и эстетически оформлено. Подобная работа мотивируется чувством соперничества, что заставляет ребят творчески подходить к выполнению задания. Таким образом, самостоятельное изучение материала превращается в увлекательный исследовательский процесс, формирующий регулятивные и познавательные компетенции.
(Варианты схем – кластеров в приложении)
Учащиеся пишут текст, редактируют его, находят причастия, определяют признаки этой части речи.
Запись учащимися задания в дневники.
|
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
Регулятивные: ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания; пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации; проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности. Познавательные: умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).
УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества)
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 |
|
| презентация
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|