Автор: Даутова Гульсесек Вазировна

Место работы: МОУ СОШ им. Исхакова А. С. с. Уральск

Должность: Учитель физики

Дополнительные сведения: классный руководитель

Источники материалов:

Словарь Ожегова,

Возрастные особенности учащихся – общая психология,

Классный час на тему «Есть проблемы?» для учащихся 3-8 классов.

Воспитательные цели: Научить воспитанников активным способам деятельности в разрешении личных проблем, показать возможность решения любой проблемы, выявить личные проблемы, не оставлять учащихся наедине со своими проблемами.

Основные утверждения:

— Нет неразрешимых проблем;

— Без проблем жить невозможно;

— Виды проблем: личные, глобальные.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

— Что такое проблема?

— Можете ли вы выделять проблемы?

— Какие проблемы вы уже решали?

— Можно ли прожить без проблем?

— У разных людей проблемы одинаковые?

— Что делать для того, чтобы преодолеть проблему?

Основные понятия:

Проблема — сложный вопрос, задача, жизненная ситуация, требующая разрешения (словарь Ожегова)

Цель – ожидаемый конечный результат какой-либо деятельности.

Алгоритм – последовательность действий для достижения цели.

Действие – проявление деятельности в поступках, поведении.

На доске картины русских художников с «проблемными сюжетами»: «Опять двойка» И. Репина, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, можно подобрать другие. Для контраста — несколько «спокойных» репродукций.

Предварительная работа: Задание на дом: написать мини-сочинение «Мои проблемы». В этом случае учитель анализирует проблемы учащихся заранее и продумывает пути из разрешения. Скрытые проблемы можно обнаружить, используя специальные методики. В этом может помочь школьный психолог. При этом особенно следует позаботиться о конфиденциальности.

План классного часа:

  1. Организационный момент – 2 мин

  2. Обсуждение картин – 5 мин

  3. Работа в группах – 7 мин

  4. Обсуждение вопросов – 3 мин

  5. Обучение способам решения личностных проблем – 5 мин

  6. Подведение итогов – 3 мин

Ход классного часа:

  1. Объявить тему классного часа, сформулировать цели в доступной форме.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о проблемах. Проблемы есть в нашей жизни у любого человека. Мы научимся распознавать проблемы, решать их.

  1. Дети совместными усилиями формулируют понятие «проблема».

Учитель: Что вы видите на картинах?

Ответы учеников:

— На картинах «Опять двойка» и «Последний день Помпеи» изображены проблемные ситуации.

Наличие проблем у людей можно увидеть по внешним признакам.

Проблемы доставляют людям большие неприятности и даже приводят к трагедиям.

Проблема – это сложный вопрос, задача, жизненная ситуация, требующая разрешения.

  1. Учитель делит класс на несколько групп, принцип деления продумывает заранее исходя из домашних мини-сочинений и результатов работы психолога. Дети в группах должны сформулировать возможные проблемы и составить список в письменной форме.

Вот самые актуальные проблемы для детей младшего школьного возраста:

— недружественное поведение мальчиков по отношению к девочкам или наоборот (клички, драки);

— в классе меня не любят;

— ссоры родителей;

— развод в семье;

— мои родители любят меня меньше, чем сестру или брата;

— я ненавижу музыкальную школу;

— я некрасивая;

— я стеснительный;

— я не успеваю сделать все уроки и т. д.

Актуальные проблемы для детей подросткового возраста:

Первой такой проблемой является необходимость отделиться от родителей в самостоятельную психологическую, а следовательно, социальную и человеческую единицу.

Вторая проблема “трудного возраста” огромная внутренняя тревога, связанная с изменением всего телесного и психологического уклада, которую испытывает подросток. Именно от нее он спасается громкой ритмичной музыкой. В этот период возникает реальный страх – употребление наркотиков и психотропных веществ, которые уводят за пределы этой новой реальности.

Следующая проблема – агрессия, с которой подросток не справляется, этот излишек новой и еще неосвоенной энергии сексуальности. Здесь родительская, а иногда и собственно подростковая мудрость состоит в усиленных занятиях спортом, которые на время отводят опасную энергию в приемлемое русло.

Все проблемы детей можно объединить на типичные:

— отношения между одноклассниками;

— отношения в семье;

— здоровье;

— учеба, отношение к учебе;

— свободное время;

— правила поведения.

Каждая группа озвучивает свои проблемы.

4. Учитель предлагает обсудить вопросы:

Учитель: Какие проблемы вам удавалось решить?

Ответы учеников:

— Исправить плохие отметки;

— Подружиться с одноклассником после ссоры;

Учитель: Почему у некоторых людей проблем много, у других меньше?

Ответы учеников:

— Некоторые люди создают себе лишние проблемы.

Учитель: Бывают ли проблемы глобальные?

Ответы учеников: Экологическая, мира и разоружения, демографическая, продовольственная, энергетическая, проблема здоровья людей, использование Мирового океана, мирное освоение космоса, преодоление отсталости развивающихся стран, возрождение культурных и нравственных ценностей.

Учитель: Очень важно разобраться в своей проблеме, понять, когда она возникла, как долго она существует, с чем или с кем она связана, можно ли решить ее самостоятельно, кто может помочь в этом.

  1. Самая главная часть классного часа: Ребятам предлагается совместная работа по составлению алгоритма действий для решения конкретной проблемы. Учитель рисует на доске лестницу из семи ступенек. Каждая ступенька означает точное действие на пути к решению проблемы.

  1. Я вижу свою проблему.

  2. Я знаю про свою проблему все.

  3. Я хочу решить свою проблему.

  4. Я составляю план действий.

  5. Я действую.

  6. Я изучаю результат: получил ли я то, что ожидал.

  7. Я даю оценку: как я прошел этот путь.

Учитель приводит пример решения проблемы одной из групп:

Моя главная проблема сегодня – моя лень.

План действий по решению моей проблемы:

— Поговорить с родителями на эту тему. Попросить ставить отметку за исполнение плана каждую неделю.

— Записаться а прием к школьному психологу, чтобы взять рекомендации.

— Составить распорядок дня. Посчитать, сколько времени уходит на просмотр телевизионных программ.

— Договориться с учителем математики, чтобы меня спрашивали каждый урок.

— Каждый день убирать квартиру.

— Выбрать кружок, чтобы записаться и посещать.

— В конце каждого дня подводить итоги: что я сделал полезного.

6. Учитель: Какие выводы можете сделать?

Ответы учеников:

— Проблема требует разрешения.

— Если ее не решать, она будет расти как снежный ком.

— Человек должен быть активен в решении собственных проблем.

— Для решения проблемы нужно действовать по алгоритму.

— Важно составить план действий.

Учитель: Предлагаю дома составить план действий для решения своей проблемы. В план внесите меры контроля и самоконтроля, временные сроки. К этой теме мы еще вернемся позже и узнаем как вы решили свои проблемы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here