Автор: Даутова Гульсесек Вазировна
Место работы: МОУ СОШ им. Исхакова А. С. с. Уральск
Должность: Учитель физики
Дополнительные сведения: классный руководитель
Источники материалов:
Словарь Ожегова,
Возрастные особенности учащихся – общая психология,
Классный час на тему «Есть проблемы?» для учащихся 3-8 классов.
Воспитательные цели: Научить воспитанников активным способам деятельности в разрешении личных проблем, показать возможность решения любой проблемы, выявить личные проблемы, не оставлять учащихся наедине со своими проблемами.
Основные утверждения:
— Нет неразрешимых проблем;
— Без проблем жить невозможно;
— Виды проблем: личные, глобальные.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
— Что такое проблема?
— Можете ли вы выделять проблемы?
— Какие проблемы вы уже решали?
— Можно ли прожить без проблем?
— У разных людей проблемы одинаковые?
— Что делать для того, чтобы преодолеть проблему?
Основные понятия:
Проблема — сложный вопрос, задача, жизненная ситуация, требующая разрешения (словарь Ожегова)
Цель – ожидаемый конечный результат какой-либо деятельности.
Алгоритм – последовательность действий для достижения цели.
Действие – проявление деятельности в поступках, поведении.
На доске картины русских художников с «проблемными сюжетами»: «Опять двойка» И. Репина, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, можно подобрать другие. Для контраста — несколько «спокойных» репродукций.
Предварительная работа: Задание на дом: написать мини-сочинение «Мои проблемы». В этом случае учитель анализирует проблемы учащихся заранее и продумывает пути из разрешения. Скрытые проблемы можно обнаружить, используя специальные методики. В этом может помочь школьный психолог. При этом особенно следует позаботиться о конфиденциальности.
План классного часа:
-
Организационный момент – 2 мин
-
Обсуждение картин – 5 мин
-
Работа в группах – 7 мин
-
Обсуждение вопросов – 3 мин
-
Обучение способам решения личностных проблем – 5 мин
-
Подведение итогов – 3 мин
Ход классного часа:
-
Объявить тему классного часа, сформулировать цели в доступной форме.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о проблемах. Проблемы есть в нашей жизни у любого человека. Мы научимся распознавать проблемы, решать их.
-
Дети совместными усилиями формулируют понятие «проблема».
Учитель: Что вы видите на картинах?
Ответы учеников:
— На картинах «Опять двойка» и «Последний день Помпеи» изображены проблемные ситуации.
– Наличие проблем у людей можно увидеть по внешним признакам.
– Проблемы доставляют людям большие неприятности и даже приводят к трагедиям.
– Проблема – это сложный вопрос, задача, жизненная ситуация, требующая разрешения.
-
Учитель делит класс на несколько групп, принцип деления продумывает заранее исходя из домашних мини-сочинений и результатов работы психолога. Дети в группах должны сформулировать возможные проблемы и составить список в письменной форме.
Вот самые актуальные проблемы для детей младшего школьного возраста:
— недружественное поведение мальчиков по отношению к девочкам или наоборот (клички, драки);
— в классе меня не любят;
— ссоры родителей;
— развод в семье;
— мои родители любят меня меньше, чем сестру или брата;
— я ненавижу музыкальную школу;
— я некрасивая;
— я стеснительный;
— я не успеваю сделать все уроки и т. д.
Актуальные проблемы для детей подросткового возраста:
Первой такой проблемой является необходимость отделиться от родителей в самостоятельную психологическую, а следовательно, социальную и человеческую единицу.
Вторая проблема “трудного возраста” огромная внутренняя тревога, связанная с изменением всего телесного и психологического уклада, которую испытывает подросток. Именно от нее он спасается громкой ритмичной музыкой. В этот период возникает реальный страх – употребление наркотиков и психотропных веществ, которые уводят за пределы этой новой реальности.
Следующая проблема – агрессия, с которой подросток не справляется, этот излишек новой и еще неосвоенной энергии сексуальности. Здесь родительская, а иногда и собственно подростковая мудрость состоит в усиленных занятиях спортом, которые на время отводят опасную энергию в приемлемое русло.
Все проблемы детей можно объединить на типичные:
— отношения между одноклассниками;
— отношения в семье;
— здоровье;
— учеба, отношение к учебе;
— свободное время;
— правила поведения.
Каждая группа озвучивает свои проблемы.
4. Учитель предлагает обсудить вопросы:
Учитель: Какие проблемы вам удавалось решить?
Ответы учеников:
— Исправить плохие отметки;
— Подружиться с одноклассником после ссоры;
Учитель: Почему у некоторых людей проблем много, у других меньше?
Ответы учеников:
— Некоторые люди создают себе лишние проблемы.
Учитель: Бывают ли проблемы глобальные?
Ответы учеников: Экологическая, мира и разоружения, демографическая, продовольственная, энергетическая, проблема здоровья людей, использование Мирового океана, мирное освоение космоса, преодоление отсталости развивающихся стран, возрождение культурных и нравственных ценностей.
Учитель: Очень важно разобраться в своей проблеме, понять, когда она возникла, как долго она существует, с чем или с кем она связана, можно ли решить ее самостоятельно, кто может помочь в этом.
-
Самая главная часть классного часа: Ребятам предлагается совместная работа по составлению алгоритма действий для решения конкретной проблемы. Учитель рисует на доске лестницу из семи ступенек. Каждая ступенька означает точное действие на пути к решению проблемы.
-
Я вижу свою проблему.
-
Я знаю про свою проблему все.
-
Я хочу решить свою проблему.
-
Я составляю план действий.
-
Я действую.
-
Я изучаю результат: получил ли я то, что ожидал.
-
Я даю оценку: как я прошел этот путь.
Учитель приводит пример решения проблемы одной из групп:
Моя главная проблема сегодня – моя лень.
План действий по решению моей проблемы:
— Поговорить с родителями на эту тему. Попросить ставить отметку за исполнение плана каждую неделю.
— Записаться а прием к школьному психологу, чтобы взять рекомендации.
— Составить распорядок дня. Посчитать, сколько времени уходит на просмотр телевизионных программ.
— Договориться с учителем математики, чтобы меня спрашивали каждый урок.
— Каждый день убирать квартиру.
— Выбрать кружок, чтобы записаться и посещать.
— В конце каждого дня подводить итоги: что я сделал полезного.
6. Учитель: Какие выводы можете сделать?
Ответы учеников:
— Проблема требует разрешения.
— Если ее не решать, она будет расти как снежный ком.
— Человек должен быть активен в решении собственных проблем.
— Для решения проблемы нужно действовать по алгоритму.
— Важно составить план действий.
Учитель: Предлагаю дома составить план действий для решения своей проблемы. В план внесите меры контроля и самоконтроля, временные сроки. К этой теме мы еще вернемся позже и узнаем как вы решили свои проблемы.