Классный час.
Педагог Вуек Н.В.
3а класс
МОУ «СОШ № 94» г.Саратова
Тема: «Толерантность – путь к миру».
Цель : знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, развитие устной речи учащихся.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Сказочка о счастье
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» —
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
— О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
— Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
— О, мой король, — вскричал солдат, —
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
— А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
— Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
— А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
— В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Вопросы для учащихся к сказке о счастье:
-
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
-
Как вы думаете, почему изменился король?
-
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
-
Чему нас учит эта сказка?
Примерные ответы детей: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Какая тема сегодняшнего классного часа?
Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Тема: Толерантность – путь к миру.
Вам понятно значение этого слова?
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
На столах есть маленькие белые карточки, на них написано. что обозначает слово талерантнось на других разных языках.
II. Дети читают. Учитель вывешивает на доске ( и на слайдах) определения толерантности на различных языках
«толерантность» — в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
«толерантность» — во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
«толерантность» — в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
«толерантность» — в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
«толерантность» — в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
«толерантность» — в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся для полного понимания понятия «толерантность»: (можно работать в группах)
-
Какое из определений вам импонирует более всего?
-
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
-
А что же объединяет эти определения?
-
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
Физминутка.
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!
Нарисуйте на своих листах лицо толерантного человека и напишите одно слово которое его характерезует.
Вывешиваем рисунки и обсуждаем , делаем вывод, каким должен быть толерантный человек.
Интолерантный человек | |
Уважает мнение других Доброжелательный Понимающий Чуткий Любознательный Снисходительный Доверие вызывает Гуманный
| Непонимающий Эгоист Пренебрежительный Раздражительный Равнодушный Агрессивный Невоспитанный Завистливый |
в) решение проблемных ситуаций.
Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
— Как поступите в этой ситуации?
— Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
— Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
-
Уважай собеседника.
-
Старайся понять то, о чем говорят другие.
-
Отстаивай свое мнение тактично.
-
Ищи лучшие аргументы.
-
Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
-
Стремись учитывать интересы других.
Другая ситуация.
Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
Как вы поступите в этой ситуации?
5. Обобщающая беседа.
Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
— Что вы чувствовали в тот момент?
— А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
— Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
— Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
— Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
— Какое наставление правило нам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».
Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
— Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
— И всё это вам поможет жить в мире.
V. Рефлексия: Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока станет по-другому относиться к окружающим людям, товарищам? Каково ваше отношение к понятию «толерантность»?
«толерантность» — В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; «толерантность» — Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; «толерантность» — в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; «толерантность» — В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; «толерантность» — В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; «толерантность» — В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
|