МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова

Варламова Татьяна Спиридоновна учитель начальных классов

Классный час: ”Мы и наши права 3-4 классы”.

Цель урока: дать первоначальные представления о правах ребёнка.

Задачи:

  • работа над понятием «права человека», «права ребенка».

  • знакомство детей  с Конвенцией прав ребёнка;

  • развитие чувства человеческого достоинства.

Оборудование:  шаблоны голубей, ¼ белого листа А4, черновики для синквейна,  толковый словарь,   ножницы, плакат, книга «Ваши права» (Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год), книга «Учимся думать о себе и о других» С-Пб, «Специальная литература», 1997.

Ход урока

1. Подготовительная работа. Игра «Знакомство»

Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут…, я люблю …». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут… Я люблю…» и так далее).

Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.

Можно провести поочерёдно на каждой колонке; или сократить информацию до одного предыдущего человека.

— Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.

— Что же нас с Вами объединяет? (Принимаются варианты ответов).

2. Чтение рассказа из книги «Учимся думать о себе и о других»

Книга «Учимся думать о себе и о других». (С-Пб, «Специальная литература», 1997). А.Усачёв «Приключения маленького человечка»

 — Послушайте рассказ  А.Усачёва «Приключения маленького человечка» и подумайте, что ещё может нас объединять? ( читаю до слов «…никто в городе даже не слышал о Правах Человека.», стр.226)

— Что же ещё нас объединяет? (права)

3. Тема урока «Права Человека»

На доске появляется плакат.

Какие ассоциации со словом «права» возникают?  (Ответы детей записываются на доске).

— Право-система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Право появилось с возникновением государства, с выходом первых государственных актов, в которых формулировались правила поведения членов общества, определялся порядок общественной жизни и устанавливались наказания   за его нарушение. С момента своего возникновения право выполняло общую охранительную функцию, определяя систему запретов.

4. Продолжение чтения рассказа. Беседа

— Чтение (стр.226-230)

— Где прописаны наши права?  (1948г.)   

— Как понимаете слово «ДЕКЛАРАЦИЯ»?  Зачитать значение из толкового словаря.

Декларация — это основные принципы, к которым стремится государство.

— Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права, основные принципы, к которым стремится государство, записаны в документе — Всеобщей декларации прав человека. (1948г.)

— Права человека есть у всех людей, в том числе и у детей. Специально  для охраны прав детей – Конвенция о правах  ребенка.

— Что значит это слово? Зачитать значение слова «КОНВЕНЦИЯ» из толкового словаря.

— Конвенция о правах  ребенка принята ООН в 1959году, а Россия приняла в 1990году. В этом году — 20 лет.

5. Знакомство с Декларацией. Работа в четвёрках  с книгой  «Ваши права»

— Сегодня мы начнём знакомство, а продолжим на уроках Окружающего мира.

Рассмотрите книгу. Почему начинают с 30 статьи? (основной принцип построения)

— Найдите самые важные, главные, значимые, по вашему мнению, статьи и зачитайте их, называя страницу и №.

-ВЫВОД: Они все главные.

6. Подведение итогов урока

— Зачем нам нужны права?

— Если все будут уважать права других, то не будет войн, все будут жить в мире.

— Кто знает,  какая птица является символом мира? (голубь)

— Сейчас вы с помощью шаблона изготовите этот символ.

— Каждый попробует написать синквейн  на листочках.

Вспомните, что такое синквейн? Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:

Правила написания синквейна?

1. – тема существительное,

2. – два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,

3. – три глагола по теме,

4. – осмысленная фраза на данную тему,

резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Какое слово будет первым? (права или человек, по выбору детей). Работа в парах.

Примеры синквейнов:

Человек.

Умный, дипломатичный.
Мыслит, дружит, защищает.
У каждого человека есть права.
Индивид.

Права.

Необходимые, равные.
Даются, регулируют, защищают.
Надо уважать права другого.
Декларация.

Детские работы зачитываются, обсуждаются в парах.

Составляется новый синквейн (в паре). Его дети записывают на голубя.

7. Итог урока

Голуби вывешиваются на доску вокруг плаката.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here