МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова
Варламова Татьяна Спиридоновна учитель начальных классов
Классный час: ”Мы и наши права 3-4 классы”.
Цель урока: дать первоначальные представления о правах ребёнка.
Задачи:
-
работа над понятием «права человека», «права ребенка».
-
знакомство детей с Конвенцией прав ребёнка;
-
развитие чувства человеческого достоинства.
Оборудование: шаблоны голубей, ¼ белого листа А4, черновики для синквейна, толковый словарь, ножницы, плакат, книга «Ваши права» (Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год), книга «Учимся думать о себе и о других» С-Пб, «Специальная литература», 1997.
Ход урока
1. Подготовительная работа. Игра «Знакомство»
Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут…, я люблю …». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут… Я люблю…» и так далее).
Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.
Можно провести поочерёдно на каждой колонке; или сократить информацию до одного предыдущего человека.
— Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.
— Что же нас с Вами объединяет? (Принимаются варианты ответов).
2. Чтение рассказа из книги «Учимся думать о себе и о других»
Книга «Учимся думать о себе и о других». (С-Пб, «Специальная литература», 1997). А.Усачёв «Приключения маленького человечка»
— Послушайте рассказ А.Усачёва «Приключения маленького человечка» и подумайте, что ещё может нас объединять? ( читаю до слов «…никто в городе даже не слышал о Правах Человека.», стр.226)
— Что же ещё нас объединяет? (права)
3. Тема урока «Права Человека»
На доске появляется плакат.
Какие ассоциации со словом «права» возникают? (Ответы детей записываются на доске).
— Право-система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Право появилось с возникновением государства, с выходом первых государственных актов, в которых формулировались правила поведения членов общества, определялся порядок общественной жизни и устанавливались наказания за его нарушение. С момента своего возникновения право выполняло общую охранительную функцию, определяя систему запретов.
4. Продолжение чтения рассказа. Беседа
— Чтение (стр.226-230)
— Где прописаны наши права? (1948г.)
— Как понимаете слово «ДЕКЛАРАЦИЯ»? Зачитать значение из толкового словаря.
Декларация — это основные принципы, к которым стремится государство.
— Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права, основные принципы, к которым стремится государство, записаны в документе — Всеобщей декларации прав человека. (1948г.)
— Права человека есть у всех людей, в том числе и у детей. Специально для охраны прав детей – Конвенция о правах ребенка.
— Что значит это слово? Зачитать значение слова «КОНВЕНЦИЯ» из толкового словаря.
— Конвенция о правах ребенка принята ООН в 1959году, а Россия приняла в 1990году. В этом году — 20 лет.
5. Знакомство с Декларацией. Работа в четвёрках с книгой «Ваши права»
— Сегодня мы начнём знакомство, а продолжим на уроках Окружающего мира.
Рассмотрите книгу. Почему начинают с 30 статьи? (основной принцип построения)
— Найдите самые важные, главные, значимые, по вашему мнению, статьи и зачитайте их, называя страницу и №.
-ВЫВОД: Они все главные.
6. Подведение итогов урока
— Зачем нам нужны права?
— Если все будут уважать права других, то не будет войн, все будут жить в мире.
— Кто знает, какая птица является символом мира? (голубь)
— Сейчас вы с помощью шаблона изготовите этот символ.
— Каждый попробует написать синквейн на листочках.
Вспомните, что такое синквейн? Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:
Правила написания синквейна?
1. – тема существительное,
2. – два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
3. – три глагола по теме,
4. – осмысленная фраза на данную тему,
– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
Какое слово будет первым? (права или человек, по выбору детей). Работа в парах.
Примеры синквейнов:
Человек.
Умный, дипломатичный.
Мыслит, дружит, защищает.
У каждого человека есть права.
Индивид.
Права.
Необходимые, равные.
Даются, регулируют, защищают.
Надо уважать права другого.
Декларация.
Детские работы зачитываются, обсуждаются в парах.
Составляется новый синквейн (в паре). Его дети записывают на голубя.
7. Итог урока
Голуби вывешиваются на доску вокруг плаката.