Урок внеклассного чтения (7 класс)
Тема: «Открытие красоты мира и противостояние злу в повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевертыши».
Цель:
-
познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Тендрякова на примере повести «Весенние перевертыши»;
-
исследовать процесс формирования характера главного героя повести и этапы его нравственного становления;
-
воспитание доброты, сочувствия.
Оборудование: презентация «Страницы жизни и творчества В.Ф.Тендрякова», текст повести «Весенние перевертыши», портрет Н.Н.Гончаровой, сборник стихов А.С.Пушкина, раздаточный материал.
Программа урока
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя:
-Сегодня вам предстоит открыть для себя нового писателя – Владимира Федоровича Тендрякова, и в частности познакомиться с его повестью «Весенние перевертыши». Исследовать процесс формирования характера главного героя произведения – задача нашего урока.
Итак, В.Ф.Тендряков. Перелистаем страницы жизни и творчества писателя.
3.Выступление учащегося с сообщением «Страницы жизни и творчества В.Ф.Тендрякова» и просмотр презентации.
4.Учитель:
— Особое место в творчестве Тендрякова занимают произведения, посвященные детям, школе. Одно из них – «Весенние перевертыши». Откроем книгу, и пройдем за героем сложный путь познания мира. (Чтение пролога). Что же случилось с героем? На этот вопрос нам и предстоит ответить. Но вначале давайте познакомимся с героем – Дюшкой Тягуновым.
5.Опрос: представление героя.
6.Беседа:
-
И вот в один из весенних дней мир, который «кругом был прост и понятен», стал непростым и непонятным для Дюшки. Почему? (Дюшка по-новому стал смотреть на мир, замечать то, чего раньше не видел; задумываться над тем, о чем раньше не думал. С этого и начинается его взросление)
-
Тринадцатилетний Дюшка открывает для себя мир. Что прежде всего поражает его, когда он выходит на улицу? (Природа преображается – весна – движение в душе героя)
-
Вместе с поэзией жизни входит в душу подростка любовь. Какое открытие делает Дюшка, когда открывает сборник стихов Пушкина? (Римка Бретенева похожа на Н.Н.Гончарову)
-
Какие чувства он испытывает к ней? (Влюбленность)
-
А меняется ли его отношение к ней, когда узнает, что она гуляет с Левкой? (Нет)
-
Влюбленность делает душу мальчика чуткой и восприимчивой, бескорыстной. Он часто цитирует Пушкина. Прослушайте два стихотворения поэта («Я вас любил…», «Пускай увенчанный любовью…»). Какое из них лучше всего раскрывает душевное состояние героя? Почему?
7. Опрос:
— Взросление Дюшки продолжается. Любовь к жизни предполагает ненависть к тем, кто мешает жить; активную борьбу со злом, то есть с Сашкой Ерахой. Расскажите о нем.
-Выступление учащегося.
8.Беседа:
-
Кульминационным моментом борьбы с Санькой является сцена драки. (Выразительное чтение сцены драки из главы 17). Что испытывает в этот момент Дюшка? (Злобу, ненависть)
-
Как автор подчеркивает, что в данной ситуации Дюшка уподобляется Саньке? (С помощью портретной характеристики)
9.Работа с текстом:
-Тендряков, описает героев во время драки так:
— «У Саньки широкое, плоское лицо»;
— «Дюшка почувствовал, что у него исчезло лицо, вместо него что-то плоское».
Что означает эпитет «плоское»?
10.Работа с листами-характеристиками.
-Два человека. Два характера. Кому из них симпатизируете вы? Кого из них можно назвать личностью? Но вначале заполним листы-характеристики
Черты характера | Санька Ераха | |
| гордость |
|
| самовлюбленность |
|
| смелость |
|
| ранимость |
|
| самоуверенность |
|
+ | доброта | — |
| жестокость |
|
— | эгоизм | + |
| способность любить |
|
Задание: синим цветом отмечаем положительные черты, красным – отрицательные.
-Внимательно посмотрите на лист-характеристику, какой вывод можно сделать? (Дюшка Тягунов – личность, способная любить, сопереживать)
-Какие жизненные уроки извлек Дюшка?
-Отразились ли на окружающих изменения, произошедшие с Дюшкой?
-Какой вывод из прочитанного можем сделать вы, читатели? (Завтрашняя жизнь начинается сегодня. От каждодневных решений зависит то, каким каждый из вас станет в самостоятельной, взрослой жизни).
11.Подведение итогов урока.
12.Домашнее задание: письменно ответить на вопрос «Почему повесть называется «Весенние перевертыши»?»