Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24
«Первоцветы»
(классный час, 1-4 классы)
Учитель: Васильцова Марина Николаевна
2012/2013 учебный год
г.Комсомольск-на-Амуре
Первоцветы
Цели: обучающая: сформировать представления учащихся о родном крае; развивать умение пользоваться литературой для получения информации;
развивающая: развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, речь;
воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю как к малой Родине, привитие любви к родному краю, его природе, активной жизненной позиции в деле охраны природы.
Оборудование: иллюстрации раннецветущих растений, листы бумаги, ножницы, клей, фломастеры, конверт с рисунками растений
Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о нашей Земле – нашем общем доме, вспомнить о растениях, которые нуждаются в защите и охране. Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней. Об этом точно и выразительно сказал поэт В.Семёнов:
Природа… Красота…
Мой тоненький горнист.
Покуда ты чиста,
Я тоже буду чист.
Перед началом урока класс делится на группы по 5 человек, в каждой группе выбирается старший. Для руководства работой учащихся можно пригласить учеников из 5–6-х классов.
Каждая группа получает набор, включающий: листы с надписью «Берегите первоцветы!» для оформления плакатов в защиту первоцветов – 5 экз.; ножницы – 5 шт.; клей; набор фломастеров; конверт с рисунками растений: ветреницы дубравной, календулы лекарственной, калужницы болотной, люпина желтого, мать-и-мачехи, медуницы неясной, пиона уклоняющегося, ромашки обыкновенной, шиповника коричного; инструкцию к выполнению практической работы.
Оформление доски:
– ребус «Первоцветы»;
– изображение корневища или луковицы как пример запасающего органа, лучше – изображение растения-первоцвета с подземной частью;
– изображения первоцветов (медуница, калужница, ветреница, мать-и-мачеха) и таблички с их названиями;
– чайнворд «Не рви большие букеты!»;
– плакаты с правилами охраны первоцветов: «Не надо рвать большие букеты!», «Не губи места произрастания первоцветов!», «Не вырывай цветы с корнем!», «Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними!»; «Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов!»;
Перед началом урока открыта только та часть доски, где расположен ребус «Первоцветы».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Перед вами на доске – ребус. Разгадайте его и вы узнаете тему сегодняшнего занятия.
Разгадайте загадку: «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает». (Подснежник.)
Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. А еще их называют подснежниками, потому что они первыми появляются из-под снега.
Ученик читает стихотворение:
Вот и подснежников белые глазки
Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шепоте нежном, тихом и ласковом
Жизни начало и трепет несут.
Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной? У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. Как вы думаете?
Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже готово выпустить яркий цветок.
(Учитель открывает на доске изображение корневища.)
Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества.
Какие же из первоцветов растут в нашей местности?
(Выслушав учеников, учитель продолжает рассказ, по очереди открывая изображения растений с названиями.)
Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – «мачеха», а нижняя – мягкая, теплая – «мать».
Медуница неясная («легочница»). Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.
Калужница болотная. Название этого растения происходит от старорусского слова «калужина», что значит – «лужа». Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы.
Ветреница дубравная. Это небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Цветки ветреницы очень быстро увядают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли растения с листьями засыхают, но в земле сохраняются толстенькие корневища, похожие на червячков. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота.
А кто из вас знает: какие из этих первоцветов используются в лечебных целях?
(Выслушав учеников, учитель продолжает рассказ.)
Мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.
Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.
Ветреницу дубравную используют для лечения суставов. Собирают надземную часть растения (без корней), готовят настой на спирту и натирают им больные места. Растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.
Вопросы для закрепления
(Названия первоцветов закрыть или убрать с доски.)
-
Какой из первоцветов не используется в лечебных целях?
-
О каких первоцветах, используемых в лечебных целях, шла речь?
(Выслушав учеников, учитель продолжает рассказ.)
Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания… Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время!
Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы количество их на земле не уменьшалось?
(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)
А теперь посмотрите на доску и отгадайте следующую загадку. В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывает чайнворд на доске).
К | Ш | Ь | В | Р | |
Т | У | И | Л | И | Е |
Ы | Б | Е | О | Б | Н |
(Дети должны прочесть фразу «Не рви большие букеты». Затем учитель продолжает беседу и постепенно открывает на доске плакаты с правилами охраны первоцветов. Каждое правило обсуждается – учитель поясняет, как именно его следует выполнять. Беседа завершается чтением стихотворения.)
Не рвите цветы, не рвите –
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
Физкультминутка
Если учитель называет растение-первоцвет, то дети приседают, а если называет другое растение, то подпрыгивают на месте.
Названия растений: ноготки, колокольчик, незабудка, калужница, мак, василек, гвоздика, медуница, ромашка, астра, космея, ветреница, нарцисс, георгин, гладиолус, мать-и-мачеха, роза, примула, тюльпан.
Практическая работа
Одно из правил охраны первоцветов гласит: «Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов». Как можно это сделать?
Правильно, оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, чтобы люди запомнили эти цветы.
Изучите инструкцию по выполнению практической работы. Выполните работу и сдайте ее учителю.
Инструкция
1. Посмотрите, что находится в конвертах.
2. Выберите рисунки первоцветов.
3. Разместите эти рисунки на листе бумаги с надписью «Берегите первоцветы!» и приклейте их.
4. Дооформите плакат, нарисовав недостающие листья и стебли.
5. Подпишите свою фамилию.
6. Сдайте плакат учителю.
Вопросы для закрепления
(На доске написаны названия первоцветов, и ребята отвечают на вопросы, выбирая растения из списка.)
1. Растение, которое имеет цветки разной окраски. (Медуница.)
2. Это растение ядовито, его используют для лечения больных суставов, (Ветреница.)
3. Листья этого растения используют для лечения простудных заболеваний. (Мать-и-мачеха.)
4. Растения, которые первыми расцветают весной. (Первоцветы.)
5. Этот первоцвет растет по сырым влажным местам. (Калужница.)
В конце занятия учитель благодарит ребят за хорошую работу, желает им успехов. Работы учащихся вывешиваются на доску. Ранней весной, как только появятся первые весенние цветы, ребята развесят свои плакаты на дверях подъездов.
Приложение: