Тема: Фразеологизмы.
Цели:
1. образовательные:
-
учить находить, понимать значение фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;
-
обогащать и уточнять словарный запас учащихся;
2. развивающие:
-
развивать речь и умение работать с учебной информацией;
3. воспитательные:
-
воспитывать интерес к языку;
-
формировать коммуникативные умения при работе в парах, в группах и умения делать нравственную оценку деятельности человека;
Задачи урока:
-
наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;
-
сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;
-
расширять словарный запас учащихся;
Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная
Оборудование: учебник Русский язык: 2 класс Ч. 2, под ред. С.В. Иванова, карточки с заданиями для работы в парах, использование компьютера с презентацией
Ход урока:
-
Организационный момент.
(создание эмоционального настроя)
— мы пришли сюда … (учиться)
— не лениться, а … (трудиться)
— слушаем … (внимательно)
— работаем … (старательно)
Постановка проблемной ситуации.
— Ребята, оглянитесь назад. Что (кого) вы видите?
— А теперь внимательно послушайте отрывок из рассказа К.И. Чуковского.
Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться.
— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету…
— Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета?
— Подумайте, что означает выражение — оглянуться не успеешь? Можно ли его заменить одним словом? Каким?
(Если учащимся сложно заменить фразеологизм одним словом – быстро предлагается другой пример:
-Оглянуться не успеете, как наступит перемена.)
-
Знакомство с новым материалом.
Цель: учить приходить к определённым выводам.
— Ребята, а почему мы так говорим?
Труслив, как заяц. (ответы учащихся)
Голоден, как волк.(ответы учащихся)
Здоров, как бык. (ответы учащихся)
— А так говорят?
Ползёт, как рыба. (ответы учащихся)
Трещат, как черепаха . (ответы учащихся)
Молчит, как сороки. (ответы учащихся)
— Что же произошло? (Слова в сочетаниях заблудились) Попробуем исправить. (показ слайда №1)
— Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? ( Да, действительно, невозможно заменить одно слово другим, иначе теряется смысл)
— Значит, эти слова дружат друг с другом и поменять местами их нельзя!
— В русском языке такие сочетания не создаются в момент говорения, а употребляются готовыми. Они называются устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов. Это фразеологизмы.
(слайд №2)
Фразис в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос – «слово, понятие».
— А где можно найти значение фразеологизмов? (узнать у взрослых, во фразеологическом словаре…)
(слайд №2)
-
Работа по учебнику.
Цель: наблюдение за значением и эмоциональной окраской фразеологизмов; расширение словарного запаса учащихся
Упр.1
— Известны ли вам значения приведённых устойчивых сочетаний слов?
— Можно ли что-то зарубить себе на носу, могут ли пятки сверкать, падает ли снег на голову?
(слайд№ 3,4,5)
— Как же понять, что означают эти выражения? (из текста, из словаря) Прочтите предложения, которые помогут вам определить значение фразеологизмов.
— Как же вы понимаете, зарубить себе на носу?
— Но если вместо зарубить себе на носу можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Если затрудняются, не могут ответить:
— Какое из предложений – с фразеологизмами зарубить себе на носу, или со словом «запомни» — более яркое, выразительное?
— Нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Для чего?
— Внутри фразеологизма, если каждое слово взять отдельно, то значение слов теряется.
На доске пишет учитель и говорит:
— Сумма значений слов зарубить и нос не даёт значения «запомнить».
Зарубить + нос = запомнить
Чтение правила на стр.101
Упр. 3 (стр. 102) разбирается, и дети записывают два (один) любых фразеологизма с его значением.
-
Закрепление материала.
1) – Я попрошу вас поработать в парах, помогая друг другу, советуясь. Только после того, как закончите выполнять задание, поднимаете вместе руки и показываете, что вы готовы отвечать. (слайд № 6)
Работа в парах.
Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.
Карточки для парной работы
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь
О них обычно говорят
Водой …
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк
И так устали мы в дороге,
Что еле …
— Объясните значение фразеологизмов.
ФИЗМИНУТКА
2) — Ребята, вы знаете перед началом урока я обнаружила письмо. Давайте прочитаем его.
Читает ученик.
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Дима.
Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.
Но однажды мы спорили, а потом подрались. А всё потому, что я сказал, что 12 апреля исполнилось 50 лет со дня полёта первого космонавта в космос. А Витька со мной не соглашался. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.
Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
— Всё ли вам в тексте понятно?
— А что значит водой не разольёшь, как кошка с собакой, без него как без рук? Ученики объясняют значение сочетаний.
— Как одним словом можно назвать эти сочетания слов?
— Прав ли был Дима, когда говорил другу о 12 апреле?
— Почему он обратился к нам с просьбой помочь? Какой совет дали бы вы мальчикам?
— Действительно, полёту первого человека в космос исполнилось полвека – 50 лет! Назовите имя этого героя.
— А какие качества присущи Ю. А. Гагарину? Можно ли доверить человеку важное, ответственное дело, если он к работе относится спустя рукава?
— А вы поняли, что значит спустя рукава? (слайд№ 7)
Спустя рукава
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.
5. Итог урока.
— Сегодня наш урок русского языка я закончу шуточным и немного поучительным стихотворением. А вы, ребята, послушайте внимательно и найдите фразеологизмы. (слайд№ 8)
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
— Назовите фразеологизмы. Объясните, что значит: повесил нос, краснеет до корней волос, готов сквозь землю провалиться, баклуши бил с утра.
— Отчего же он себя так неуютно чувствовал? (Не выполнил домашнее задание)
— Верно, чтобы не быть в состоянии Глеба, нужно серьёзно относиться к выполнению домашнего задания. А домашнее задание будет на выбор:
1)Найти и записать значение трёх фразеологизмов в тетрадь.
2)Нарисовать рисунок к любому фразеологизму.
3)Узнать откуда пришли к нам фразеологизмы бить баклуши, шиворот — навыворот.
6. Самооценка.
— Подведём итоги урока:
— Чему вы учились сегодня на уроке?
— Кто считает, что он всё понял и может объяснить другому? (5)
— Кто думает, что он усвоил хорошо, но объяснить ещё не сможет? (4)
— Кто считает, что ему ещё нужна помощь? (3)
На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.