Тема: Фразеологизмы.

Цели:

1. образовательные:

  • учить находить, понимать значение фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;

  • обогащать и уточнять словарный запас учащихся;

2. развивающие:

  • развивать речь и умение работать с учебной информацией;

3. воспитательные:

  • воспитывать интерес к языку;

  • формировать коммуникативные умения при работе в парах, в группах и умения делать нравственную оценку деятельности человека;

Задачи урока:

  • наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;

  • сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;

  • расширять словарный запас учащихся;

Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник Русский язык: 2 класс Ч. 2, под ред. С.В. Иванова, карточки с заданиями для работы в парах, использование компьютера с презентацией

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(создание эмоционального настроя)

— мы пришли сюда … (учиться)

— не лениться, а … (трудиться)

— слушаем … (внимательно)

— работаем … (старательно)

Постановка проблемной ситуации.

— Ребята, оглянитесь назад. Что (кого) вы видите?

— А теперь внимательно послушайте отрывок из рассказа К.И. Чуковского.

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться.

Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету…

— Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета?

— Подумайте, что означает выражение — оглянуться не успеешь? Можно ли его заменить одним словом? Каким?

(Если учащимся сложно заменить фразеологизм одним словом – быстро предлагается другой пример:

-Оглянуться не успеете, как наступит перемена.)

  1. Знакомство с новым материалом.

Цель: учить приходить к определённым выводам.

— Ребята, а почему мы так говорим?

Труслив, как заяц. (ответы учащихся)

Голоден, как волк.(ответы учащихся)

Здоров, как бык. (ответы учащихся)

— А так говорят?

Ползёт, как рыба. (ответы учащихся)

Трещат, как черепаха . (ответы учащихся)

Молчит, как сороки. (ответы учащихся)

— Что же произошло? (Слова в сочетаниях заблудились) Попробуем исправить. (показ слайда №1)

— Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? ( Да, действительно, невозможно заменить одно слово другим, иначе теряется смысл)

— Значит, эти слова дружат друг с другом и поменять местами их нельзя!

СЛОВА ДРУЖАТ ДРУГ С ДРУГОМ, ПОМЕНЯТЬ ИХ МЕСТАМИ НЕЛЬЗЯ.

— В русском языке такие сочетания не создаются в момент говорения, а употребляются готовыми. Они называются устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов. Это фразеологизмы.

(слайд №2)

Фразис в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос – «слово, понятие».

— А где можно найти значение фразеологизмов? (узнать у взрослых, во фразеологическом словаре…)

(слайд №2)

  1. Работа по учебнику.

Цель: наблюдение за значением и эмоциональной окраской фразеологизмов; расширение словарного запаса учащихся

Упр.1

Известны ли вам значения приведённых устойчивых сочетаний слов?

— Можно ли что-то зарубить себе на носу, могут ли пятки сверкать, падает ли снег на голову?

(слайд№ 3,4,5)

— Как же понять, что означают эти выражения? (из текста, из словаря) Прочтите предложения, которые помогут вам определить значение фразеологизмов.

— Как же вы понимаете, зарубить себе на носу?

— Но если вместо зарубить себе на носу можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Если затрудняются, не могут ответить:

— Какое из предложений – с фразеологизмами зарубить себе на носу, или со словом «запомни» — более яркое, выразительное?

— Нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Для чего?

ПОМОГАЮТ РЕЧИ БЫТЬ ЯРКОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ.

— Внутри фразеологизма, если каждое слово взять отдельно, то значение слов теряется.

На доске пишет учитель и говорит:

— Сумма значений слов зарубить и нос не даёт значения «запомнить».

Зарубить + нос = запомнить

Чтение правила на стр.101

СМЫСЛ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ВСЁ ВЫРАЖЕНИЕ В ЦЕЛОМ

Упр. 3 (стр. 102) разбирается, и дети записывают два (один) любых фразеологизма с его значением.

  1. Закрепление материала.

1) – Я попрошу вас поработать в парах, помогая друг другу, советуясь. Только после того, как закончите выполнять задание, поднимаете вместе руки и показываете, что вы готовы отвечать. (слайд № 6)

Работа в парах.

Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.

Карточки для парной работы

Дружнее этих двух ребят 
На свете не найдёшь
О них обычно говорят
Водой …

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк
И так устали мы в дороге,
Что еле …

— Объясните значение фразеологизмов.

ФИЗМИНУТКА

2) — Ребята, вы знаете перед началом урока я обнаружила письмо. Давайте прочитаем его.

Читает ученик.

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Дима.

Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.

Но однажды мы спорили, а потом подрались. А всё потому, что я сказал, что 12 апреля исполнилось 50 лет со дня полёта первого космонавта в космос. А Витька со мной не соглашался. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.

Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.

— Всё ли вам в тексте понятно?

— А что значит водой не разольёшь, как кошка с собакой, без него как без рук? Ученики объясняют значение сочетаний.

— Как одним словом можно назвать эти сочетания слов?

— Прав ли был Дима, когда говорил другу о 12 апреле?

— Почему он обратился к нам с просьбой помочь? Какой совет дали бы вы мальчикам?

— Действительно, полёту первого человека в космос исполнилось полвека – 50 лет! Назовите имя этого героя.

— А какие качества присущи Ю. А. Гагарину? Можно ли доверить человеку важное, ответственное дело, если он к работе относится спустя рукава?

— А вы поняли, что значит спустя рукава? (слайд№ 7)

Спустя рукава

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело.         После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.

5. Итог урока.

— Сегодня наш урок русского языка я закончу шуточным и немного поучительным стихотворением. А вы, ребята, послушайте внимательно и найдите фразеологизмы. (слайд№ 8)

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
 
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?

— Назовите фразеологизмы. Объясните, что значит: повесил нос, краснеет до корней волос, готов сквозь землю провалиться, баклуши бил с утра.

— Отчего же он себя так неуютно чувствовал? (Не выполнил домашнее задание)

— Верно, чтобы не быть в состоянии Глеба, нужно серьёзно относиться к выполнению домашнего задания. А домашнее задание будет на выбор:

1)Найти и записать значение трёх фразеологизмов в тетрадь.

2)Нарисовать рисунок к любому фразеологизму.

3)Узнать откуда пришли к нам фразеологизмы бить баклуши, шиворот — навыворот.

6. Самооценка.

— Подведём итоги урока:

— Чему вы учились сегодня на уроке?

— Кто считает, что он всё понял и может объяснить другому? (5)

— Кто думает, что он усвоил хорошо, но объяснить ещё не сможет? (4)

— Кто считает, что ему ещё нужна помощь? (3)

На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here