Классный час

на тему: «О дружбе и друзьях» в 3 классе

Цели. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами.

Учебные материалы. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме; мультфильм «Варежка»; аудиокассеты; цветные

карандаши; индивидуальный раздаточный материал с пра­вилами вежливости; текст сказки «Вежливый Кролик».

Ход занятия

Занятие начинается с песни «Дорога добра» (ел. Ю. Энтина, муз. М. Минкова):

Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Учитель. Сегодня наш разговор посвящен дружбе и друзьям. Что мы называем дружбой? Кого считаем друзьями?

Выслушиваются ответы детей.

Что помогает, а что мешает дружбе?

Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, уп­рямство, эгоизм.

У. Вспомните пословицы, поговорки, песни, сказки о дружбе.

Дети отвечают.

-Посмотрите на выставку книг. Здесь пред­ставлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то — в меньшей. В сво­бодное время вы можете прочитать любую из этих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях».

Учитель проводит викторину.

Собрались однажды четыре музыканта, по­дружились. Вместе концерты давали, вместе раз­бойников прогоняли, вместе жили — не тужили… Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

  • Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

  • Когда Лев Толстой написал басню «Два то­варища», в ней были слова: «Ну что, — говорит, -Медведь тебе на ухо говорил?» Как вы думаете, что ответил товарищ? (Плохи те люди, которые в опасности от своих друзей убегают)

  • Какая девочка выручила своего друга из ледо­вого плена? Вызывает ли у вас уважение ее посту­пок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)

  • Этот герой бухнулся на кровать и, схватив­шись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство — малиновое варенье)

  • Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про друзей — Дениску Кораблева и Миш­ку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассни­ки решили «помочь» персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору)

  • У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)

  • Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

У. Возьмите листы бумаги и нарисуйте по­средине страницы ромашку так, чтобы по бокам, сверху и снизу осталось место для записей. Се­рединка ромашки — это вы. Напишите в ней свое имя. А лепестки — это ваши друзья. Нарисуйте их или напишите имена, а потом раскрасьте каждый лепесток в свой цвет. Например, друзья-взрос­лые -розовым цветом, друзья-животные- желтым и т.д. — на ваш вкус.

Задание выполняется под песню «Улыбка».

— В самой нижней части страницы подпишем:
«Вот как много у меня друзей! Я счастливый человек!»

Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом и от лепестков проведем линии для подписей.

У кого из вас друзья — взрослые? Почему вам нравится иметь взрослого друга? Чему он может вас научить? Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?

Вывод для записи после ответов детей: взрос­лый опытнее, он помощник, советчик.

— Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Неда­ром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем
родная матушка».

Для чего дружить ровесникам?

Дети отвечают.

Ученик читает стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи»

Вывод: у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.

— Есть ли у вас друзья-животные? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в
дружбе с животным?

Дети отвечают.

Вывод: преданность, верность животных. Забо­та о них согревает сердце.

ПОКАЗ МУЛЬТФИЛЬМА.

— Какая главная мысль этого произведения? Почему так важно иметь воображаемого друга? Сделайте вывод.

Вывод: такой друг развеет тоску, одиночество, научит фантазировать.

-Дружбы не может быть без очень важного элемента. Вы сами о нем догадаетесь, собрав из разрозненных слов эпиграф к нашему классному часу.

Дети собирают фразу: Чтобы радость миру дарить, нужно добрым и вежливым быть!

-Ребята, читая эту фразу, скажите: о чем мы сегодня уже рассуждали?

Д. О чувствах радости, о дружбе, доброте, за­боте, взаимопонимании.

У. Очень важно обратить внимание на вежли­вость. Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Вы считаете себя тако­выми или только этому учитесь? До XVI века вежа означало знаток — тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения ко всему. А как называют человека, который лишен этих знаний?

Д. Невежда.

У. Я вам раздала листочки с правилами, ха­рактеризующими вежливого человека. Давайте их прочитаем и определим: мы уже вежливы или только учимся?

  • Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

  • Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

  • Вежливость — это умение вести себя так, что­бы другим было с тобой приятно.

  • Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

  • Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

  • Доброта — это стремление человека дать пол­ное счастье всем людям, всему человечеству.

— Вы правы, дорогие мои дети! Мы пока учимся быть вежливыми, добрыми, милосердными, учим­ся дружить. Пока вы будете приклеивать правила в тетрадь, я прочту вам стихотворение:

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастишь дерево

На земле Кулунды?

-Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.

А теперь посмотрим выставку ваших рисунков, которую вы готовили к этому занятию, «путеше­ствуя» по стране Дружбы. Какой вы увидели стра­ну Дружбы? Каких жителей повстречали? Какие чувства испытывали в момент творчества?

Ученики делятся впечатлениями, подходя к своей работе.

На доске рисунки животных, героев сказок, выполненные детьми.

— Посмотрите на иллюстрации и порассуждай­те, связав понятия дружба, друзья и изображения на иллюстрациях.

Какое надежное и емкое слово – дружба! Друзь­ями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов, вымышленные персонажи. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью. Ваши творческие работы и рассказы смогли передать и нам это приятное чувство.

Ученик читает стихотворе­ние «Что такое Дружба?»:

Что такое Дружба? –

Спросила я у птицы.

-Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:

Что такое Дружба? —

  • Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

  • Дружба — что такое?

Это что-то огромное,

Радостное и большое!

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

-Ребята, а что для вас было важным в подго­товке к занятию?

Д. Уместить как можно больше своих друзей на воздушном шаре.

  • Мне очень радостно рисовать.

— С кем-то еще познакомиться.

Может, построишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Иль согреешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасешь ты кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

— Запомните последние строки этого стихотворения! В жизни вас ожидает много славных дел, но прежде всего я желаю вам вырасти добрыми,
смелыми, отзывчивыми и вежливыми людьми. Ведь вежливость может помочь и даже уберечь от опасности. В подтверждение своих слов я
предлагаю вам прослушать мексиканскую сказку «Вежливый Кролик».

Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, за­крывая солнце, полил дождь. На пути была ог­ромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень, кра­соту вокруг. Кролик не вошел сразу в пещеру. Он вежливо спросил:

— Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь?

Услышав голос Кролика, змея, от радости за­быв об осторожности, ответила:

— Заходи, Кролик!

Узнав голос змеи, Кролик испугался, но не по­дал вида. Он вежливо сказал:

— Простите, я не знал, что здесь занято и кто-то живет. Всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить.

Он со всех ног бросился бежать домой. Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:

— Ох, уж эти мне вежливые кролики!

— Понравилась ли вам сказка? А вас когда-ни­будь выручала вежливость? Вы сегодня активно работали, плодотворно трудились, то нового и полезного вы узнали? Что означают слова дружба, друг, дружить в вашем понимании? Какие каче­ства помогают в дружбе, а какие мешают? Почему важно иметь разных друзей?

И в завершение классного часа послушайте стих Т. Агибаловой «Друзьям», читает ученик.

Классный час заканчивается песней «Дружба крепкая не сломается».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here