Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 г. Липецка
Олимпиада по истории
для 5 класса
Разработчик: Аничкин А. Н.,
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
2013
Пояснительная записка
Важнейшей частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад. Предметная олимпиада способствует развитию у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету вне рамок образовательной программы, склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной, научно-популярной литературе и сети Интернет.
Целями предметной олимпиады являются:
1) стимулирование интереса учащихся к истории;
2) выявление учащихся, интересующихся историей;
3) оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе истории;
4) активизация творческих способностей учащихся;
5) популяризация истории как науки и школьного предмета.
Предлагаемые ниже олимпиадные материалы составлены с учётом Федерального государственного образовательного стандарта и соответствуют требованиям к уровню подготовки учащихся 5 классов и их возрастным особенностям. Задания олимпиады проверяют знание учащимися дат, фактов, понятий по курсу; обращают их внимание на причинно-следственные связи, отражение известных событий и фактов в источниках. Представленные в работе задания не ограничиваются рамками учебника и рассчитаны на эрудицию учащихся.
Общее количество заданий – 14. Работа состоит из 3 частей, различающихся между собой по уровню сложности.
Часть 1 содержит 5 заданий с выбором ответа (один верный из 4 предложенных). Все они имеют базовый уровень сложности и оцениваются 1 баллом.
Часть 2 олимпиадной работы состоит из 6 заданий различных типов: тестовых заданий на выбор нескольких позиций из предложенного списка, задания на установление соответствия между понятиями и их значением, исторического кроссворда. Данные задания имеют повышенный уровень сложности и оцениваются в соответствии с рекомендациями, приведёнными в самой работе.
Часть 3 включает в себя 3 задания высокого уровня сложности: заполнение контурной карты, составление рассказа с опорой на иллюстрацию, решение проблемного задания.
Общее количество баллов, которое можно набрать, выполнив всю работу – 78.
Олимпиадная работа составлена с опорой на материал по теме «Эпоха первобытности», поэтому её проведение целесообразно организовать в ноябре – декабре учебного года после изучения соответствующего раздела в рамках курса истории.
На выполнение работы рекомендуется отвести 1,5 астрономического часа (90 минут). Использовать при решении олимпиадных заданий школьные атласы и любые другие справочные пособия не допускается.
Участники олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются её победителями и призёрами при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину от числа максимально возможных.
Предлагаемые к олимпиадным заданиям приложения помогут учителям-предметникам организовать проведение олимпиадной работы, её проверку и подведение итогов.
Желаем успеха!
5 класс
ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ
(ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОСТИ)
Часть 1.
Выберите правильный ответ: (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
1. Главное отличие первобытного человека от обезьяны:
1) умение изготовлять орудия труда и оружие
2) длинные руки, свисающие до колен
3) собирание даров природы
4) общение друг с другом с помощью звуков
2. Человек современного вида появился около:
1) 60 тысяч лет назад
2) 40 тысяч лет назад
3) 20 тысяч лет назад
4) 10 тысяч лет назад
3. Первое животное, одомашненное человеком:
1) кошка
2) собака
3) лошадь
4) корова
4. Первые земледельцы появились в:
1) Южной Европе
2) Юго-Восточной Азии
3) Передней Азии
4) Южной Африке
5. На смену родовой общине приходит:
1) племя
2) соседская община
3) государство
4) города
Часть 2.
Выберите правильные ответы:
6. Какие три понятия из перечисленных ниже относятся к религиозным верованиям древних людей? (3 балла)
1) магия
2) идол
3) жертвоприношения
4) кровное родство
5) племя
7. Характерные черты образа жизни древнейшего человека: (6 баллов)
1) жил в стаде
2) изготовлял простейшие орудия труда
3) пользовался луком и стрелами
4) занимался собирательством, рыболовством
5) жил в семье, входящей в родовую общину
6) общался с помощью звуков
7) использовал шлифованные каменные орудия труда
8) умел пользоваться огнём
9) ходил на охоту
8. Установите соответствие между понятиями и их значением: (5 баллов)
Значение | |
1) орудия труда | а) глава воинов племени |
2) знать | б) условное обозначение какого – либо понятия |
3) символ | в) приспособления из камня, дерева, костей животных для добычи пищи, защиты древнейшего человека |
4) ремесло | г) наследственный, привилегированный слой общества |
5) вождь | д) изготовление различных изделий |
9. Вставьте вместо пропусков: (4 балла)
а) Охота в жизни первобытных людей давала им ______________ _________________, а также способствовала сплочению их _______________ .
б) Из собирательства возникает ______________, а из искусства плетения возникает ______________.
10. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны, знаком «+», а те, с которыми не согласны, знаком «-»: (10 баллов)
1) Главным отличием древнего человека от обезьяны был его внешний вид.
2) Древнейший человек мог прожить в одиночку.
3) Овладение огнём изменило жизнь первобытных людей.
4) Основным занятием человека современного вида была ремесло.
5) В родовой общине каждая семья имела своё хозяйство и распоряжалась им по своему усмотрению.
6) Развитие ремесла привело к разделению труда.
7) В соседской общине большую роль играла взаимопомощь родственников.
8) Соседская община со временем сменяется родовой.
9) Колдуна-знахаря, общавшегося с духами, называли шаманом.
10) В конце эпохи неолита появляются первые города.
11. Разгадай кроссворд. (9 баллов)
1 |
|
| ||||||||||||||||||
| 2 |
| 3 |
| ||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
| 8 |
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
По горизонтали:
4. Наука, изучающая историю древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. 6. Новый каменный век. 7. Объединение нескольких родов, живущих в одной местности. 8. Бесплотное сверхъестественное существо.
По вертикали: 1. Опытные и мудрые пожилые мужчины, осуществлявшие управление общинами. 2. Вера в богов, духов и поклонение им. 3. Коллектив родственников, ведущих происхождение от общего предка. 5. Статуя, которой человек поклонялся как божеству и приносил жертвы. 7. Сельскохозяйственное орудие труда с широким лемехом для вспашки земли.
Часть 3.
12. Ответьте на вопросы к рисунку. (10 баллов)
Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны – далёкие предки человека? Или древнейшие люди? Объясните, почему вы так думаете.
13. Закрасьте на контурной карте зелёным цветом древнейший район земледелия. (6 баллов)
14. Реши проблемное задание: (20 баллов)
Появление излишков привело к необходимости защищать их от тех соседей, которые желали получить готовые продукты и изделия без труда. Столкновения между племенами привели к появлению войн. Как вы думаете, какие изменения в жизни первобытных земледельцев и скотоводов внесло такое явление, как война?
ИТОГО ЗА ВСЮ РАБОТУ 78 БАЛЛОВ
ОТВЕТЫ
НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДНОЙ РАБОТЫ
ПО ИСТОРИИ (5 КЛАСС)
Часть 1.
Выберите правильный ответ:
1. 1
2. 2
3. 2
4. 3
5. 2
Часть 2.
Выберите правильные ответы:
6. 1, 2, 3
7. 1, 2, 4, 6, 8, 9
8.
2 | 3 | 4 | 5 | |
В | Г | Б | Д | А |
9.
а) мясную пищу, коллектива.
б) земледелие, ткачество
10.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
— | — | + | — | — | + | — | — | + | + |
11.
с |
|
| ||||||||||||||||||
т | р |
| р |
| ||||||||||||||||
а | р | х | е | о | л | о | г | и | я |
| ||||||||||
р |
| л |
| д |
| д |
| |||||||||||||
н | е | о | л | и | т |
| о |
| ||||||||||||
| й |
| г |
|
| п | л | е | м | я | ||||||||||
ш | и |
|
| л |
| |||||||||||||||
и | я | д | у | х | ||||||||||||||||
н |
|
| г |
| ||||||||||||||||
ы |
|
|
12. На рисунке изображены древнейшие люди. Согласно последним научным данным древнейшие люди появились в Африке более 2 миллионов лет назад. Главный аргумент в пользу того, что это – древнейшие люди, то, что существа, изображенные на рисунке, используют простейшие каменные орудия труда. По-видимому, на рисунке представлен первый вид человеческого коллектива – человеческое стадо, в котором древнейшие люди совместно жили, добывали пищу, занимались обучением подрастающего поколения.
13.
14. Появилась группа людей, не связанных с материальным производством, — воины. Среди них выделились наиболее способные, возглавившие отряды воинов – вожди. Военные действия требовали дисциплины и беспрекословного подчинения военачальнику. Люди начали строить укреплённые посёлки. Возникли ремесленные производства, ориентированные на обеспечение воинов всем необходимым. Война постепенно стала профессией и средством распределения.
Приложение 1
БЛАНК ОТВЕТОВ
НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ИСТОРИИ (5 КЛАСС)
Сведения об учащемся:
Фамилия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отчество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Класс
Оценка по предмету за I триместр
|
|
|
|
|
Дата выполнения работы
ОТВЕТЫ:
Часть 1.
Выберите правильный ответ:
-
№ задания
Ответ
1
2
3
4
5
Часть 2.
Выберите правильные ответы:
6.
|
|
7.
|
|
|
|
|
8.
2 | 3 | 4 | 5 | |
|
|
|
|
|
9.
а) ____________________________, ___________________________
б) ____________________________, ___________________________
10.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.
1 |
|
| ||||||||||||||||||
| 2 |
| 3 |
| ||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
| 8 |
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
12. _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.
14. _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отзывы учащихся (заполнение не обязательно): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итого баллов: ________
Место: _______________
Председатель жюри ________________ /______________________/
Члены жюри _____________________ /______________________/
_____________________ /______________________/
Приложение 2
ПРОТОКОЛ
школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
по истории
в 5 классе от «_____» ______________________ 20 __ г.
_____________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
Ф. И. О. ученика | Количество баллов
| Итого баллов | Мес-то | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Председатель жюри ______________________ /_______________________/
Члены жюри ____________________________ /_______________________/
____________________________ /______________________/
Список литературы:
1. Андреевская Т. П. История Древнего мира. Контрольные и проверочные работы. 5 класс.- М.: Астрель, 2002.
2. Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь в 2 частях. Часть 1. Древний Восток.- М.: Просвещение, 2012.
3. Драхлер А. Б. Кроссворды по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Вако, 2005.
4. Чернова М. Н. История Древнего мира. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2013.