МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
города Донецка Ростовской области
Конспект классного часа
Тема: « Классный час,посвященный Родине, России.»3 класс
Подготовила учитель начальных классов
Левинская Ирина Ивановна
2014 год
Классный час,посвященный Родине, России.
Цели урока.
-
Развивать познавательный интерес к своей Родине.
-
Дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов.
-
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: Изображение флага и герба России. Шаблоны флага для раскрашивания на каждого ученика. Пословицы о Родине. Карта России. Ребусы. Ветка берёзы.
Ход мероприятия
Звучит запись песни «То берёзка, то рябина…”.
Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире. Мы познакомимся с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства. Но вначале назовите слова, которые являются для вас самыми дорогими и родными на свете.
Уч-ся: Мама, друг, школа,..
Учитель: Да, всё правильно. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд
1. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
2. О каком дереве говорят: «Дрожит на ветру”? (Осина)
3. Живёт в лесу работник – Лесной носатый плотник. (Дятел)
4. Вежливое слово. (Спасибо)
5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал)
6. Белые сапожки, зелёные серёжки. (Берёза)
Какое слово получилось по вертикали?
Уч-ся: Родина.
Учитель: Правильно! Молодцы! Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
Ученик 1:
Слышишь песенку ручья?
Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя!
Школа, где мои друзья.
Это Родина твоя!
Руки матери твоей.
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
Ученик 2:
Если скажут слово «Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Старый тополь у ворот.
Ученик 3:
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Ученик 4:
В лужах первые корблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок
Ученик 5:
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна
Беседа.
Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово «Родина”? Что Родина для каждого из вас? В руках у учителя ветка берёзы <Рисунок 1>. Дети по очереди подходят ,отрывают листочки и произносят по одному слову, которое для них олицетворяет Родину. На обратной стороне листиков берёзы — слова: леса, поля, луга, деревья, небо, облако. Мой дом, мой двор, родители, друзья…
Ученик 5:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
Учитель: Как называется наша Родина?
Уч-ся: Россия или Российская Федерация.
Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Показывает по карте Россию). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это моря, реки и озёра. Очень красива и богата наша страна.(Знакомство с государственными символами.)
Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ” в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Имеет флаг, и гимн. И герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Ученик 1:
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Ученик 2:
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над головами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
Учитель: Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах. Слово «герб” в переводе означает «наследство”. В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?
Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета.
Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, на него напал лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз — все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Eгорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
Учитель: Ещё одним символом нашего государства является флаг. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом”. Он должен был собрать, «стянуть” к себе воинов для защиты родной земли. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом”. Он должен был собрать,
«стянуть” к себе воинов для защиты родной земли. Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения”. Так и появилось слово «знамя”. Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.
Учитель: На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг?
Ответы учащихся.
Практическая работа учащихся. <Рисунок 2>
Детям предлагается раскрасить шаблоны флага РФ, повторить значение его цветов.
Учитель: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Скажите, в каких ситуациях исполняется гимн страны?
Ученик 3: Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
Учитель: Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков. (Звучит гимн.)
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна”.
Учитель: Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.
Работа выполняется по группам. Игра «Собери пословицу”.
| дороже золота. | |
Родина – мать, |
| умей за неё постоять. |
Нет в мире краше |
| Родины нашей. |
Для Родины своей |
| ни сил, ни жизни не жалей. |
Подведение итогов. Песня » Моя Россия” (Дети поют, держа в руках рисунки флага)
Учитель: Что нового узнали сегодня? О чём расскажите дома родителя?