МОУ « Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 3»
Экологический час
«Прости нас, мать – Природа!»
4 класс.
Автор: Мелешкина Н. В., учитель начальных классов.
Варгаши, 2009
Цели:
-
обеспечить условия для:
-
воспитания бережного отношения к природе, понимания хрупкости природного равновесия и зависимости состояния природы от деятельности человека;
-
эмоционального воздействия на чувства детей с помощью компьютерных технологий (красочные слайды, озвученные музыкой).
КСО:
-
мультипроектор,
-
компьютер,
-
презентация, созданная в программе Microsoft Power Point (приложение 1),
-
листы бумаги,
-
ручки.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя.
_2008 год объявлен годом семьи .А какая же настоящая семья без детей?. Мы все с вами дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У неё для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки.
(Это стихотворение учитель читает со слайда №1)
— Сегодня у нас тревожная встреча. Мы будем говорить о природе, о том, как человек её губит и можно ли ещё спасти природу и всех нас от гибели (слайд №2).
2. Выступление учеников.
1 чтец:
Плачет воздух, речка, поле.
Гибнут звери, птицы, море.
Стонет лес, земля и луг,
Все, что видим мы вокруг.
2 чтец:
Ветви тянет к нам сосна,
Ищет помощи она.
Ждет сочувствия подснежник,
Красоты земной наследник.
3 чтец:
Нет к природе в нас тепла.
Нет душевного добра!
Есть один простой закон:
От природы все возьмем.
4 чтец:
Что за варварство такое?
Травим воздух, речку, море.
Глушим рыбу, рвем цветы
Для минутной красоты.
5 чтец:
Но одно понять не можем,
Без природы мы не сможем:
Ни дышать, ни петь, ни жить,
Ни смеяться, ни любить.
6 чтец:
Мы с природою едины.
С нею мы не разделимы.
Ведь природа: я и ты,
Речка, воздух и цветы.
(Во время выступления детей идёт показ слайдов с изображением природы, озвученных лирической музыкой)
1 ученица (слайд № 3):
— На весенних каникулах я отправилась в лес. Снег уже сошёл, и на проталинах появились первые цветы. Они росли небольшими группами. День был солнечным, радостным. Мне захотелось собрать букет цветов, чтобы они радовали меня. Я нарвала их и поставила в вазу. Но в вазе лесные цветы погибли на следующий же день. И тогда я поняла, что они должны радовать глаз только на природе, там, где они родились. Позже я узнала, что эти цветы занесены в Красную книгу. Мне стало неловко, ведь я нарушила закон природы – сорвала живое растение. Даже если бы этот цветок не был занесён в Красную книгу, не нужно было этого делать.
2 ученица (слайд № 4):
Природа, прошу прощения у тебя,
За то, что посягнула на твоё я,
За то, что не подумала тогда
И всё живое разбудила.
Давайте думать прежде, чем
Совершать непоправимое,
Ведь не осталось на Земле
Почти нетронутого мира.
3 ученик (слайд № 5):
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку
Я должен над цветами наклониться
Не для того чтоб, рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица.
4 ученик (слайд №6):
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я , и ты,
Если все сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Видео фрагмент. « Не рвите цветы»( автор Ю.Антонов)
5 ученик ( слайд № 7):
— Все мы порой совершаем много злых поступков, но не всегда просим за них прощения. Сегодня мне хочется попросить прощения у самого беззащитного существа – дерева. Это берёза.
Берёза, что с тобой наделали?
Какой бедняжкой стала ты!
Твою берёсту нежно – белую
Изрезал нож на лоскуты.
Твоя косичка перекручена
И грубо стянута узлом.
Твоя изломанная рученька
Не в силах выровнять излом.
И, видя то, как ты унижена,
Твержу от первого лица:
У них у всех в груди булыжники,
Булыжники , а не сердца.
Вокальная группа исполняет песню « Берёзовый сок» (сл.Л. Овсянниковой. Музыка В. Шаинского.)
6 ученик (слайд № 8):
— Прошу прощения за всех людей, которые принесли вред природе, пусть даже незначительный: сорвал ветку сирени, бросил мусор на траву или оставил на поляне, сорвал листок с дерева или кустарника, убил насекомое или птичку.
Милый, птиц ловить не надо!
Будут птицы на свободе-
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде.
7 ученица ( слайд № 9):
Сделай гнёздышки- домишки
На ветвях для птичек малых
Да следи, чтоб коршун хищный
Не ломал, не разорял их.
Слайд № 10: Вокальная группа исполняет песню « Лебединая верность»
3. Работа в группах.
Задание группам: подумать и записать, у кого ещё можно попросить прощения людям.
(Время работы – 5 минут. Музыка продолжает звучать. Слайд №11.)
4. Выступление представителей от групп.
Выходят спикеры и зачитывают ответы, составленные всей группой. Например: у птиц — за разорённые гнёзда; у берёзы — за раны, оставленные после взятия сока; у озера – за то, что люди захламляют его берега и т.д.
5. Просмотр слайдов с изображением экологических катастроф.
Учитель:
— Давайте посмотрим, как ужасно могут выглядеть последствия человеческой деятельности. (Слайды 12—16):
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И не хотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Слайды 17- 24,сопровождаются муз. Реквием Моцарта.
Учитель проводит обзор по рефератам детей « Экологические катастрофы»
6. Выступление ученика с обращением к природе.
Природа, прости!
Милая природа,
Прости весь мир за то,
Что загрязнили воду,
Поля, луга, твои леса.
Прости, что поплатилась ты
Первичностью своей.
Только сейчас задумались
Мы о судьбе твоей.
Прости за дым, за трубы,
Ушедшие под небеса,
Ведь их последствия
Остались навсегда.
Прости за нефтяные пятна,
За гибель тысячи существ…
В этих бедах виноват
Только ты – человек!
7. Беседа. Рефлексия.
Учитель: — Что вы сами сделали для спасения природы?( Ответы детей)
-Какой сделали вывод для себя? Что вам особенно запомнилось?
8. Выступление ученика с призывом ко всем людям.
Любите родную природу:
Озёра, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на неё.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей
Все исполняют песню «Родина»». музыка Виталия Алексеева ,слова Инги Лейме и Виталия Рысай
Использованная литература:
-
Е.Н. Арсенина» Внеклассные мероприятия в начальной школе»
Изд-во « Учитель» г Волгоград
-
А.С. Бахарева «Формы экологического воспитания»,г. Шадринск,1996г.2.
-
http://festival.1september.ru/
-
http://alekseev.numi.ru/rodina.php