Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Егорлыкский Центр внешкольной работы

Конспект открытого занятия

«Мокрое валяние шерсти.

Изготовление сувенира «Валенки – шептуны»

3 класс

подготовила

педагог дополнительного образования

Ткачева Алла Николаевна

станица Егорлыкская

2013

Конспект открытого занятия

Преподаватель: Ткачева Алла Николаевна

Тема занятия:   «Валенки — шептуны»

 Техника: «мокрое валяние»

Тема занятия взята из программы «Валяние», раздел «Изготовление поделки по шаблону и выкройке»

3 класс.

Цель:

Формирование и развитие познавательного интереса к валянию через приобщение к традициям народной культуры

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к традициям народной культуры.

  • способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;

  • развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.

Познавательные:

  • изучить стиль русского народного творчества;

  • систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения технологии валяния из войлока

  • научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;

  • способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;

  • развивать навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов;

  • уметь анализировать, делать выводы

Формы работы:  групповая, индивидуальная.

Оборудование урока и материалы:

Инструменты и принадлежности для работы:

  • сваляные копии юрты, чума, настоящие валенки

  • образцы мини — валенок

  • шерсть для валяния

  • мыльный раствор

  • пупырчатая пленка, москитная сетка

  • скалки, массажеры

  • полотенца

Ход урока

I. Организационный момент.

Предлагаю загадку. Скажите, что общего между, киргизской юртой, чукотским чумом и русским валенком?

— «Очень хорошо» — тем, кто ответил правильно.

— «Просто хорошо»- тем, кто не ответил, и давайте поговорим о войлоке.

Да, и наш милый сердцу валенок, и юрта, и чум сделаны из шерсти в технике валяния. В русском языке это — войлок или фетр. Войлок в английском языке — felt, в немецком — filz, во французском — feutre, в голландском — vilt – это материал, полученный в результате взаймодействия работы человеческих рук, натуральной шерсти, горячей воды и мыла. Как видите, этот материал используется практически у многих народов, Войлок гениально прост, как и все созданное природой. Нам нужно просто научиться управлять этим процессом.

II. Изучение нового материала.

В принципе войлок — эта самая древняя техника работы с шерстью и появилась она задолго до того, как человек научился вязать или ткать. Кстати, производством крупных предметов в то время, например, полотна для жилища, занимались мужчины. Этот процесс требует довольно значительных физических усилий.

Давным-давно на Руси существовало поверье, что если повесить валенки-шептуны за входной дверь дома до рассвета солнца, рано-рано утром, положить в один валенок монету, а в другой зерно пшеницы, то в дом придет богатство и достаток. А «шептунами» валенки  назывались потому, что в них можно было нашептывать свои желания и они сбывались.

III Практическая работа. Раскладываем шерсть на выкройку, первый слой прямо, второй слой перпендикулярно, еще 1 слой. Смачиваем шерсть мыльным раствором, приминаем шерсть к выкройке, переворачиваем заготовку и заворачиваем края шерсти за выкройку. Затем раскладываем три слоя шерсти, как и в первом случае. Смачиваем мыльным раствором и начинаем уваливать, сначала осторожно, потом с нажимом. Валяем 15 минут, затем разрезаем заготовку пополам и продолжаем валять каждый валенок отдельно еще 10 минут. Прополаскиваем в горячей воде, придаем форму будущим валенкам.

IV Подведение итогов. Пока наши заготовки подсыхают, мы попробуем загадывать желание.

Список литературы: 
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения). 
2. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения). 
3. Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения). 

4. Селевко Г. Компетентности и их классификация. //Народное образование.- 2004.-№4.-с.138

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here