Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Егорлыкский Центр внешкольной работы
Конспект открытого занятия
«Мокрое валяние шерсти.
Изготовление сувенира «Валенки – шептуны»
3 класс
подготовила
педагог дополнительного образования
Ткачева Алла Николаевна
станица Егорлыкская
2013
Конспект открытого занятия
Преподаватель: Ткачева Алла Николаевна
Тема занятия: «Валенки — шептуны»
Техника: «мокрое валяние»
Тема занятия взята из программы «Валяние», раздел «Изготовление поделки по шаблону и выкройке»
3 класс.
Цель:
Формирование и развитие познавательного интереса к валянию через приобщение к традициям народной культуры
Задачи:
Воспитательные:
-
воспитывать любовь и уважение к традициям народной культуры.
-
способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
-
развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.
Познавательные:
-
изучить стиль русского народного творчества;
-
систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения технологии валяния из войлока
-
научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.
Развивающие:
-
развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
-
способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;
-
развивать навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов;
-
уметь анализировать, делать выводы
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование урока и материалы:
Инструменты и принадлежности для работы:
-
сваляные копии юрты, чума, настоящие валенки
-
образцы мини — валенок
-
шерсть для валяния
-
мыльный раствор
-
пупырчатая пленка, москитная сетка
-
скалки, массажеры
-
полотенца
Ход урока
I. Организационный момент.
Предлагаю загадку. Скажите, что общего между, киргизской юртой, чукотским чумом и русским валенком?
— «Очень хорошо» — тем, кто ответил правильно.
— «Просто хорошо»- тем, кто не ответил, и давайте поговорим о войлоке.
Да, и наш милый сердцу валенок, и юрта, и чум сделаны из шерсти в технике валяния. В русском языке это — войлок или фетр. Войлок в английском языке — felt, в немецком — filz, во французском — feutre, в голландском — vilt – это материал, полученный в результате взаймодействия работы человеческих рук, натуральной шерсти, горячей воды и мыла. Как видите, этот материал используется практически у многих народов, Войлок гениально прост, как и все созданное природой. Нам нужно просто научиться управлять этим процессом.
II. Изучение нового материала.
В принципе войлок — эта самая древняя техника работы с шерстью и появилась она задолго до того, как человек научился вязать или ткать. Кстати, производством крупных предметов в то время, например, полотна для жилища, занимались мужчины. Этот процесс требует довольно значительных физических усилий.
Давным-давно на Руси существовало поверье, что если повесить валенки-шептуны за входной дверь дома до рассвета солнца, рано-рано утром, положить в один валенок монету, а в другой зерно пшеницы, то в дом придет богатство и достаток. А «шептунами» валенки назывались потому, что в них можно было нашептывать свои желания и они сбывались.
III Практическая работа. Раскладываем шерсть на выкройку, первый слой прямо, второй слой перпендикулярно, еще 1 слой. Смачиваем шерсть мыльным раствором, приминаем шерсть к выкройке, переворачиваем заготовку и заворачиваем края шерсти за выкройку. Затем раскладываем три слоя шерсти, как и в первом случае. Смачиваем мыльным раствором и начинаем уваливать, сначала осторожно, потом с нажимом. Валяем 15 минут, затем разрезаем заготовку пополам и продолжаем валять каждый валенок отдельно еще 10 минут. Прополаскиваем в горячей воде, придаем форму будущим валенкам.
IV Подведение итогов. Пока наши заготовки подсыхают, мы попробуем загадывать желание.
Список литературы:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
2. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
3. Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
4. Селевко Г. Компетентности и их классификация. //Народное образование.- 2004.-№4.-с.138