Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16″
Иркутская область г. Усолье-Сибирское
Родительское собрание
(совместно с детьми) 3 класс
«Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня»
подготовила
учитель начальных классов
первой категории
Строева Руслана Владимировна
г. Усолье-Сибирское 2013
Тема: « Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня»
Цель: Определение значимости семьи в жизни каждого человека.
Задачи
-
Формирование понятия «семья», её роли в жизни каждого человека;
-
Способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми.
-
Формирование чувства долга и ответственности перед своей семьей.
Форма проведения: собрание-праздник
Подготовительный этап:
-
Подготовить совместно с детьми приглашение на собрание каждой семье.
-
Написать с детьми мини-сочинение на тему « Счастливая семья – это… »
-
Подготовить выставку детских рисунков «Моя семья»
Ход собрания
Дети исполняют песню «Взрослые и дети»
У: Мы рады видеть вас здесь, на семейном празднике. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Сейчас я предлагаю послушать всем сказку.
(Ученица рассказывает сказку)
— Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную погоду можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый незаметный»?
Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!
«А в какие ночи твой свет становится ярким»? – спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?
«Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна.
«Да,- ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг ему давался с большим трудом, но глаза…»
«А какими были его глаза?» — недоумённо спросила Луна.
«Они светились в темноте от счастья и радости» — ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила.- Чему ты радуешься, странник»?
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».
Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звёздочку, спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые помогали тебе делать людей счастливыми»?
«А разве это возможно»? — с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!
У: Надеюсь, вам понравилась сказка. А сейчас ребята нашего класса расскажут , что значит для них слово «семья».
1.Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
радоваться миру, учиться и творить.
2.Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
и немножко злюсь, и чуть — чуть завидую.
Спрашиваю папу: Где я был тогда?
Отвечает папа: «Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?
3.Я так люблю когда, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.
А мама держит за ладошку,
И гладит мои волосы слегка.
4.Сегодня в доме выходной,
Сегодня – воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,
Для мамы печём печенье.
5.Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладём на блюдо.
Мы маме подарим любовь и букет,
А мама помоет посуду.
6.Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А сдвойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.
7.Папа – мой мастеровой,
Папе не до скуки:
Всё умеет папа мой –
Золотые руки!
Научился у отца,
Я приёмы знаю…
Даже в стенку до конца
Гвозди забиваю!
8.У меня есть папа!
Спросите, какой он?
Самый сильный папа,
Самый храбрый воин!
Добрый, умный самый,
Как не похвалиться.
Папой только с мамой
Можно поделиться.
У меня есть папа!
Всё равно, какой он!
Лучший в мире папа,
Потому что МОЙ ОН!
9.Мама сделана моя
Из тепла и ласки
Часто засыпаю я
С маминою сказкой!
Коль обида жжёт меня:
Не решил задачу – на плече у мамы я
Хоть чуть – чуть поплачу…
10.Знает бабушка моя
Множество сказаний,
Учит бабушка меня
Мастерству вязанья.
Мы готовим с ней обед,
Поджимают сроки:
Борщ, котлеты, винегрет
И ещё … уроки.
11.Кто одарит нас заботой
и своим теплом?
И на ком на самом деле
держится весь дом?
Кто печётся, чтобы крепла
дружная семья?
Это бабушка родная,
бабушка моя.
Руки просто золотые –
что ещё сказать?
Любит бабушка носочки,
шарфы нам вязать.
А под самый-самый вечер
раз, да и возьмёт –
Сказку добрую расскажет,
песенку споёт.
Время как-то торопливо
подгоняет нас,
Но оно не изменяет
блеск любимых глаз.
И морщинки не подвластны
подгонять года –
Для меня ты, бабушка,
вечно молода!
Все: Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья.
У: Мы с ребятами писали небольшие сочинения на тему «Счастливая семья – это…» Послушайте, пожалуйста, что написали об этом наши дети. (зачитываю высказывания детей о том, что такое счастливая семья)
Сейчас я предлагаю небольшую разминку для взрослых и детей. (детям задаются вопросы о маме, а мамам о детях)
Блиц – опрос ( для детей)
-
Какого цвета глаза у мамы?
-
Какой размер обуви у папы?
-
Когда день рождения твоей мамы?
-
Любимый цвет твоей мамы?
-
Какую передачу любит смотреть по телевизору папа?
-
Кем работает твой папа?
Вопросы для родителей
-
Как зовут друзей вашего ребёнка?
-
Ласковые имена вашей семьи.
-
Когда родилась ваша семья?
-
Какую книгу сейчас читает ваш ребёнок?
-
Любимая игрушка ребёнка
Для каждого человека на планете нет ничего важнее мира, уюта, взаимопонимания в семье. Только взаимная любовь в семье делает человека счастливым.
А для каждого из родителей нет задачи важнее, чем воспитание любящего, внимательного, здорового, трудолюбивого ребёнка. А что может сплотить семью? Конечно же, общение, совместный труд и совместный отдых.
Трудовое воспитание
Правильное воспитание ребёнка невозможно без воспитания трудового. Именно в семье закладываются его основы.
Но, наверное, каждой семье и мамам хватает забот и хлопот. Казалось бы, приготовить завтрак, обед, ужин, вымыть посуду – будничные, привычные для каждой хозяйки дела. Но при чистке картофеля хозяйка тратит практически столько же сил, сколько и рабочий столяр.
В каждой семье и проблем хватает. Я сейчас предложу несколько ситуаций. Они помогут нам узнать об особенностях вашей трудовой жизни в семье.
Родители будут отвечать на вопросы письменно. А дети – устно. Прошу вас быть откровенными, и посмотрим, совпадут ли ваши ответы. (родители пишут ответ на листке, а ребёнок отвечает устно)
-
Ваш ребёнок не убрал постель. Как вы поступите?
-
Уберёте сами
-
Заставите убрать
-
Поступите как — то иначе, ваши действия
-
-
Что любит делать ваш ребёнок по дому?
-
Что не любит делать?
-
Ребёнок просит вас о помощи, а вы очень устали. Ваши действия?
-
Обрываете его «дай хоть минутку отдохнуть от тебя
-
Помогаете, но не охотно
-
Помогаете с удовольствием
-
Придумываете причину, чтобы ребёнок оставил вас в покое.
-
-
Каким ласковым именем называете своего ребёнка?
Ну, что ж мы видим, что ответы совпадают (не совпадают) и являются действительным отражением вашей семейной жизни.
А сейчас я предлагаю послушать стихотворение, которое станет советом для родителей.
МАМА ВОЗРАЖАЕТ
Сажали саженцы в саду.
Сынок сказал: — И я пойду!
— Но мама крикнула:
— Нет, нет! Нельзя, ни в коем случае!
Ребёнку только десять лет,
А саженцы колючие. Не по дням, а по часам
Сын растёт, мужает.
Хочет гвоздь забить он сам,
Мама возражает:
— Нет, ты лучше, в добрый час,
Погуляй по саду,
Ты же слабенький у нас,
Родился в блокаду!
Стал сыночек привыкать
К маминым запретам,
Стал охотно отдыхать
И зимой и летом.
Мать признала наконец,
На сыночка глядя:
— Сын и вправду молодец,
Здоровенный дядя!
Краснощёк он и здоров.
Наколи, сыночек, дров!
Но в ответ раздался бас:
— Нет, я лучше сяду!
Я же слабенький у вас,
Родился в блокаду!
У: Не запрещайте вашим детям выполнять по дому какую-либо работу, если вы даже считаете, что выполните её лучше и быстрее . Если вы не проявите терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
Игра «Все домашние дела дружно делают друзья»
(приглашается две семьи, кто быстрее выполнит задания)
Мама вдевает нитку в иголку и пришивает пуговицу.
Папа решает задачу.
Ребенок помогает приготовить обед. (почистить картофелину, сделать бутерброд, и др.)
Здоровый образ жизни
У: В последние годы из-за возрастающей учебной нагрузки у большинства школьников отмечается дефицит движения. А ведь занимаясь физическими упражнениями, школьник не только укрепляет своё здоровье, но и приобретает такие качества, как ловкость, быстрота реакции, сила, выносливость, настойчивость, дисциплинированность. Занятия физкультурой вызывают положительные эмоции, бодрость создаёт хорошее настроение.
— Давайте вместе узнаем, кто из родителей занимался или занимается спортом? Каким?
— Есть ли у вас спортивный разряд?
— Делают ли ребята нашего класса зарядку?
— Какое спортивное оборудование или инвентарь есть у вас дома?
— Ходите ли вы всей семьёй в походы?
— Какие спортивные передачи вы смотрите по телевизору?
Игра «Что возьмём с собой в поход?»
(семье предлагается выбрать предметы, которые понадобятся в походе)
Семейный отдых и развлечения
У: В каждой семье есть не только будни, но и праздники. Приятно когда вся семья собирается вместе. К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие, и маленькие.
1.На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное —
Домой так и тянет меня.
2.Что такое уют,
Так заполнивший дом? –
Это когда поют
Песенку перед сном.
Что такое уют? –
Это пирог, молоко,
Это когда встают
Радостно и легко.
3. Что такое уют? –
Это рассеянный свет,
Это когда устают.
Если кого нет.
Что такое уют? –
Это когда семья,
Это когда живут
Папа, мама и я.
Вспомним пословицы о семье (можно читать половину пословицы – родители договаривают и дети вторую)
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Семья без детей, что цветок без запаха.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Игра « Семейная пантомима» (приглашается 2 семьи)
Каждая семья должна с помощью пантомимы изобразить то, что написано на листочке. Сделать это надо так, чтобы все отгадали, о чём идёт речь.
Праздник для первоклассников «Первый раз в первый класс»,
« День рождения ребёнка»
Пока участники пантомимы готовятся, мы проверим ваши интеллектуальные возможности.
-
Где вода стоит столбом?
-
Какой болезнью на суше никто никогда не болеет?
-
Где на территории России можно в один день увидеть белого медведя и пингвина?
-
Летело 3 страуса, одного из них подстрелил охотник, сколько страусов осталось?
-
Про какое животное древние люди говорили, что у него два хвоста?
-
Сколько букв в русском алфавите?
-
Художник, изображающий животных?
-
Другое название календулы.
-
Почему в поезде стоп – кран красный, а в самолёте голубой?
-
Какой поэт даёт всем вредные советы?
-
Назовите музыкальный инструмент, который в переводе с французского означает «королевский», «царственный» ( рояль)
-
Родиной какого танца считают Вену?
А теперь давайте посмотрим пантомимы.
Взрослые — Стоит лишь
к ним приглядеться,
и сразу увидишь,
как много в них детства.
И в папе, и в маме,
и в строгом прохожем,
и в стареньких дедушке
с бабушкой – тоже.
Особенно это заметно бывает,
когда они что-нибудь,
вдруг, разбивают,
когда покупают
обновку с получки,
когда получают подарок
от внучки.
Они и смеяться умеют,
как дети.
Но все они взрослые –
взрослые эти.
И тем
отличаются от детворы,
что времени мало у них
для игры.
У: Каждому человеку выпадает в жизни приятное и неприятное, счастье и горе. Каждый человек встречается и с хорошим, и с плохим, ведь жизнь это постоянная борьба противоположностей. Вопрос в том, как к этому относится. Одних неудачи угнетают, других – закаляют. У каждой семьи есть свои трудности и проблемы. И родители, испытывая на себе груз проблем, ведут себя по – разному. Одни, понимая, как трудно приходится выживать им взрослым, в нашей непростой жизни, стараются больше уделять внимания своим детям, лучше понимать их, чаще вникать в их проблемы и совместно находить решения в трудных ситуациях.
Другие же родители безразличны к тому, чем живут их дети, с кем они общаются, на что направлены их интересы, в чём их проблемы. Многие родители жалуются на то, что они работают, очень заняты, и им некогда заниматься детьми. И действительно, итоги социологических исследований подтверждают, что на воспитание детей остаётся ежедневно всего лишь 17 минут! Что и говорить, очень мало! Да и дети сейчас такие что им трудно что-то посоветовать. И они стараются подражать тем, кто ведёт себя недостойно.
Семейное воспитание — это не морали и нотации, а весь образ жизни, постоянное общение с детьми. Иногда в семье воспитывают молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Именно положительный пример в семье прививает навыки здорового образа жизни, культурного досуга, добросовестного труда.
Сила семьи в совместных делах и интересах. Как хорошо, когда вы все вместе занимаетесь домашними делами и спортом, вместе отдыхаете и отмечаете праздники. И давайте будем помнить о том, что все и взрослые и дети – хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. А также помнить о том, что какова наша семья – таковы и наши дети.
Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А потому старайтесь жить так, чтобы в семье было всё хорошо. Помогайте родителям по дому, выполняйте задания учителей, и вы увидите, что ваши родители чаще улыбаются. А вам дорогие мамы и папы, хочу сказать: делайте всё, чтобы и детство и будущее ваших детей было счастливым.
Я желаю вам семейного счастья. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопонимание и взаимопомощь. Пусть жизнь ваша будет богата духовно и материально.
1 уч. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
2 уч. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
3 уч. Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
4 уч. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
5 уч. Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
6 уч.Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
Дети исполняют песню «Дружба»
Спасибо всем родителям, которые нашли время побыть сегодня со своими детьми здесь, в школе.
У. Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
Список использованной литературы
-
Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы- М.: «ВАКО», 2005
-
Тихомирова Е.М. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа. 1-4 классы: учебно-методическое пособие – М. «Экзамен», 2006
Интернет-источники
-
http://shkolapodelok.ru/detskie-stixi/stixi-pro-rodnyx-i-blizkix/detskie-stixi-pro-semyu.html
-
http://www.lio.ru/archive/vera/74/02/article22.html
-
http://mp3prima.com/mp3poisk/НЕРАЗЛУЧНЫЕ%20ДРУЗЬЯ-ВЗРОСЛЫЕ%20И%20ДЕТИ
-
http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php?name=druzya_barbariki