Деева О.И.
воспитатель
МДОУ №460
г. Челябинск
Конспект урока для 2 класса
«Новый карандаш»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде;
расширять словарный запас детей;
развивать фантазию, воображение, умение отходить от стереотипа, связанного с объектом.
Ход:
Воспитатель показывает детям карандаш:
— Что это? Правильно, карандаш. Сегодня мы придумаем новый карандаш. Такой, какого ещё никто не придумывал.
— Для начала рассмотрим карандаш и подумаем, что можем о нём рассказать:
— Что делает карандаш (оставляет след)?
— Из каких частей состоит (грифель и деревянная рубашка)?
— Где живёт (в подставке или коробке с другими карандашами)?
— Для чего грифелю нужна «рубашка» (чтобы не сломать грифель, не испачкать руки)?
простой системный оператор (С.О.)- заполняет воспитатель в ходе беседы с детьми
|
|
— А теперь назовите два любых слова
Дети называют любые слова. Принимаются два первых.
Например: «стол», «тарелка»
Потом воспитатель предлагает подобрать прилагательные к этим словам : какой (-ое, -ая) (-а, -о) и записывает их.
-Стол какой (большой, деревянный складной, прозрачный, обеденный)?
— Тарелка какая (круглая, фарфоровая, разноцветная, красивая, грязная)
— Послушайте, сколько слов вы придумали.
Воспитатель зачитывает прилагательные, подобранные детьми.
— Давайте примерим эти слова к слову «карандаш» и подумаем, может ли быть таким карандаш, а если может, то как?
Идёт «примерка» прилагательных с обсуждением возможности применения новых свойств.
Например:
— Карандаш складной – это как (гибкий, можно сложить пополам)?
— Карандаш фарфоровый – это как («рубашка» не деревянная, а из фарфора)?
В заключении воспитатель ещё раз напоминает детям новые варианты карандаша и спрашивает, какие больше всего понравились детям. Особый акцент делается на необычных вариантах: «А вот такого карандаша ещё никто не придумывал!»
Анализ проведённого занятия.
Детьми были названы слова «лампа», «лист».
«лампа» — светящаяся, стеклянная, горячая, прозрачная, перегоревшая, жаркая.
«лист» — мягкий, зелёный, красивый, бумажный, растущий.
При «примеривании» получились карандаши:
-
прозрачный – грифель в прозрачной «рубашке»
-
светящийся – с лампочками и батарейками.
-
горячий – только что сделанный
-
перегоревший см. №2 только с перегоревшей лампочкой.
-
жаркий – нагрелся на солнце.
-
зелёный – цветной.
-
красивый – «рубашка» раскрашена красивым узором.
-
бумажный – бумажная «рубашка»
-
растущий – не бывает. На вопрос: «А если бы такой был, то как это?» придумали, что когда такой карандаш подтачивают, он опять отрастает на ту же длину.
Наиболее интересными вариантами детям показались карандаши «светящийся» и «растущий».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
М.Н. Шустерман «Новые приключения Колобка» «Педагогика – пресс» Москва 1993год..
-
М.Н. Шустерман «Поваренная книга воспитателя» Норильск 1994год.