МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Конспект урока для 3 класса

«Малые козачата варэничков хочуть»

(старшая группа)

Прокопенко Надежда Ивановна

воспитатель МДОУ детский сад

комбинированного вида №1

станица Ленинградская

«Малые козачата варэничков хочуть».

Программные задачи: воспитывать патриотические чувства — любовь к родному краю, интерес к его истории, кухне кубанских казаков. Продолжать знакомить детей с бытом и утварью Кубани. Учить детей раскатывать тесто и лепить из него. Закрепить свойства теста. Вспомнить и уточнить правила обращения со спичками и ножом, безопасного поведения на кухне возле горящей печки. Учить использовать в речи стихи, пословицы, поговорки. Прививать любовь к песням, воспевающих красоту, величавость нашего края.

Словарная работа: скрыня (сундук), чугунок, зажарка, качалка (скалка), толкушка (пестик), узвар (компот), гостеприимство.

Методы и приемы: показ действий, объяснение, художественное слово, вопросы к детям, помощь детям.

Оборудование: казачьи костюмы, скрыня (сундук), тесто, мука, начинка, нож, ложки, скалки, доска разделочная, готовые вареники, миска, зажарка, ложки деревянные, фартуки, узвар, стаканы.

Ход: В группе оборудована казачья хата. Воспитатель одета в казачий костюм.

В: Ребята, сегодня у нас необычный день. Я хочу вас пригласить в хзту казака и казачки. Как называется край, в котором мы живем?

Д: Кубань, Краснодарский край.

В: Верно. Как назывались люди, которые раньше жили на Кубани? Д: Казаки и казачки.

В: А если вы живете на Кубани, то как вас называют, ребята?

Д: Казачата.

В: А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к моей скрыне, так на Кубани называли сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть-чуть приоткрываю крышку).

Д: Наверное, одежду?

В: Правильно, одежду. Примерьте-ка, может и вам понравится одеваться по-казачьи (дети наряжаются).

В: А теперь давайте скажем волшебные слова: «Время, время —

остановись! К нашим предкам повернись!»

Повернемся все кругом, вот мы и стали настоящими казачатами.

В: А теперь, проходите дальше в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя

как дома.

Казаки на Кубани славились гостеприимством, угощали самым вкусным.

Что готовили казачки?

Д: Борщ, пампушки с чесноком, вареники с картошкой, творогом, пирожки с кабаком, галушки, узвар.

В: Молодцы, хорошо знаете кубанскую кухню. А вы знаете, что такое узвар?

Д: Это компот из сухих груш, яблок.

В: Казачата а вы любите вареники?

Д: Да, любим.

В: А хотите, я научу вас их готовить?

Д: Хотим.

В: Я уже замесила тесто. Доброе получилось тесто. Потрогайте, какое оно? (Дети пробуют пальчиком).

Д: Мягкое, белое, гладенькое.

В: Из этого теста и будем лепить «варэнычки». А делать мы их будем с начинкой, с картошечкой. Я картошечку почистила, помыла и отварила, толкушечкой потолкла, посолила, лучок пережарила на растительном масличке, полила им картошечку и все перемешала. Понюхайте, как вкусно пахнет?

В: Вы, наверное, видели, как ваши мамы и бабушки готовили вареники?

Д: Да. Мы даже лепили с мамой.

В: Скажите, а что нам понадобится для работы?

Д: Тесто, мука, скалка, нож, ложки, начинка.

В: Правильно. Но сначала давайте оденем фартуку, чтобы не испачкаться.

Вот я посыпаю стол мукой, чтобы тесто не прилипало, беру тесто отрезаю кусочек, раскатываю колбаску и разрезаю ее на одинаковые кусочки.

Ребята, а детям можно брать нож? А почему нельзя?

Д: Можно порезаться. А если мама разрешит, тс только рядом с нею можно резать (обсуждение с детьми).

В: А теперь бы берите эти кусочки и обмакивайте их в муку. Но сначала обмакните руки в муку, чтобы тесто не прилипало. Теперь эти кусочки теста надо раскатать вот этим. Вы знаете, что это такое?

Д: Это скалка.

В: Верно. Только раньше казачки называли ее качалка.

Как вы думаете, почему?

Д: Потому что мы ею раскатываем тесто. Мы катаем ее по тесту.

В: Молодцы. Сообразили правильно. Что у вас получилось?

Д: Кружки, овалы.

В: Раскатывать надо аккуратно, чтобы получались ровные кружочки одинаковой величины и толщины. На них мы будем класть начинку. Начинку нужно брать осторожно, маленькой ложкой и класть в середину круга. Осторожно и крепко скрепляем края вареника, чтобы во время варки он не расклеился. Если начинка выпадает, получится не вкусно. Выкладывайте их на дощечку, я посыплю ее мукой. Для чего?

Д: Чтобы вареники не приклеились.

В: А варить их мы будем в чугунке. Знаете, что это такое?

Д: Нет.

В: Чугунок — это кастрюлька без ручек. Вот он. У него особенная форма. Раньше не было газовых плит и казаки варили еду на печи и в печи. Вот на такой. Но вам, ребята, нельзя подходить к ней близко. Видите, вода уже кипит в чугунке. А почему вам нельзя подходить к печке?

Д: Можно обжечься, или опрокинуть на себя кипяток.

В: Правильно. И если дома или на кухне нет взрослых, нельзя брать спички, играть с ними и поджигать печь.

Вспомните, какие мы знаем пословицы о спичках?

Д: «Спички детям не игрушка».

«Спички не тронь, в спичках огонь».

В: Умницы, а теперь бросим варенички в чугун, посолим водичку, в которой они варятся и помешаем.

А на сковородке я пережарила лучок на масличке, сейчас мы перемешаем готовые варенички и будем кушать, встряхнем их, чтобы не слиплись. Есть мы будем их деревянными ложками, ведь раньше вилок не было. Чувствуете, как вкусно пахнет? Приглашайте гостей за стол!

«Красному гостю — красное место!» Милости просим! Мойте руки, вытирайте чистым рушником и присаживайтесь за стол, милые казачата и гости!

В: Вкусные получились у нас вареники, да и узвар у нас на столе ароматный.

В: Ну, а теперь, по кубанскому обычаю, как водится, вечера без песен не обходятся.

«На завалинках, в светелках

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Молодых и пожилых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод».

1. Песня о Кубани.

2. Песня «У Кубани — матушки реки»

3. Пляска «Казачок».

В: Ну вот, варэнычков покушали, повеселились, пора и честь знать, надо в д/сад возвращаться.

Литература

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под ред. Васильевой М.А.

  2. «Родная Кубань». Под редакцией профессора В.Н. Ратушняка, 2004 г.

  3. «Станица Уманская и ее святыни» Л. Павлоградская, 2010 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here