Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 станицы

Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

Конспект урока для 3 класса

«Моя  малая Родина — станица  Ленинградская»

подготовила воспитатель

Фролова Ирина Юрьевна

станица Ленинградская

2013 год

 

             

Программные задачи: формировать нравственно-патриотическое отношение к кубанским обычаям и традициям; активизировать познавательную деятельность детей, умение понимать неразрывную связь событий   прошлого и настоящего; воспитывать любовь и познавательный интерес к  малой родине – станице Ленинградской.

Методы формирования сознания личности: беседа, пример, напоминание, пояснение, указания, обследование.

Репродуктивные методы: совет, помощь, указания, вопросы.

Методы стимулирования и мотивации: художественное слово, музыкальное сопровождение,  игровой приём,

Словарная работа: казаки, посиделки, завернули до дому,  на пригоршни, торопыся, жнец и швец, добротный, утварь,  зачарует краса, лазурью окрашена, житница.

Предварительная работа: беседа  о станице Ленинградской, о её жителях, о достопримечательностях. Поход в районный музей боевой и трудовой славы. Просмотр   иллюстративного материала  по теме «Жизнь станичников — казаков». Разучивание кубанских песен, стихов, частушек. Знакомство с  кубанскими играми.

Музыкальный зал оформлен под казачье подворье. Дети одеты в костюмы казаков и казачек.

Ход занятия:

Звучит  песня  « Моя  Станица», слова и музыка А.Гончарова, И. Вараввы.

Воспитатель одета в костюм  хозяйки казачьего подворья.

Хозяйка: здравствуйте гости дорогие, пожалуйста, коль ко мне пришли, будьте, как дома. Садитесь, пожалуйста! У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко. Усаживайтесь поудобнее. Любой гость не в тягость.

Дети: решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: проходите гости дорогие, гостю почёт, а хозяйке честь. Давно вас поджидаю.

Дети: гостям — то известно места хватило, а хозяйке — то не  тесновато  ли?

Хозяйка: в тесноте, да не в обиде. А откуда вы будете?

Дети: мы пришли к вам из группы «Смешарики».

Хозяйка: дорогие ребята, вы зашли ко мне в гости, а кто из вас знает, как  называется наша станица?

Дети:  станица называется Ленинградская.  Мы очень любим её.

Хозяйка: да, станица у нас хороша, а какие здесь люди живут, они весёлые частушки поют. А  кто — нибудь из вас знает кубанские частушки?

Дети: да, знаем!

Хозяйка: тогда давайте вместе их и пропоём!

(девочки исполняют частушки)

1.Мы с весёлой песней дружим,

По – кубански  говорим,

Хорошо живём, не тужим,

 Со сметаной хлеб едим.

2.Эх, сторонушка родная,

Ленинградская  сторона,

Край родной мы уважаем,

Не забудем никогда.

3.Старину мы почитаем,

Старину мы бережём

О Ленинградском нашем районе

Песни звонкие поём!

4.Ты играй, играй гармонь,

Ты гармонь  Кубанская,

Я девчонка боевая,

С края Краснодарского.

5.Петя ловко ловит рыбу, 
Может плотик смастерить, 
Только «здравствуй» и «спасибо» 
Не умеет говорить!

6.Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова –
Причесала языком.

7.Сшила кукле я халат,
Оказался маловат.
Сшила мишке башмаки,
Оказались велики.

8.Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали!

Хозяйка: ой, молодцы, вы ребятушки мои, как вы весело поёте, но у нас по кубанскому обычаю, как водится, вечера и без танцев не обходятся.  

Полька «Кубанская»

Хозяйка: повеселили меня. А знаете ли вы пословицы и поговорки?

Дети: казак без коня, что солдат без ружья!

Казак в беде не плачет!

Казак из пригоршни напьётся, а на ладони пообедает!

Казак сам голодает, а конь его сыт!

Хозяйка: ребята я хотела бы у вас спросить, как вы понимаете  вот такую поговорку: «Своя сторона не бывает холодна…»

Дети: мы думаем, что каждый человек любит и бережет свою Родину, те места, где он родился и вырос, здесь сердцу всегда тепло.

Хозяйка:  ребята, а скажите, что вы знаете о своей станице? Чем она вам нравится?  

Дети: в станице есть красивые  здания, музей, памятники, отремонтировали кинотеатр «Горн», детские сады, парк, фонтан, библиотека, строится спортивный комплекс.

(презентация о станице Ленинградской)

Хозяйка:  ребята, а вам хотелось бы узнать об истории кубанской семьи, о кубанской хате? Об её убранстве? Чем занимались казак и казачка?

Дети: да, хотелось.

Казачка: с удовольствием расскажу вам обо всём, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а самое главное – охранял границу от врагов. Посмотрите, какой он носил красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывал тёплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака. Его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. С утра ей надо было сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах). А бельё гладила вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывает мятое полотенце,  с силой проводит по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким, и пахучим.

(Предлагает детям возможность попробовать погладить, таким образом, мятое полотенце, просит повторить название «утюга» — рубель). Казаки гостей встречают хлебом – солью. На службу молодого казака провожали на коне, в добротной одежде и с оружием. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходили скачки.

Казачка:  всё, о чём мы говорили, можно увидеть на фотографиях.

(Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии).

Хозяйка: ребята, а вы стихи о родном крае знаете?

Дети: да, знаем!

Ребёнок: посмотрите вокруг – зачарует краса,

Нет, края прекраснее нашего,

Золотятся поля, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

Ребёнок: а какие сады на Кубани у нас,

А какие девочки – красавицы,

Кубань-это житница нашей страны

Стихами и песнями славится!

Ребёнок: может быть, где-то лучше  края,

Может быть, где-то лучше земля,

Но, для нас Ленинградцев  — это малая Родина!

 Хозяйка: какие чудесные слова вы сказали, этими словами вы показали свою любовь к кубанской земле.

Звучит песня на музыку и стихи В.Черватюк «Моя станица Ленинградская»

Список использованной литературы:

  1. 1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева

Москва, Мозаика-Синтез, 2010 г.

  1. 2. М.Ю. Новицкая Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

  2. 3. Л.Ю. Татаринкова Права маленького гражданина — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here