Частное общеобразовательное учреждение «Школа имени И. В. Каргеля и В. Ф. Бедекера» Петроградского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка интегрированного урока литературы, истории и культуры Санкт-Петербурга, мировой художественной культуры

10 класс

«Ф. М. Достоевский и Санкт-Петербург»

Составил учитель истории и МХК

Федоренко Сергей Александрович

Санкт-Петербург

2014

Предлагаемый урок «Ф. М. Достоевский и Петербург» разработан для учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на два учебных часа. Этот урок является завершающим в системе занятий, посвящённых творчеству Ф. М. Достоевского. Уроку предшествовала работа в городском пространстве Санкт-Петербурге.

Федоренко Сергей Александрович – преподаватель АНО ДПО «Академия инновационных технологий», г. Санкт-Петербург.

Цель урока: помочь учащимся воспринять музейную экспозицию как расширяющего пространства, ввести учащихся в мир Петербурга Достоевского.

Задачи урока:

  • На основе экскурсии, изучения биографии и творчества Достоевского дать представление о своеобразном восприятии Петербурга писателем.

  • Создать условия для воспитания эстетического вкуса в процессе работа на музейной экспозиции.

  • Развить творческие навыки учащихся с помощью создания ими собственных вербальных и визуальных текстов, отражающих личностное восприятие музейной экспозиции, а также её связи с творчеством писателя.

  • Воспитать у учащихся любовь к родному городу – Санкт-Петербургу, который был любимым городом Фёдора Михайловича Достоевского.

Оборудование урока:

Портрет Ф. М. Достоевского, иллюстрации видов Петербурга середины и второй половины XIX века (Инженерный замок, Пять углов, Дом Шиля, Екатерининский канал в белые ночи, «Дом процентщицы», «Дом Раскольникова», «Дом Сони» (трёхэтажный, угловой, по Екатерининскому каналу и Казначейской улице), виды домов и дворов по Вознесенскому проспекту и Таирову переулку – маршруту Раскольникова, Сенная площадь, Владимирская церковь, Семёновский плац и др.), репродукция картины Г. Гольбейна-младшего «Мёртвый Христос», иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Амвросия Оптинского, фотография посмертной маски Ф.М. Достоевского, фотографии друзей писателя (критика Николая Николаевича Страхова и других) и других экспонатов из музея-квартиры Ф. М. Достоевского на Кузнечном переулке, дом 5, различные издания произведений писателя, ксерокопии выписок о личности Достоевского из русских, советских и современных российских изданий.

Задачи экскурсии «Ф. М. Достоевский и Петербург» (посещение музея писателя на Кузнечном переулке, дом 5, Церкви Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади – любимого приходского храма писателя в последние годы его земной жизни и могилы Ф. М. Достоевского на Тихвинском кладбище (некрополь мастеров искусств) Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры):

Познакомить учащихся с квартирой писателя, обстановкой, которая его окружала, его видением Петербурга, его взглядом на мир.

Задания учащихся перед экскурсией:

  • Обратите внимание на личные предметы писателя. Какие предметы, на ваш взгляд, важны для понимания внутреннего мира Ф. М. Достоевского? О чём они рассказывают?

  • Подумайте, что говорит о писателе интерьер его комнат?

  • Прочитайте внимательно розданные учителем распечатки статей о Ф. М. Достоевском из русских, советских и современных российских словарей и энциклопедий. Проследите, как меняется тон рассказа о писателе и оценка его творчества в эти различные исторические эпохи.

  • Поразмышляйте о том, как атмосфера квартиры способствовала творческому процессу.

  • Ощущаете ли вы связь с современной российской жизнью, находясь в музее-квартире писателя? В чём она проявляется?

Задания по результатам экскурсии:

  • Каждому учащемуся в письменном виде составить отчёт об экскурсии (что увидели, что нового узнали о Достоевском как о человеке и писателе, какие для себя сделали выводы).

  • Каждой группе учащихся составить коллаж о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.

  • Составить вопросы для викторины по творчеству Достоевского.

При подготовке к данному уроку учащиеся разбиваются на группы и каждой группе учащихся даются следующие задания к уроку:

  • Представление каждой группой своего коллажа, посвящённого творчеству Ф. М. Достоевского в Петербурге.

  • Устный рассказ о своих впечатлениях от экскурсии «Ф. М. Достоевский и Петербург».

Продолжительность выступления – от 3-х до 5-ти минут (что видели, что запомнили, что удивило, что узнали нового о Фёдоре Михайловиче Достоевском, над чем задумались, какие выводы для себя сделали).

  • Подготовка к викторине.

Объявляется список дополнительной литературы о жизни и творчестве Достоевского:

  • Ашимбаева Н., Бирон В. Музей Достоевского в Санкт-Петербурге. Путеводитель. СПб: Лицей, 1999.

  • Ашимбаева Н. Достоевский. Контекст творчества и времени. Сборник статей. Санкт-Петербург: Серебряный век, 2009.

  • Пономарёва Г. Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной. М.: Академия, 2001.

  • Достоевский в конце XX века. Сборник. М.: Классика плюс, 1996.

  • Киносито Т. Антропология и поэтика творчества Ф. М. Достоевского. СПб: Серебряный век, 2005.

Так же рекомендуется учащимся провести поиск публикаций о Петербурге Достоевского в сети Интернет.

  • Представление и комментирование иллюстраций Ильи Глазунова, Николая Тырсы, Леонида Пастернака, Отара Кандаурова, Виталия Горяева, Михаила Шемякина (и своих собственных, если находятся учащиеся, способные их создать) к произведениям Ф. М. Достоевского, действия которых происходят в Петербурге.

  • Рассказ о петербургских домах, дворах и мостах, лежащих на «маршруте Раскольникова» в романе «Преступление и наказание».

Устное выступление на 5-7 минут.

  • Рассказ о петербургских адресах и о восприятии Достоевским (на основе его воспоминаний и ранних литературных произведений) Петербурга в первый период пребывания писателя в столице империи с момента его приезда с отцом из Москвы до отправке на каторгу по приговору суда по делу петрашевцев.

Устный рассказ на 5-7 минут, который может сопровождаться демонстраций иллюстраций: фотографий петербургских зданий, портретов друзей и знакомых писателя (в ранний период его творчества), книжной графики к ранним произведениям Достоевского с видами Петербурга.

Оценивание учащихся:

Максимальная оценка за выступления учащихся – 5 баллов. За каждый правильный ответ викторины – 1 балл.

Первый этап урока: результаты экскурсии.

  • Представление групп и коллажей, посвящённых жизни и творчеству Фёдора Михайловича Достоевского в Петербурге. Оценка коллажей.

  • Впечатления об экскурсии.

Обсуждения в группах и выступления одного учащегося от каждой группы. Важно отметить, что в выступлениях учащихся заметен интерес к условиям жизни писателя. Они отмечают важность видения обстановки квартиры, возможности прикосновения к личным вещам писателя, окружающим атмосферу творчества Фёдора Михайловича. Знакомство учащихся с музеем-квартирой позволяет увидеть в Фёдоре Михайловиче не абстрактного писателя – персонажа из литературной энциклопедии или школьного учебника, а вполне реальную личность.

Второй этап урока: викторина на тему «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского в Петербурге»

Вопросы викторины:

  • В каком году Ф. М. Достоевский приехал в Петербург? (1837)

  • Где находится музей-квартира Ф. М. Достоевского? (Кузнечный переулок, дом №5, угол с улицей Достоевского)

  • Когда в квартире Достоевского был открыт музей? (13 ноября 1971 года)

  • Сколько лет в общей сложности прожил Достоевский в Санкт-Петербурге? (28 лет)

  • Назовите журналы, с которыми сотрудничал Достоевский в Петербурге. («Время», «Эпоха», «Отечественные записки», «Петербургский сборник»)

Какие из них издавал сам Достоевский с братом? («Время», «Эпоха»)

  • Где был опубликован первый роман Ф. М. Достоевского? (роман «Бедные люди» — в издаваемом Н. А. Некрасовым «Петербургском сборнике»)

  • Назовите годы жизни, места рождения и смерти писателя. (1821 год, Москва – 1881 год, Санкт-Петербург)

  • Где похоронен Ф. М. Достоевский? (Тихвинское кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры)

  • Кто является автором памятника на могиле Достоевского? (архитектор Х. К. Васильев, скульптор Н. А. Лаврецкий)

  • В каком году установлен памятник на могиле писателя? (1883 год)

  • Назовите произведения Ф. Достоевского, действие которых происходит в Петербурге? («Бедные люди», «Двойник», «господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы»)

  • С какого года Достоевский жил в квартире, ставшей музеем? (с октября 1878 года)

  • Назовите учебное заведение Санкт-Петербурга, в котором учился и которое окончил Ф. М. Достоевский. (Военно-инженерное училище в Петербурге)

  • Назовите общее количество адресов, по которым проживал Достоевский в Петербурге. (20 адресов)

  • Перед какой иконой в своей квартире с семьёй любил молиться Фёдор Михайлович? (перед подаренной писателю иконой в серебряной ризе «Всех скорбящих Радость»)

  • Какие места Петербурга носят имя Ф. М. Достоевского? (улица Достоевского, станция метро «Достоевская»)

  • Когда и в каком храме Петербурга состоялось венчание Достоевского с его второй женой Анной Сниткиной? (15 февраля 1867 года в Свято-Троицком Измайловском соборе)

  • Когда установлен памятник Ф. М. Достоевскому на Владимирской площади? (в мае 1997 года)

Примечание:

За каждое правильно названное произведение – 1 балл (в вопросе №1).

В вопросе №5 за каждый подвопрос, правильно озвученный – 1 балл.

Третий этап урока: выразительное чтение отрывков из произведений Достоевского, где описываются уголки Петербурга, размышления автора или его героев о столице Российской Империи и их комментирование.

Задачи данного этапа:

  • Эстетическая – почувствовать красоту прозы Ф. М. Достоевского, его мысль, воплощённую в тексте

  • Религиозно культурологическая – почувствовать отношение к православию, к христианской нравственности героев Достоевского, понять где они находятся – внутри или вне православной традиции.

  • Исследовательская – через личностное восприятие текста Достоевского прийти к пониманию взгляда писателя на Петербург.

Требования к выразительному чтению текста:

  • Чёткое произношение звуков и слов.

  • Правильная постановка ударений.

  • Логическое ударение (выделение голосом ключевых для понимания смысла текста слов).

  • Эмоциональная выразительность (выражение голосом чувств героя или автора).

Примечание: Учащиеся комментируют один отрывок от каждой группы.

Четвёртый этап урока: устное комментирование учащимися своих иллюстраций к произведениям Ф. М. Достоевского

Задача данного этапа:

Развитие ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся.

Каждая группа представляет для комментирования одну иллюстрацию.

Примерный план комментирования иллюстрации

  • Почему проиллюстрировали именно данное произведение?

  • Какой фрагмент произведения проиллюстрировали? Почему именно его?

  • Каков общий фон иллюстрации? Какие эпитеты в тексте соответствуют этому фону?

  • Через какие объекты в иллюстрации выражена суть выбранного эпизода или тема всего произведения?

  • В каком свете и цвете представлен в иллюстрации выбранный эпизод из произведения? Приведите доводы в защиту вашего видения.

  • Как композиционно и пространственно передана мысль автора?

Примеры комментариев

Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Двойник»

Титулярный советник Голядкин в форменной шинели стоит в лавке Гостиного двора, торгующей дорогой фарфоровой посудой, поодаль от прилавка с шикарными вазами, у большого окна, из которого видна противоположная Гостиному Двору сторона Невского проспекта. Видно, что город охвачен непогодой: серое, типично осеннее питерское небо, накрапывает нескончаемый дождь.

Взгляд чиновника устремлён на единственного находившегося в лавке покупателя (кроме самого Голядкина). Этот покупатель берёт в свои руки богато украшенную вазу из рук продавца. Самого торговца на иллюстрации не видно, а свет падает только на его руки. Сам продавец как бы поглощён тенью от фарфоровых статуэток, чайников и ваз где-то на правой стороне иллюстрации.

Но чем же необычен покупатель? Очертания его фигуры нечёткие, размазанные. Становится ясно, что это вовсе и не человек, а тень, фантом. Эти очертания напоминают фигуру Голядкина, даже его позу. Только руки настоящего титулярного советника висят в воздухе, а призрачные руки двойника держат вазу. Но ваза – это тоже фантом, призрак вещи, как, впрочем, и руки продавца. Становится понятным, что руки-призраки просто выныривают из темноты, из НИОТКУДА. Никакого настоящего продавца в этой изображённой части магазина нет.

Если мы присмотримся, то увидим, что призрачная одежда двойника отличается от настоящей одежды чиновника. Призрак вовсе не в форменной одежде чиновника, а во франтоватой одежде богатого барина.

Иллюстрация переносит нас к моменту зарождения хлестаковских фантомов у Голядкина. В Гостином дворе на Невском он является кажущимся покупателем дорогого фарфора. Однако это не только иллюстрация отдельно взятого эпизода, но и произведения в целом. Фигуры Голядкина и его двойника – это изображение самого душевного кризиса главного героя, его «раздвоения». Разница в их одежде – это изображение социального аспекта «раздвоения», охватившего всё его существо. Голядкина буквально опустошила и высосала официозная жизнь государственного аппарата в николаевскую эпоху. Однако достичь карьерных высот трудно без протекции, вызванной родством или удачной женитьбой. Недостаточно уповать лишь на то, что начальство заметит и возвысит на основании добросовестного исполнения своих служебных обязанностей.

Смысл изображённой ситуации – явления двойника – уходит в ирреальный план, весьма ощутимый в повести. В посюстороннем мире происходит физическое воплощение двойника. Начало его «материализации» — это также факт, который отражает иллюстрация.

Изображение Петербурга в окне магазина – также не случайный факт. Повесть была опубликована с подзаголовком «Приключения господина Голядкина», а в несколько изменённой редакции много лет спустя после её названия было добавлено «Петербургская поэма». Петербург всегда воспринимали на двух планах: рациональном (прямые улицы, парки и сады, классические дома и соборы) и на иррациональном, метафизическом. Петербургская хмара, непогода, низкие, несущиеся облака и вообще водная стихия, хаос – это как бы переходное состояние города из одного плана в другой, поэтому и двойник физически возникает перед Голядкиным в полночь, в петербургскую ноябрьскую дождливо-промозглую непогоду. Городской пейзаж на пути часто бесцельного движения и метаний Голядкина по городу всегда чреваты неожиданными встречами и метаморфозами его судьбы. Блистающий золотыми куполами царственный Петербург – это город людей, прочно стоящих на ногах, город непогоды – это город утраты опор и обезличения, в котором развернулась трагедия Голядкина.

Изображённые на иллюстрации призрачные руки имеют свое символическое значение, связанное с обоими планами. Руки – это символ творения и символ разрушения. Двойник, порождённый Голядкиным, существует на обоих планах петербургского бытия, как бы пытаясь избежать своего разрушения.

Ещё мы не коснулись одного объекта иллюстрации – висящей на стене иконе Христа Вседержителя в киоте с лампадой. Это не только элемент быта дореволюционной России. Голядкин теряет своё лицо в борьбе с двойником. Он видит возможность восстановить нормальное положение вещей апелляцией к авторитету – к начальству. Своего начальника департамента он считает могущим восстановить Божественную справедливость, правду. Голядкин призывает начальника; «…перемените, благоволите, велите переменить – и безбожный, самовольный подмен уничтожить». Но чиновник забывает о главном, что в его проблеме для восстановления Божественной справедливости нужно обращаться не к земному начальству, а к самому Христу. На иллюстрации у иконы лампада не затеплена, что символизирует нежелание и неумение Голядкина обратиться к главному хранителю порядка во Вселенной – к Богу.

Пятый этап урока: подведение итогов.

Задача данного этапа:

Развитие творческих способностей учащихся;

Развитие логического мышления (умения синтезировать).

Задание:

В письменной форме сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1 .Каким город изобразил Ф. М. Достоевский в своих первых произведениях? 2. Какие акценты в описании города ставил Достоевский во втором периоде своей жизни в Петербурге?

3. Дала ли экскурсия ответ на вопрос: «Почему именно такой Петербург предстаёт в произведениях писателя?»

4. Помогла ли экскурсия (и каким образом) вашему восприятию Петербурга Достоевского?

Рекомендуемая литература:

  • Ашимбаева Н., Бирон В. Музей Достоевского в Санкт-Петербурге. Путеводитель. СПб: Лицей, 1999.

  • Ашимбаева Н. Достоевский. Контекст творчества и времени. Сборник статей. Санкт-Петербург: Серебряный век, 2009.

  • Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1963.

  • Пономарёва Г.Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной. М.: Академия, 2001.

  • Достоевский в конце XX века. Сборник. М.: Классика плюс, 1996.

  • Киносито Т. Антропология и поэтика творчества Ф. М. Достоевского. СПб: Серебряный век, 2005.

  • Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here