Частное общеобразовательное учреждение «Школа имени И. В. Каргеля и В. Ф. Бедекера» Петроградского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка интегрированного урока литературы, истории и культуры Санкт-Петербурга, мировой художественной культуры
10 класс
«Ф. М. Достоевский и Санкт-Петербург»
Составил учитель истории и МХК
Федоренко Сергей Александрович
Санкт-Петербург
2014
Предлагаемый урок «Ф. М. Достоевский и Петербург» разработан для учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на два учебных часа. Этот урок является завершающим в системе занятий, посвящённых творчеству Ф. М. Достоевского. Уроку предшествовала работа в городском пространстве Санкт-Петербурге.
Федоренко Сергей Александрович – преподаватель АНО ДПО «Академия инновационных технологий», г. Санкт-Петербург.
Цель урока: помочь учащимся воспринять музейную экспозицию как расширяющего пространства, ввести учащихся в мир Петербурга Достоевского.
Задачи урока:
-
На основе экскурсии, изучения биографии и творчества Достоевского дать представление о своеобразном восприятии Петербурга писателем.
-
Создать условия для воспитания эстетического вкуса в процессе работа на музейной экспозиции.
-
Развить творческие навыки учащихся с помощью создания ими собственных вербальных и визуальных текстов, отражающих личностное восприятие музейной экспозиции, а также её связи с творчеством писателя.
-
Воспитать у учащихся любовь к родному городу – Санкт-Петербургу, который был любимым городом Фёдора Михайловича Достоевского.
Оборудование урока:
Портрет Ф. М. Достоевского, иллюстрации видов Петербурга середины и второй половины XIX века (Инженерный замок, Пять углов, Дом Шиля, Екатерининский канал в белые ночи, «Дом процентщицы», «Дом Раскольникова», «Дом Сони» (трёхэтажный, угловой, по Екатерининскому каналу и Казначейской улице), виды домов и дворов по Вознесенскому проспекту и Таирову переулку – маршруту Раскольникова, Сенная площадь, Владимирская церковь, Семёновский плац и др.), репродукция картины Г. Гольбейна-младшего «Мёртвый Христос», иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Амвросия Оптинского, фотография посмертной маски Ф.М. Достоевского, фотографии друзей писателя (критика Николая Николаевича Страхова и других) и других экспонатов из музея-квартиры Ф. М. Достоевского на Кузнечном переулке, дом 5, различные издания произведений писателя, ксерокопии выписок о личности Достоевского из русских, советских и современных российских изданий.
Задачи экскурсии «Ф. М. Достоевский и Петербург» (посещение музея писателя на Кузнечном переулке, дом 5, Церкви Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади – любимого приходского храма писателя в последние годы его земной жизни и могилы Ф. М. Достоевского на Тихвинском кладбище (некрополь мастеров искусств) Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры):
Познакомить учащихся с квартирой писателя, обстановкой, которая его окружала, его видением Петербурга, его взглядом на мир.
Задания учащихся перед экскурсией:
-
Обратите внимание на личные предметы писателя. Какие предметы, на ваш взгляд, важны для понимания внутреннего мира Ф. М. Достоевского? О чём они рассказывают?
-
Подумайте, что говорит о писателе интерьер его комнат?
-
Прочитайте внимательно розданные учителем распечатки статей о Ф. М. Достоевском из русских, советских и современных российских словарей и энциклопедий. Проследите, как меняется тон рассказа о писателе и оценка его творчества в эти различные исторические эпохи.
-
Поразмышляйте о том, как атмосфера квартиры способствовала творческому процессу.
-
Ощущаете ли вы связь с современной российской жизнью, находясь в музее-квартире писателя? В чём она проявляется?
Задания по результатам экскурсии:
-
Каждому учащемуся в письменном виде составить отчёт об экскурсии (что увидели, что нового узнали о Достоевском как о человеке и писателе, какие для себя сделали выводы).
-
Каждой группе учащихся составить коллаж о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.
-
Составить вопросы для викторины по творчеству Достоевского.
При подготовке к данному уроку учащиеся разбиваются на группы и каждой группе учащихся даются следующие задания к уроку:
-
Представление каждой группой своего коллажа, посвящённого творчеству Ф. М. Достоевского в Петербурге.
-
Устный рассказ о своих впечатлениях от экскурсии «Ф. М. Достоевский и Петербург».
Продолжительность выступления – от 3-х до 5-ти минут (что видели, что запомнили, что удивило, что узнали нового о Фёдоре Михайловиче Достоевском, над чем задумались, какие выводы для себя сделали).
-
Подготовка к викторине.
Объявляется список дополнительной литературы о жизни и творчестве Достоевского:
-
Ашимбаева Н., Бирон В. Музей Достоевского в Санкт-Петербурге. Путеводитель. СПб: Лицей, 1999.
-
Ашимбаева Н. Достоевский. Контекст творчества и времени. Сборник статей. Санкт-Петербург: Серебряный век, 2009.
-
Пономарёва Г. Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной. М.: Академия, 2001.
-
Достоевский в конце XX века. Сборник. М.: Классика плюс, 1996.
-
Киносито Т. Антропология и поэтика творчества Ф. М. Достоевского. СПб: Серебряный век, 2005.
Так же рекомендуется учащимся провести поиск публикаций о Петербурге Достоевского в сети Интернет.
-
Представление и комментирование иллюстраций Ильи Глазунова, Николая Тырсы, Леонида Пастернака, Отара Кандаурова, Виталия Горяева, Михаила Шемякина (и своих собственных, если находятся учащиеся, способные их создать) к произведениям Ф. М. Достоевского, действия которых происходят в Петербурге.
-
Рассказ о петербургских домах, дворах и мостах, лежащих на «маршруте Раскольникова» в романе «Преступление и наказание».
Устное выступление на 5-7 минут.
-
Рассказ о петербургских адресах и о восприятии Достоевским (на основе его воспоминаний и ранних литературных произведений) Петербурга в первый период пребывания писателя в столице империи с момента его приезда с отцом из Москвы до отправке на каторгу по приговору суда по делу петрашевцев.
Устный рассказ на 5-7 минут, который может сопровождаться демонстраций иллюстраций: фотографий петербургских зданий, портретов друзей и знакомых писателя (в ранний период его творчества), книжной графики к ранним произведениям Достоевского с видами Петербурга.
Оценивание учащихся:
Максимальная оценка за выступления учащихся – 5 баллов. За каждый правильный ответ викторины – 1 балл.
Первый этап урока: результаты экскурсии.
-
Представление групп и коллажей, посвящённых жизни и творчеству Фёдора Михайловича Достоевского в Петербурге. Оценка коллажей.
-
Впечатления об экскурсии.
Обсуждения в группах и выступления одного учащегося от каждой группы. Важно отметить, что в выступлениях учащихся заметен интерес к условиям жизни писателя. Они отмечают важность видения обстановки квартиры, возможности прикосновения к личным вещам писателя, окружающим атмосферу творчества Фёдора Михайловича. Знакомство учащихся с музеем-квартирой позволяет увидеть в Фёдоре Михайловиче не абстрактного писателя – персонажа из литературной энциклопедии или школьного учебника, а вполне реальную личность.
Второй этап урока: викторина на тему «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского в Петербурге»
Вопросы викторины:
-
В каком году Ф. М. Достоевский приехал в Петербург? (1837)
-
Где находится музей-квартира Ф. М. Достоевского? (Кузнечный переулок, дом №5, угол с улицей Достоевского)
-
Когда в квартире Достоевского был открыт музей? (13 ноября 1971 года)
-
Сколько лет в общей сложности прожил Достоевский в Санкт-Петербурге? (28 лет)
-
Назовите журналы, с которыми сотрудничал Достоевский в Петербурге. («Время», «Эпоха», «Отечественные записки», «Петербургский сборник»)
Какие из них издавал сам Достоевский с братом? («Время», «Эпоха»)
-
Где был опубликован первый роман Ф. М. Достоевского? (роман «Бедные люди» — в издаваемом Н. А. Некрасовым «Петербургском сборнике»)
-
Назовите годы жизни, места рождения и смерти писателя. (1821 год, Москва – 1881 год, Санкт-Петербург)
-
Где похоронен Ф. М. Достоевский? (Тихвинское кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры)
-
Кто является автором памятника на могиле Достоевского? (архитектор Х. К. Васильев, скульптор Н. А. Лаврецкий)
-
В каком году установлен памятник на могиле писателя? (1883 год)
-
Назовите произведения Ф. Достоевского, действие которых происходит в Петербурге? («Бедные люди», «Двойник», «господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы»)
-
С какого года Достоевский жил в квартире, ставшей музеем? (с октября 1878 года)
-
Назовите учебное заведение Санкт-Петербурга, в котором учился и которое окончил Ф. М. Достоевский. (Военно-инженерное училище в Петербурге)
-
Назовите общее количество адресов, по которым проживал Достоевский в Петербурге. (20 адресов)
-
Перед какой иконой в своей квартире с семьёй любил молиться Фёдор Михайлович? (перед подаренной писателю иконой в серебряной ризе «Всех скорбящих Радость»)
-
Какие места Петербурга носят имя Ф. М. Достоевского? (улица Достоевского, станция метро «Достоевская»)
-
Когда и в каком храме Петербурга состоялось венчание Достоевского с его второй женой Анной Сниткиной? (15 февраля 1867 года в Свято-Троицком Измайловском соборе)
-
Когда установлен памятник Ф. М. Достоевскому на Владимирской площади? (в мае 1997 года)
Примечание:
За каждое правильно названное произведение – 1 балл (в вопросе №1).
В вопросе №5 за каждый подвопрос, правильно озвученный – 1 балл.
Третий этап урока: выразительное чтение отрывков из произведений Достоевского, где описываются уголки Петербурга, размышления автора или его героев о столице Российской Империи и их комментирование.
Задачи данного этапа:
-
Эстетическая – почувствовать красоту прозы Ф. М. Достоевского, его мысль, воплощённую в тексте
-
Религиозно культурологическая – почувствовать отношение к православию, к христианской нравственности героев Достоевского, понять где они находятся – внутри или вне православной традиции.
-
Исследовательская – через личностное восприятие текста Достоевского прийти к пониманию взгляда писателя на Петербург.
Требования к выразительному чтению текста:
-
Чёткое произношение звуков и слов.
-
Правильная постановка ударений.
-
Логическое ударение (выделение голосом ключевых для понимания смысла текста слов).
-
Эмоциональная выразительность (выражение голосом чувств героя или автора).
Примечание: Учащиеся комментируют один отрывок от каждой группы.
Четвёртый этап урока: устное комментирование учащимися своих иллюстраций к произведениям Ф. М. Достоевского
Задача данного этапа:
Развитие ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся.
Каждая группа представляет для комментирования одну иллюстрацию.
Примерный план комментирования иллюстрации
-
Почему проиллюстрировали именно данное произведение?
-
Какой фрагмент произведения проиллюстрировали? Почему именно его?
-
Каков общий фон иллюстрации? Какие эпитеты в тексте соответствуют этому фону?
-
Через какие объекты в иллюстрации выражена суть выбранного эпизода или тема всего произведения?
-
В каком свете и цвете представлен в иллюстрации выбранный эпизод из произведения? Приведите доводы в защиту вашего видения.
-
Как композиционно и пространственно передана мысль автора?
Примеры комментариев
Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Двойник»
Титулярный советник Голядкин в форменной шинели стоит в лавке Гостиного двора, торгующей дорогой фарфоровой посудой, поодаль от прилавка с шикарными вазами, у большого окна, из которого видна противоположная Гостиному Двору сторона Невского проспекта. Видно, что город охвачен непогодой: серое, типично осеннее питерское небо, накрапывает нескончаемый дождь.
Взгляд чиновника устремлён на единственного находившегося в лавке покупателя (кроме самого Голядкина). Этот покупатель берёт в свои руки богато украшенную вазу из рук продавца. Самого торговца на иллюстрации не видно, а свет падает только на его руки. Сам продавец как бы поглощён тенью от фарфоровых статуэток, чайников и ваз где-то на правой стороне иллюстрации.
Но чем же необычен покупатель? Очертания его фигуры нечёткие, размазанные. Становится ясно, что это вовсе и не человек, а тень, фантом. Эти очертания напоминают фигуру Голядкина, даже его позу. Только руки настоящего титулярного советника висят в воздухе, а призрачные руки двойника держат вазу. Но ваза – это тоже фантом, призрак вещи, как, впрочем, и руки продавца. Становится понятным, что руки-призраки просто выныривают из темноты, из НИОТКУДА. Никакого настоящего продавца в этой изображённой части магазина нет.
Если мы присмотримся, то увидим, что призрачная одежда двойника отличается от настоящей одежды чиновника. Призрак вовсе не в форменной одежде чиновника, а во франтоватой одежде богатого барина.
Иллюстрация переносит нас к моменту зарождения хлестаковских фантомов у Голядкина. В Гостином дворе на Невском он является кажущимся покупателем дорогого фарфора. Однако это не только иллюстрация отдельно взятого эпизода, но и произведения в целом. Фигуры Голядкина и его двойника – это изображение самого душевного кризиса главного героя, его «раздвоения». Разница в их одежде – это изображение социального аспекта «раздвоения», охватившего всё его существо. Голядкина буквально опустошила и высосала официозная жизнь государственного аппарата в николаевскую эпоху. Однако достичь карьерных высот трудно без протекции, вызванной родством или удачной женитьбой. Недостаточно уповать лишь на то, что начальство заметит и возвысит на основании добросовестного исполнения своих служебных обязанностей.
Смысл изображённой ситуации – явления двойника – уходит в ирреальный план, весьма ощутимый в повести. В посюстороннем мире происходит физическое воплощение двойника. Начало его «материализации» — это также факт, который отражает иллюстрация.
Изображение Петербурга в окне магазина – также не случайный факт. Повесть была опубликована с подзаголовком «Приключения господина Голядкина», а в несколько изменённой редакции много лет спустя после её названия было добавлено «Петербургская поэма». Петербург всегда воспринимали на двух планах: рациональном (прямые улицы, парки и сады, классические дома и соборы) и на иррациональном, метафизическом. Петербургская хмара, непогода, низкие, несущиеся облака и вообще водная стихия, хаос – это как бы переходное состояние города из одного плана в другой, поэтому и двойник физически возникает перед Голядкиным в полночь, в петербургскую ноябрьскую дождливо-промозглую непогоду. Городской пейзаж на пути часто бесцельного движения и метаний Голядкина по городу всегда чреваты неожиданными встречами и метаморфозами его судьбы. Блистающий золотыми куполами царственный Петербург – это город людей, прочно стоящих на ногах, город непогоды – это город утраты опор и обезличения, в котором развернулась трагедия Голядкина.
Изображённые на иллюстрации призрачные руки имеют свое символическое значение, связанное с обоими планами. Руки – это символ творения и символ разрушения. Двойник, порождённый Голядкиным, существует на обоих планах петербургского бытия, как бы пытаясь избежать своего разрушения.
Ещё мы не коснулись одного объекта иллюстрации – висящей на стене иконе Христа Вседержителя в киоте с лампадой. Это не только элемент быта дореволюционной России. Голядкин теряет своё лицо в борьбе с двойником. Он видит возможность восстановить нормальное положение вещей апелляцией к авторитету – к начальству. Своего начальника департамента он считает могущим восстановить Божественную справедливость, правду. Голядкин призывает начальника; «…перемените, благоволите, велите переменить – и безбожный, самовольный подмен уничтожить». Но чиновник забывает о главном, что в его проблеме для восстановления Божественной справедливости нужно обращаться не к земному начальству, а к самому Христу. На иллюстрации у иконы лампада не затеплена, что символизирует нежелание и неумение Голядкина обратиться к главному хранителю порядка во Вселенной – к Богу.
Пятый этап урока: подведение итогов.
Задача данного этапа:
Развитие творческих способностей учащихся;
Развитие логического мышления (умения синтезировать).
Задание:
В письменной форме сформулируйте ответы на следующие вопросы:
1 .Каким город изобразил Ф. М. Достоевский в своих первых произведениях? 2. Какие акценты в описании города ставил Достоевский во втором периоде своей жизни в Петербурге?
3. Дала ли экскурсия ответ на вопрос: «Почему именно такой Петербург предстаёт в произведениях писателя?»
4. Помогла ли экскурсия (и каким образом) вашему восприятию Петербурга Достоевского?
Рекомендуемая литература:
-
Ашимбаева Н., Бирон В. Музей Достоевского в Санкт-Петербурге. Путеводитель. СПб: Лицей, 1999.
-
Ашимбаева Н. Достоевский. Контекст творчества и времени. Сборник статей. Санкт-Петербург: Серебряный век, 2009.
-
Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1963.
-
Пономарёва Г.Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной. М.: Академия, 2001.
-
Достоевский в конце XX века. Сборник. М.: Классика плюс, 1996.
-
Киносито Т. Антропология и поэтика творчества Ф. М. Достоевского. СПб: Серебряный век, 2005.
-
Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995.