КГУ «Целинная средняя школа»
район имени Габита Мусрепова
Северо – Казахстанская область
Открытый урок по самопознания в 3 классе
«Утро радостных встреч»
Учитель: Петрова И.В.
2015 год
Самопознание
Дата проведения: 12.02. 2015 г
Класс: 3
Тема урока: «Утро радостных встреч»
Цель: раскрывать значение понятия «общение»; расширять представление о ценности позитивного общения.
Задачи:
– формировать знания о чувствах человека;
– развивать навыки культурного и позитивного общения;
– воспитывать доброе, уважительное отношение к взрослым, друг к другу.
Ресурсы: сюжетные картинки, иллюстрации; аудиозаписи песен: «Здравствуйте» (слова В.Кострова, музыка Л.Квинт), «Радуюсь я» (слова и музыка О.Атаманова).
Круг радости
– Сегодня на уроке мы будем говорить о ценности дружелюбного общения и о чувствах, которые испытывает человек в общении с другими людьми.
Чтение стихотворения. В.Коркина
Я и солнышко
Солнышко ясное встало,
– Доброе утро! –
Сказало.
– Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься –
А дождик в окно
Стучит да стучит,
И без солнца темно?
– Доброе утро,
Друзья, все равно…
Придумано мудро:
– Доброе утро!
Наедине с собой
Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим:
– Что наступило утро. Вы проснулись, открыли глаза и увидели, как сквозь окно проникает солнечный лучик.
И солнечный лучик говорит вам:
«Доброе утро, мой дружок,
Я пришел сказать, что солнце встало,
И приглашаю тебя на прогулку.
Всё вокруг проснулось и счастливо улыбается.
Потянись, улыбнись,
И скорее ты проснись.
Потянись руками ввысь, и быстрее улыбнись!»
— Почувствовали ли вы тепло солнечного луча на своем лице. Улыбнитесь, если это так.
Цитата урока
– «Радость – есть особая мудрость», если ты даришь другим людям радость, ты сам становишься счастливее. Николай Рерих, живописец, писатель, философ.
— А как вы понимаете эти строки? (рассуждения детей) Беседа
-
Расскажите, кто вас будит по утрам? Какие слова вам хотелось бы услышать утром?
-
Утреннее настроение не всегда бывает радостным. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
– Первые слова, которыми мы начинаем день, – это «доброе утро». Что мы хотим этим сказать? Просто пожелать доброго утра? А может быть, хотим, чтобы нынешним утром все были добрыми? Как вы думаете, ребята? Как можно выразить свое доброе отношение к другому человеку?
(Ответы детей).
Слова «здравствуйте», «сәлеметсіз бе», «привет», «сәлем», «доброе утро», «қайырлы таң», «добрый день», «қайырлы күн» – это слова приветствия.
– Приветствие – это обращение к кому-либо с добрым пожеланием. Общение – это умение вести интересную беседу, понимать собеседника, проявляя такие качества, как чуткость, доброжелательность, доброта и отзывчивость.
-
Какие еще слова приветствия вы знаете? (Ответы детей).
-Давайте поздороваемся, друг с другом так, как это делают жители разных стран – настоящих и придуманных.
1. В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди.
2. Туркмены прячут руки в длинные рукава.
3. Китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
4. Таджики складывают обе руки чуть ниже груди, немного подходят к приветствуемому и говорят: «Ассаламалейкум» и протягивают обе руки.
5. Индийские племена при виде незнакомого человека сидят на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы.
6. Тибетцы, здороваясь снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и еще высовывают язык.
7. Молодой американец приветствует приятеля хлопая его по спине.
8. Латиноамериканцы обнимаются.
9. Самоанцы обнюхивают друг друга.
10. Индийцы складываю ладони лодочкой и склоняют голову.
11. Японцы предпочитают поклоны.
12. Жители племени Мумба Юмба говорят «У» раздвигая при этом руки.
13. Маленькие дети закрывают лицо руками, а потом, выглядывая, говорят «КУ-КУ»
14. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.
15. Близкие друзья говорят «Привет» и весело машут руками.
16. А в нашей Республике Казахстан учителя приветствуют детей на уроке словом «Сәлеметсізбе». Поиграем. Работа в группах.
Ребята, на ваших столах лежат слова — приветствия, которые нужно собрать. Я предлагаю вам разделиться на три группы. 1-я группа.
Те, у кого есть родной братик.
2-я группа.
Те, у кого есть сестрёнка.
3-я группа
Те, кто в семье один.
«Здравствуйте», «привет», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «рад тебя видеть», «добро пожаловать», «как поживаете», «салют».
— Давайте немного отдохнём и снова поздороваемся разными способами, встанем в круг.
-
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня! (развели руки в стороны)
-
Здравствуйте, все, кто верит доброте! (поздоровались за руки с соседом справа)
-
Здравствуйте, все, кто не жалея сил, (поздоровались за руки с соседом слева). Делится счастьем своим.
-
Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня, (развели руки в стороны)
-
Рады мы всем, кто верит доброте, (взялись за руки, покачиваясь в такт мелодии)
-
Рады мы всем, кто, не жалея сил. Делится счастьем своим.
Беседа
-
Что помогает создавать хорошее настроение?
(Ответы детей).
– Вы правы, доброжелательность, уважение друг к другу помогают создавать
хорошее настроение.
Цитата урока:
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам,
подарите ей сначала свое хорошее настроение.
Бенедикт Спиноза, голландский философ.
Почитаем. О.А.Соколова
А с вами такое бывает?
В теплое летнее утро Сережа вышел во двор на прогулку. У него было прекрасное настроение, но он еще не решил, чем ему заняться.
Вдруг он увидел, как из другого подъезда вышел знакомый мальчик. Сережа очень обрадовался и побежал к нему навстречу. «Вот здорово, – подумал он, – теперь будет с кем поиграть!»
– Здравствуй, Коля, – поздоровался Сережа с мальчиком.
Коля молчал и смотрел безразлично по сторонам.
– Ты что не здороваешься? – спросил Сережа.
– А что? – ответил Коля.
– Ничего, просто принято отвечать, когда с тобой здороваются.
– Ну…
– Что ну?..
– Ничего.
– Может, поиграем во что-нибудь?
– Во что?
– Не знаю…
Ребята молчали. У Сережи испортилось настроение. Он сказал: «До свидания» – и, не услышав ответа, повернулся и тихо побрел к площадке. Прошло еще немного времени, и Сергей пошел домой. Дверь открыла бабушка. Увидев расстроенное лицо внука, она спросила:
– Сережа, что с тобой?
– Ничего, – ответил внук.
– А почему ты так быстро вернулся?
Сережа рассказал бабушке, как он встретил Колю, который не захотел с ним разговаривать и даже не ответил на приветствие. Бабушка обняла внука и сказала:
– Сережа, надо уметь прощать. Бывает так, что люди не понимают, что обижают других.
– Я тоже в следующий раз не буду с ним разговаривать! Как он со мной, так и я с ним, – сердился Сергей.
– Ну, этого я от тебя не ожидала. Так поступают только невоспитанные дети. Запомни: никогда не повторяй действия тех людей, кто по отношению к тебе вел себя невежливо. В таком случае ты сам становишься грубым, невоспитанным человеком. И потом, если Коля умный мальчик, он сам поймет, что грубостью можно оттолкнуть от себя всех друзей.
В дверь позвонили. Сергей открыл дверь и увидел на пороге Колю. Он с опущенной головой стоял перед Сережей и тихим голосом говорил:
– Прости, Сергей, я… знаешь… Ну, как тебе объяснить… – и замолчал. Сережа взял его за руку и, сказав: «Привет, рад тебя видеть», крикнул бабушке:
– Бабуля! Ко мне друг пришел, мы будем вместе играть.
-
Какой совет дала бабушка Сереже?
-
Что вы поняли, услышав эту историю?
-
Почему важно уметь прощать?
(Ответы детей).
-
Игра «Школа вежливости»
Раздать детям карточки со словами: «здравствуйте», «простите, пожалуйста», «будьте любезны», «очень приятно», «очень рад», «всего вам доброго», «спасибо», «пожалуйста». Каждый ученик должен придумать предложение с вежливыми словами.
Игра «Попугай»
Показать детям изображены лица людей в разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, удивление, обида, спокойствие, гнев, страх, восторг и т.д.). Дети пытаются изобразить эмоциональное состояние.
-
Какое эмоциональное состояние вам труднее показать?
-
Какое чувство вам легче всего изобразить? Почему?
-
Вспомните, что говорят люди при встрече друг другу?
(Ответы детей).
-
Размышления.
А) За столом сидит учительница и что-то пишет. В класс по очереди заходят ученики. Первый ученик говорит:
— Здравствуйте, Инна Викторовна!
— Здравствуй, Санжар.
Второй ученик, забегая в класс, весело кричит:
— Салют всем!!!
Третий ученик молча проходит на свое место.
-
Как бы вы поступили в данной ситуации? (Ответы детей).
Б) На уроке математики Миша неправильно начертил квадрат. Ему нужен ластик, чтобы его стереть. Он толкнул локтем свою соседку и сказал: «Дай резинку!» Лена ластик ему не дала.
-
Как бы вы поступили в такой ситуации? (Ответы детей).
— Ребята, посмотрите на экран и прочтите слова:
Волшебное слово, что ясный денек.
-Как вы понимаете эту пословицу. Высказывание детей.
-Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра
Они живут века на свете
Запомнить их нам всем пора
— 21 ноября – Международный день приветствий. Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккорлики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира. Нужен простой, но эффективный поступок решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они лишь просили адресата поприветствовать кого-нибудь, еще, но хотя бы человек десять. Эта идея была поддержана и руководителями государств и простыми людьми. С тех пор каждый год 21 ноября отмечается Всемирный День приветствий – день радостных эмоций и хорошего настроения.
Учитель: Давайте рассмотрим следующие ситуации:
«Поссорились»
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам
Очень скучно друг без друга
Помириться нужно нам
Я ее не обижала
Только мишку подержала
Потом с мишкой убежала
И сказала «Не отдам»
— Как вы думаете, что произойдет дальше.
Почему вы так думаете?
А теперь послушайте, как автор заканчивает это стихотворение:
Дам ей мишку, извинюсь
Дам ей мячик, дам трамвай.
И скажу: «Играть давай!»
Учитель:
— Значит есть еще вежливые слова. Назовите их.
— А как вы миритесь друг с другом?
Высказывание детей.
Цитата
Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
— Что нужно делать, чтобы стать вежливым?
Высказывание детей.
Правила вежливости.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
2. Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
3. Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи куда идешь, и во сколько вернешься.
4. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
Итог урока.
Давайте вспомним вежливые слова.
Ответы детей.
Спасибо – Рахмет
До свидания – Сау болыныз
Извините – Кешiрiнiз
Пожалуйста – Мархабат
Здравствуйте — Салеметсiсзбе
Игра «В гостях у сказки»
Давайте определим, кто из сказочных героев самый воспитанный
1. Как только Вини-пух увидел горшочек меда на столе, сразу схватил его и весь слопал.
2. Кролик положил все четыре лапки на стол и при этом громко свистел.
3. Ослик ИА ковырял в носу и чавкал.
4. Сова повязала на шею салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать.
— Почему вы считаете этого героя воспитанным?
— А как вы ведете себя в гостях?
Инсценирование
Мексиканская сказка.
Вежливый кролик.
Жил-был кролик очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень голодна и сердита. У кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его грозная опасность – в пещере жила змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
Кролик: Нужно поздороваться… Но с кем? Ну, конечно же с пещерой.
Присев на задние лапки.
— Здравствуйте, добрая пещера, разрешите мне, пожалуйста, войти.
Змея: Входите, входите.
Кролик: Простите, что побеспокоил Вас. Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха. До свидания.
Убегает
Кролик: Да, вежливость еще никогда никому не повредила.
Змея (ворчит): Лучше бы я ему не отвечала. Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно было ему просить разрешения войти?!
Учитель: Что вы можете сказать о героях этой сказки?
Высказывания детей.
Давайте выберем те слова, которые характеризуют хорошие качества кролика.
Скромный
Злой
Добрый
Воспитанный
Умный
Хитрый
Ласковый
Догадливый
Глупый
Просмотр мультфильма «Чучело – мяучело» Беседа. Творческая работа. Ребята, я предлагаю вам на лучиках солнца, написать те вежливые слова, которые вы всегда говорите друзьям, близким, знакомым и даже незнакомым. Те слова, о которых мы сегодня говорили на уроке. Под музыку Обобщение – Сегодня на уроке вы узнали о ценности общения в нашей жизни, о тех чувствах, которые испытывает человек при встрече с другими людьми. – Первые слова, которыми мы начинаем день, это «здравствуйте», «доброе утро». Со сверстниками можно поздороваться, произнося слова: «Привет!», «Здорово!», «Салют!», «Сәлем!». -Очень важно, с каким настроением вы произносите эти слова. Во время приветствия постарайтесь смотреть на собеседника доброжелательно. При встрече со взрослым человеком употребляйте вежливые выражения: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Как я рад вас видеть!». – Думаю, что если мы будем говорить вежливые слова всегда и везде, то доставим всем окружающим радость от общения с нами. Культура общения – это важная ценность. -Быть вежливым – значит уметь достойно вести себя в обществе и иметь хорошие манеры, обращаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что их ценят и уважают. Станем мы вежливыми, или нет – зависит только от нас самих, от нашего желания быть воспитанными людьми. Всегда приятно общаться с культурным человеком, который знает, как нужно вести себя в различных ситуациях. Домашнее задание. Составить словарик вежливых слов.