Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Подготовила: Петухова Т.А.
учитель 1 категории
классный руководитель:
4 «В» класса
Козьмодемьянск 2013 г.
Внеклассное мероприятие
по творчеству
Александра Яшина.
Спешите делать добрые дела.
Цель – 1.Познакомить учеников с личностью поэта.
2.Рассмотреть тематику стихотворений.
3.Учиться выразительному чтению стихотворений.
4.Способствовать обогащению словарного запаса.
5.Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные
в произведениях.
Оборудование урока – Портрет А.Яшина, сочинения детей, рисунки, фонограммы песен, пословицы и поговорки.
Методические приемы – рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа с учащимися.
Эпиграф к уроку – Спешите делать добрые дела.
Ход урока.
Учитель — С самых ранних лет А.Яшин чувствовал в себе талант
«Я ощущал его с детства, с юности, как страшную, разрушительную для самого себя силу». Деревенский мальчик Шурка Попов (Яшин – сын Якова) в десятилетнем возрасте уже должен был решать, как ему дальше жить. Отец погиб на войне, мать, отчим, братья и сестры остались неграмотными. Им трудно было лишиться работника, отпустить его в город, но сельский сход, собранный его дедом Михаилом Михайловичем Поповым (почитаемым крестьянином, основавшим в 1900 году в своей деревне начальную школу), постановил – Учить Шурку. Не случайно появились строки стихотворения
Меня добру учила вся деревня. (1959 г.)
Ученица – Творчество А. Яшина.
Учиттель – Проанализируем стих. Орел.
Учитель — Во время учебы в школе и педагогическом техникуме
Яшин пишет стихи, рассказы, песни, пьесы, организует литературный кружок. Стихотворение.
Только на Родине. 1955г.
Учитель – Какие слова, приведенные поэтом в этих строках характерны для сказочного повествования?.
( Нехоженый, неслыханный, невиданный.)
Учитель — Для Яшина Вологодчина – «край добра и чудес» был постоянным, неиссякаемым источником творчества. Там ему дышалось легко, писалось вольно, туда он приходил со своими удачами и невзгодами.
Земной поклон.1958г.
Учитель — С 1928г. Стихи А.Яшина начали печатать в газетах.
В 1934 г. Выходит его первая книга стихов «Песни Северу».
В1935г. Переезжает в Москву и поступает в литературный институт. В эти годы выходят в Москве его книги «Северянка» и «Мать». Когда началась Великая Отечественная война (1941-1945), А.Яшин уходит добровольцем на фронт. Тема его творчества меняется. Участвуя в боях, работая во фронтовых газетах, он пишет стихи о войне.
Стихи о В.О.войне.
Учитель – Одна из главных тем поздней лирики Яшина – тема добра. Он не мыслил своей жизни без свершения добрых дел. Его беспокоило то, что он многого еще не успел сделать. Знакомо ли вам чувство досады, что прошлое нельзя вернуть.
Ученики отвечают.
Учитель – Сознание упущенных возможностей ярко выразилось в стихотворении
Спешите делать добрые дела.1958г.
Учитель — Эти знаменитые строки, по свидетельству поэта В.Солоухина, явились сутью отношения автора к миру. Он говорил это, исходя из собственного жизненного опыта, зная, как горько бывает, когда не успеешь помочь, когда благие намерения так и остаются только намерениями.
Добрые дела действительно нужно спешить делать, время летит очень быстро, кажется, я молод, у меня вся жизнь впереди, я все успею, куда торопиться. Но годы, которые летят очень быстро, не вернешь назад. Не мечтайте, не обещайте, а просто делайте добрые дела, чтобы потом не корить себя за упущенные возможности. Дорожите временем. Пусть вам никогда не придется сказать –
От смерти б спас, да на день опоздал….
Учитель – Ребята, к каждому из вас было домашнее задание – написать сочинение на тему – Спешите делать добрые дела.
Пожалуйста, послушайте некоторые из них.
Сочинения детей.
Учитель – Тема упущенных возможностей сделать добро звучит в стихотворение
Память -1958г.
Учитель – Однажды А.Яшин записал в дневнике: «Зажмурься, но скажи правду». В стих. «Память» автор как бы говорит – сделай все, что от тебя зависит. Помоги тем, кому можешь помочь. Лучше зажмуриться и сказать правду, чем потом судить самого себя за дурной поступок.
Учитель – В устном народном творчестве очень много сложено пословиц и поговорок о добре. Назовите, какие вы знаете.
Пословицы и поговорки.
Учитель – Доброта – это лекарство от многого, прежде всего от дурного. Как же возникает в человеческом сердце доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой и прекрасной. Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить — чего там больше – добра или зла. Добро начинается с любви к живому. Добрый человек – это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит и охраняет природу.
А любовь и доброта согревают, как солнце. А если человек добрый, он спокоен, веселый, от него исходит тепло. О добром отношении и заботе к окружающей природе, к животным, к птицам А.Яшин написал
Стихотворение – Покормите птиц зимой.
Учитель – Да, особенно зимой птицы нуждаются в нашей помощи.
А вы сделали кормушки птицам? Если не сделали, то еще не поздно. Я, думаю, что вы все приготовите для птиц кормушки и будете их кормить. А чем можно покормить птиц?
Дети отвечают.
Учитель — Сейчас прозвучит стихотворение, где добро противопоставлено жестокости.
Стихотворение «Зайчонок». ( 1956 г. )
Учитель — Почему охотник не может забыть того дня, когда выстрелил, почти не глядя?
Дети — Дело в том, что он сорвал на маленьком, все зло, от неудач скопившееся за день. Раздражение, усталость, неудачи подтолкнули охотника к тому, чтобы подстрелить зайчонка. От этого день назван недобрым и стыдным.
Учитель — Почему он так назван?
Дети – «В тот день жестокость овладела».
Учитель – Одна из важнейших черт гуманного человека – это доброта.
Запись в тетрадь — Гуманный — с латинского — человечный, человеколюбивый.
Учитель – Для Яшина идеал – это доброта и к живому миру, и к людям. Богатый внутренний мир человека, отзывчивость, честность, стремление к созиданию блага.
У вас было домашнее задание изобразить на рисунках тему добра.
Как вы понимаете, в вашем воображение, делать добро?
Рисунки детей.
Хочется зачитать строки из его писем — Когда же мы научимся любить и беречь друг друга – с болью говорил Александр Яшин.
Все в этом мире для человека – так просты и многозначны его слова. Так почему же в мире так много зла. Почему люди, стремясь к материальным ценностям, забывают нравственные.
Человек, который бескорыстно (т.е. не требуя ничего взамен) делает добро, он похож на светлячка –
Светлячок во мгле — огонек в лесах.
Может, он на земле. Может, в небесах.
Если вы хотите, чтобы в мире было меньше зла, пусть ваша доброта станет огоньком в темноте для вас самих и для тех, кто вас окружает.
Учитель — Сделаем вывод, какая была главная тема в творчестве А.Яшина? (Тема добра) Какие стихотворения вам больше всего запомнились и понравились? Почему? Чему они учат нас?
В его записях есть еще и такие слова – Развивайте душу. Она может стать зрячей. Это зрение необычно – зрение души, а не глаз…Она может услышать души человеческие, их любовь и ненависть…..
Вот таким, глубоко любящим людей и все живое, зовущим нас делать добрые дела, и остается Александр Яшин в нашей памяти.
Заканчивая урок, я думаю, что в ваших сердцах добра стало еще больше. Вы всегда будете по-доброму относиться друг к другу, ко всем окружающим, ко всему живому. Вы никогда не останетесь равнодушными к чужой беде. Всегда будете дарить добро людям, природе и всем нам от этого станет жить лучше.
Песня о добре. Запись.
Список литературы:
-
Радов Г., За напечатанной строкой, «Журналист», 1967;
-
Буртин Ю., «Может быть, это мои прощальные письма… «, «Новый мир», 1969;
-
Абрамов Ф., Александр Яшин, поэт и прозаик, 1973;
-
Михайлов Ал., Александр Яшин, М., 1975;
-
Яшина Н., Воспоминание об отце, Архангельск, 1977.