Конспект занятия

по внеурочной деятельности

«Первые шаги. Уроки развития»

Тема: ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Цель: Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.

Задачи: дать представление детям о необходимости соблюдения правил в различных взаимоотношениях; дать представление о правилах поведения в школе; разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Смешное приветствие»

Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? А кто знает другой способ подавать руку при встрече?

Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличительным знаком нашего класса.

Сначала разбейтесь на команды. Вам дается три минуты, чтобы изобрести в подгруппе необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы мы все легко смогли его запомнить, но при этом — достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом.

  1. Упражнение-разминка. «ТЕРЕМОК». Пальчиковая игра.

«На поляне теремок,  ладони сложить «домиком»

Дверь закрыта на замок  сомкнуть пальцы в замок.

Из трубы идет дымок  поочередно из всех пальцев сделать колечки

Вокруг терема забор  руки перед собой, пальцы растопырить.

Чтобы не забрался вор  щелчки каждым из пальцев поочередно.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!  кулаком постучать по ладони.

Открывайте!  широко развести руки в стороны.

Я ваш друг!»  ладони сомкнуть одна поперек другой.

  1. Сказкотерапия «Школьные правила»

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

— Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! — сказал Еж. — Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

— Мне мама говорила, — произнесла Белочка, — что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

— А мне папа говорил, — продолжал разговор Волчонок, — что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

— «Правило» — значит делать правильно» — подвел итог Медвежонок.

— Молодцы! — похвалил всех Учитель. — А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

— Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, — улыбаясь, произнес

Волчонок. — Как мы вчера с Белочкой.

— Да, и неприятностей будет много, — согласилась с другом Белочка. — А я не люблю неприятности.

— Неприятности никто не любит, — подтвердил Учитель. — Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

— Как у Вас так интересно стихи получаются? — удивился Заяц.

— А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

Конечно, согласны! — хором ответили ученики.

— Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать. 

Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

Готово! — обрадовался Лисенок. — В школе «Здравствуй» говорят и с улыбкой дарят взгляд!

— Отлично, Лисенок! 

Второе правило потруднее:

До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

— Можно я попробую? — предложил Зайчонок.

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя, стоят!

— Молодец, Зайчонок! 

Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

— Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, — проворчал Медвежонок. 

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

если хочешь отвечать

или важное сказать.

— Очень хорошо, Медвежонок! 

Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

— Это легко! — воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовет.

— Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем

Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

— Сейчас моя очередь! — произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку все,

Чтоб училось нам легко!

— Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, — порадовался за своих учеников Еж. — Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.

Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.

  1. Викторина «Угадай сказку»

  1. На сметане мешон
    На окошке стужён.
    У него румяный бок,
    Кто же это? (Колобок)

2. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла своё.

А ну подскажите, как звали её? (Красная шапочка)

3.Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

4. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

5. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

  1. Лепим сказочных героев.

  2. Упражнение «Рисуем настроение»

Ведущий раздаёт детям наборы цветных карандашей, фломастеров, листы бумаги. Ребятам предлагается нарисовать своё настроение. Для выполнения этого задания ведущий предлагает каждому ребёнку найти в зале удобное место и занять удобное положение: лёжа, сидя. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, ведущий предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Получается коллаж, который будет отражать настроение детей.

  1. Рефлексия «Спасибо за прекрасный день».

Это дружеский ритуал завершения занятия. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here