Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур
и светской этики» в 4 классе
Семейные праздники
Выполнила: учитель истории
Кидревич Алена Викторовна
2014 год
Актуальность:
Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что, в свою очередь, расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни и поэтому рассматривается как высшая первичная ценность государства. Дальнейшее укрепление воспитательных возможностей семьи — одно из важнейших направлений оздоровления духовно — нравственного климата в стране.
Данный урок предназначен для учащихся 5 классов. В ходе изучения можно узнать основные понятия, что такое семейные праздники и традиции. Проанализировать со своими традициями семьи. Как правильно выбирать подарки и дарить. Формировать правила этикета на семейных праздниках.
Распространить опыт лучших семейных традиций, через использование воспитательных возможностей семьи в нравственно-духовном развитии подрастающего поколения, способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей. В ходе урока планируется помочь учащимся осознать, какую роль играют семейные традиции. В процессе работы в сознании учащихся укрепляется авторитет семьи, формируется понятие о значимости семьи в жизни каждого человека.
Цель урока: сформировать осознанное отношение к семье, как одной
из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными праздниками и традициями.
Задачи урока
-
закрепить знания учащихся о семейных традициях, праздниках;
-
воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам;
-
развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Оборудование к уроку: учебник, компьютер, презентация, рабочий лист.
План урока.
-
Значение праздника.
-
Как появились праздники
-
Виды праздников.
-
Семейные праздники и традиции.
-
Что такое подарок.
Основные понятия:
Праздник, ритуал, семейный праздник, семейные традиции, подарок.
Ход урока.
-
Организация начала урока (эмоциональный настрой)
Учитель приветствует детей и читает стих.
Добрый день ребята. Я рада видеть вас в отличном настроении, верю, что вы справитесь со всеми заданиями и узнаете много нового и интересного для себя.
Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку-
Поднимем настроение
Себе и другу.
(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения).
-
Актуализация знаний:
Учитель:
-
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-
Дома вы с родителями составляли правила этикета. Кто желает нас познакомить со своими правилами?
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд и подумайте, какую тему урока будем изучать.
Учитель: Правильно мы будем говорить с вами о праздниках. Но больше внимания уделим семейным праздникам.
Тема сегодняшнего урока: Семейные праздники.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Как вы понимаете, что такое праздники? (высказывания детей)
Праздник – это …
-
Веселье, торжество, которое устраивается по какому — либо поводу;
-
радость, веселье, которое разделяют и взрослые и дети;
-
встречи и общение взрослых и детей;
-
проведение игр, развлечений.
Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните со своими высказываниями.
Праздник
1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.
2. Выходной, нерабочий день.
3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью.
4. День радости и торжества по поводу чего-либо.
5. День игр и развлечений.
(Словарь Ожегова С.И)
Учитель: А как появились праздники?
Прочитаем в учебнике на страницах 58, 59.
Историю возникновения праздников.
Учитель: Назовите современные праздники?
Следующий пункт плана
Какие бывают праздники?
Прочитаем учебник на странице 59.
На какие три группы можно разделить все праздники?
Запишите по пять праздников в таблицу. (работа с рабочими листами)
-
Праздники
государственные
общественные
семейные
Учитель: Какие семейные праздники мы с вами выделили?
Учитель: Что такое семейный праздник? (ответы учащихся)
Семейный праздник – это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих их. Наши бабушки и дедушки, наши родители, сестры, братья – это самые близкие люди, те, кто дарят нам свое тепло, свою заботу, кто сопровождает нас в самые сложные моменты нашей жизни. Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники.
В России главные семейные праздники во многом схожи с семейными традициями других стран: дни рождения, именины, крестины, свадьбы, юбилеи.
Учитель: Что такое семейные традиции? (ответы учащихся)
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. –
Учитель: (беседа с учащимися)
Какие традиции существуют в ваших семьях?
Какие у вас есть семейные праздники
Как они проходят?
Как к ним готовитесь?
Какие семейные праздники у вас самые любимые?
Мы рассмотрели, зачем нужны семейные праздники, что это такое, настало время обсудить как это сделать.
Как провести семейный праздник?
Давайте составим с вами этапы подготовки семейных праздников.
1 этап: Подготовка- подарок, сценарий, угощение.
2 этап: проведение праздника по сценарию.
3 этап: подведение итогов.
Учитель: Что такое подарок?
Подарок — предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу. Переносное значение. О предмете, случае, доставшем неожиданное удовольствие.
Учитель: Как правильно выбрать подарок?
Давайте попробуем составить памятку: Выбор подарка.
Из утверждений выбери правильные (работа с рабочими листами).
-
Не надо долго думать о подарке, подари то, что тебе не нужно.
-
Подарок надо выбирать заранее.
-
Прежде чем выбрать подарок какому-либо человеку, подумай, что он любит и чем интересуется.
-
Положи подарок в карман и иди в гости.
-
При выборе подарка надо учитывать возраст и пол (мальчик или девочка, мужчина или женщина) человека, которому собираешься сделать подарок.
-
Подарок надо готовить по секрету – он должен быть неожиданным.
-
Посоветуйся со взрослыми.
-
Попроси взрослых помочь тебе выбрать подарок для друга (или подруги).
-
Расскажи всем, какой подарок ты готовишь для товарища.
-
Подарок не должен быть очень дорогим.
-
Вручая подарок, расскажи, скольких трудов тебе стоило это сделать.
-
Подарок должен быть красиво упакован.
-
Подарив, не требуй ничего взамен и не напоминай о подарке.
-
Вручая подарок, не скрывайте своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи.
-
Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил тебе подарок, перечисли и покажи все его достоинства.
-
Всем знакомым, друзьям и гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил!» А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришёл с пустыми руками, получится неудобно.
(Все «правильные правила» показывают на слайде.)
Учитель: Что может испортить праздник?
Чтение последнего абзаца стр.59
Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции?
Учащиеся: Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
На празднике человек отдыхает, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем добрее и дружнее становится.
Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:
1. Сегодня я узнал (а).
2. Я понял (а)…
3. Я почувствовал (а)…
4. Я научился (лась)…
5. Я смог (смогла)…
6. Было интересно…
7. Меня удивило…
8. Мне захотелось…
9. Урок дал моей жизни…
Учитель:
Семья — это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу.
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья — это труд, друг о друге забота,
Семья — это много домашней работы.
Семья — это важно! Семья — это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Создавайте свои семейные праздники и традиции!
Домашнее задание: (мини-сочинение «Традиции и праздники в моей семье»)
Используемые источники: