Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе
«Сказочное путешествие в мир Знаний»
подготовила
учитель начальных классов
Буклаева Светлана Викторовна
г. Козьмодемьянск
2014
Внеклассное мероприятие « Сказочное путешествие в мир Знаний».
Цель: обобщить знания учащихся по отдельным предметам; развивать речевые умения, творческие способности детей; прививать интерес к чтению; воспитывать самостоятельность; создать условия для формирования навыков коллективной деятельности.
Ход:
-
Вступление.
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. А куда, вы скажете сами. Посмотрите на экран. С нами вместе пойдут Маша и Витя. (Звучит «Песенка – спор» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»). Мы отправимся в путешествие в мир Знаний.
В пути нам встретятся сказочные препятствия. А кто их создал, догадайтесь сами.
— К нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем. ( Звучит «Песня Кощея» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»).
— Неспроста Кощей напомнил о себе. Жди теперь всяких неприятностей. Мне кажется, что Кощей хочет помешать, нам совершить путешествие.
Ну, что ж, отправляемся в путь, только будьте очень внимательны.
Подходят Маша и Витя к перекрёстку дорог, а на развилке камень лежит. Давайте прочтём, что на нём написано:
«-Налево пойдёшь – клубочек найдёшь.
— Прямо пойдёшь – богатым будешь.
— Направо пойдёшь – съеденным будешь.
— Вниз пойдёшь – в болоте утонешь».
— Куда пойдём?
Давайте пойдём прямо. Посмотрим, какое богатство нас ждёт. (Отрывок из песни «Марш».)
Остановка « Страна Читалка»
Пойдём по направлению стрелки в страну Читалку. Наш путь лежит через лес. (Звучит песня Бабы – Яги из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»).
— Кто это?
Для того, чтобы получить клубочек, который нам поможет найти дорогу до страны Читалки, нам нужно выполнить задания Бабы – Яги.
Задание 1.
Сказки просят:
А сейчас
Вы друзья узнайте нас.
А) Нет ни речки, ни пруда-
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
Б) А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь).
В) Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была,
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. (Теремок).
Г) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил,
И остался с носом. (Лиса и журавль).
Д) Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота
Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса).
Е) Не лежалось на окошке-
Покатился по дорожке. (Колобок).
Ж) По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению).
З) Красна девица, грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка! (Снегурочка).
Задание 2.
— Отгадайте по иллюстрации название сказки. (Показ иллюстраций).
Задание 3.
— Назовите сказки, в которых встречается Баба – Яга. (Василиса прекрасная; Царевна лягушка; Морозко; Гуси – лебеди.)
— Что ж, Баба – Яга, придётся тебе отдать клубочек ребятам, они выполнили все твои задания.
Покатился клубочек. Побежали Маша и Витя следом. Прикатился клубочек в страну Читалку.
— А здесь мы вспомним произведения, которые мы с вами читали на уроках литературного чтения.
Задание 1 .
Дополни стихотворение:
А) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
-Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
Б) Вороне где – то бог послал кусочек сыру…
-На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать, совсем уж было собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
В) У Лукоморья дуб зелёный…
-Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит, по цепи, кругом.
Задание 2.
Отгадайте, к какому произведению, прочитанному на уроках литературного чтения, относятся эти иллюстрации. Назовите автора! (Показ слайдов).
А теперь поиграем.
Игра « Ералаш»
Огурцы играют в прятки.
Малыши растут на грядке.
Мушкетёры спят в овраге.
Поросята точат шпаги.
Раки в цирк бегут ватагой.
Дети дремлют под корягой.
Волки плавают по дну.
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш!
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Всё расставить по местам!
— Баба – Яга советует прочитать вам книгу «Откуда азбука пришла».
Попрощаемся со страной Читалкой и вернёмся снова к камню, чтобы выбрать новую дорожку.
Королевство « Слово графии».
От камня пойдём по направлению стрелки указателя и попадём на поле чудес.
— Буратино и Алиса с Базилио приготовили нам задание. Если мы его выполним, то сможем попасть в сказочное королевство Слово графии.
Задание.
Узнайте предмет по описанию. «Большой, красивый, жёлтый предмет. Он служит для открывания потайных дверей». ( Показ золотого ключика).
— Что это?
Правильно – это золотой ключик.
Теперь мы сможем попасть в королевство Слово графии.
— О чём пойдёт речь? (О словах).
Здесь нас ждут занимательные упражнения.
Задание 1.
Послушайте стихотворение.
А) Куст.
Малины куст
В низине рос.
Он утром мокрый
Был от рос.
— Какие слова звучат одинаково?
— Какой частью речи являются эти слова?
Рос – глагол
Рос (ы) – сущ., множественное число
Б) Конь.
Однажды конь забрался в рожь:
Послушай, конь,
Ты рожь не тронь,
Не бей копытом и не ржи (Глагол)
А выходи скорей изо ржи. ( Сущ.)
В) Зима надоела.
Зима надоела.
Мы многое б дали, (Глагол).
Чтоб стали, как прежде,
Зелёными дали. (Сущ.)
— Назовите одинаковые по звучанию слова.
— Какой частью речи они являются?
Задание 2.
Разгадать ребусы. Определить склонение существительных. (Показ слайдов).
Задание 3.
Из букв слова ПЛАНЕТАРИЙ составить новые слова.
( планета планер Лена нет план Рита лента рана)
Королева Слово графии советует вам прочитать следующие книги:
«Речь. Речь. Речь»; «Ребусы, кроссворды, шарады»; «Превращение слов»; «Речевые секреты».
— Продолжаем наше путешествие. Давайте вернёмся к камню и выберем следующий маршрут.
Государство « Математики».
Пойдём по дороге, на которую указывает стрелка.
— Путь преграждает Змей Горыныч о трёх головах. (Звучит отрывок песни «Дикие гитары» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити».)
Чтобы пройти к государству царицы Математики, нужно выполнить задание каждой головы.
Задачи на смекалку и на внимание.
1 голова:
Шёл человек в город и по дороге догнал трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4 человека).
2 голова:
Шёл человек в город, а навстречу ему шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? (1 человек).
3 голова:
Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух, один сзади двух. Сколько всего было поросят? (3 поросёнка).
— Пропустил нас Змей Горыныч, и добрались мы до государства Математики.
— Здесь для вас приготовили занимательные задания.
1. Задачи в стихах.
1) 10 солдат строились в ряд.
10 солдат шли на парад.
9/10 было усатых.
Сколько там было безусых солдат? (1)
2) 10 солдат строились в ряд.
10 солдат шли на парад.
8/10 было усатых.
Сколько там было курносых солдат? (2)
3) В кармане у Коли монеты звенели.
Когда он бежал, они песенку пели.
По 10 копеек 6 было монет.
40 копеек ушло на обед.
За 8 копеек линейку купил.
10 копеек друзьям одолжил.
Осталась в кармане лишь самая малость.
Сколько копеек у Коли осталось? (2)
-
« Назови сумму».
234 31 187
328 635 66
13 148 72
169 52 65
— Сначала найдите сумму чисел красного цвета.
— Сколько получилось? (1 300)
— Теперь сложите все числа чёрного цвета.
— Сколько получилось? (1 300)
-
Задание на внимание.
— Чем отличаются данные фигуры? ( Формой, размером)
— Как одним словом называются эти фигуры? (Четырёхугольники)
-
Царица науки Математики советует прочитать вам книги с математическими ребусами и задачами на смекалку.
— Вернёмся к камню. Осталась у нас ещё одна дорожка, дорога вниз.
Подземное царство.
От камня пойдём по дорожке вниз. Наш путь проходит через болото. (Звучит песня Лешего из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»)
— Навстречу Леший с Водяным. Каждый из них приготовил по 3 вопроса.
— Ну, кто из вас первым будет задавать вопросы?
Леший.
— Где живёт Леший? (В лесу).
— Правильно, в лесу. Он вам придумал вопросы о лесных обитателях.
Вопрос 1.
— Что значит « волка ноги кормят»?
(Волк не стережёт добычу, как кошка, а догоняет её бегом.)
Вопрос 2.
— Когда заяц – беляк бывает всего заметнее?
(Весной и осенью, во время линьки.)
Вопрос 3.
— Почему весной не бьют пушных зверей?
(Линяют, появляются детёныши.)
Водяной.
— Где живёт водяной? (В водоёмах).
Вопросы об обитателях водоёмов.
Вопрос 1.
— Мы часто употребляем выражение « где раки зимуют». А где действительно зимуют раки?
-Они зимуют в подводных береговых норах . Либо сами вырывают такие норы. В этих норах они не всегда остаются бездеятельными. Часто, высунув клешню, рак схватывает проплывающую мимо рыбёшку.
Вопрос 2.
— Какие рыбы имеют оружие на носу?
(Меч – рыба, пила – рыба.)
Вопрос 3.
— Какая рыба называется именем человека?
(Карп.)
— Мы справились с заданиями Лешего и Водяного. Теперь они нас пропустят в Подземное царство.
— На уроках окружающего мира мы с вами изучали тему: «Полезные ископаемые». Вопросы, которые вы получите в этом царстве, будут на эту тему.
Задание 1.
Отгадайте полезное ископаемое по его свойствам.
А) Маслянистая жидкость с резким запахом, легче воды. (Нефть)
Б) Ценное топливо, бесцветное, легче воздуха. (Газ)
В) Тяжелее воды, притягивается магнитом. (Железная руда)
Г) Легко растворяется в воде, белого цвета, по вкусу — солёная. (Каменная соль)
Д) Прочный, тяжёлый камень серого или темно – красного цвета, состоит из отдельных зёрен. (Гранит)
Е) Сыпучее вещество жёлтого или серого цвета. (Песок)
Ж) Чёрный камень, блестит на солнце. (Уголь)
Задание 2.
Викторина по полезным ископаемым.
-
Как называются природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве. (Ископаемые)
-
Какие полезные ископаемые человек использует для отопления помещений? (Уголь, нефть, газ, торф)
-
Как человек использует гранит? (В строительстве, для отделки зданий)
-
Из чего состоит песок? А глина?
Песок состоит из отдельных, несоединённых крупинок.
Глина состоит из крупинок, соединённых между собой.
-
Какие изделия из песка и глины использует человек в домашнем обиходе?
(Глиняная посуда)
-
Какими полезными ископаемыми пользовались при строительстве нашей школы?
(Глина, песок, известняк)
Задание 3.
Отгадайте кроссворд.
Г Л И Н А
Р И
А У З
Н Г Г В Н
И С К О П А Е М Ы Е
Т О Л З С Ф
Л Ь Т Т О Р Ф
Ь Н Ь
Я
П Е С О К
-
Какое полезное ископаемое не пропускает воду? (Глина)
-
Какой камень используется для отделки и укрепления зданий, станций метро? (Гранит)
-
Какое полезное ископаемое человек использует в пищу? (Соль)
-
Какое полезное ископаемое образуется из остатков растений и деревьев? (Уголь)
-
Какое полезное ископаемое есть в каждом доме? (Газ)
-
Какое полезное ископаемое вскипает и шипит под действием уксусной кислоты? (Известняк)
-
Это родственница угля и газа? (Нефть)
-
Какое полезное ископаемое образуется на болотах? (Торф)
-
Какое полезное ископаемое образуется из кварца? (Песок)
— Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями в Королевстве Слово графии, стране Читалки, в государстве Математики, в Подземном царстве.
(Звучит запись песни «Тот и есть волшебник» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»)
Сегодня наше путешествие заканчивается, но путешествие по Миру Знаний будет продолжаться всю нашу жизнь. Ведь всю жизнь вы будете узнавать что – то новое.
Человек учится, пока живёт.
Список использованной литературы
1. Персидская И. В.,Камакин О. Н. и др. Тематические классные часы и мероприятия. 1 – 4 классы. — Волгоград: «Учитель», 2014.
2. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В.. Учим русский с увлечением.1 – 4 классы. – М.: «5 за знания», 2007.
3. Бобкова Н. Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. 1 – 4 классы. – Волгоград: «Учитель», 2007.
4. Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. 1 – 4 классы -М.:
«5 за знания», 2007.