Учитель: Панченко О.В
Тема: Игры и игрушки коренных народов Севера.
Предмет: «Мы – дети природы»
УМК: «Начальная школа XXI век»
Класс 2
Используемое оборудование: мультимедийный проектор интерактивная доска компьютер
Цель урока:
Расширение представлений о народных обычаях коренных народов Севера, о роли вещей в обрядах и их символическое значение
Задачи:
1.Овладеть навыками изготовления куклы акань.
2.Создавать условия для развития умений целеполагания и планирования.
3.Развивать творческие способности и мышление
4.Развитие ручной умелости, конструктивных способностей
5.Воспитывать уважительное отношение и интерес к традициям
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Определение с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
6.Планирование практической деятельности на уроке.
Регулятивные УУД
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные УУД
1. Определение собственного отношения к учебному материалу
2. Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.
3. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Организация пространства: Парты расставлены для работы в группе
Формы работы: групповая фронтальная индивидуальная
Ход урока
1. Организационный момент. ( 2 минуты)
Формируемые УУД — подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта.
2. Актуализация знаний детей.( 4 минуты)
— Прослушайте музыкальное произведение. (Колыбельная для кукол). Подумайте, какое название у данной композиции?
— Какое название вы подобрали к этому произведению? (Ответы учащихся)
— Это музыкальное произведение – песня «Колыбельная для кукол» А для чего исполнялись колыбельные? А вам мамы пели колыбельные в детстве? Давайте изобразим под музыку, как вы качаете своих кукол.
— А какие стихотворения вы знаете о куклах? (Ученики читают стихотворения о куклах)
Куклу Барби я люблю,
Обнимаю и хвалю:
-Кукла моя милая,
Самая красивая!
Ты моя красавица,
Все в тебе мне нравится:
Ножки, ручки, спинка,
Славная картинка!
Кукла Лиза стала старше,
И теперь она поймёт,
Что всего полезней каша,
Что вкусней всего компот.
Собрались вокруг лошадка,
Клоун, слон и кошечка:
Кукла ест при них так сладко,
Всё-всё-всё, до крошечки!
Ах, какая молодец!
Ах, какая Лиза!
Научилась, наконец,
Кушать без капризов.
Чистая тарелка,
Чисты чашка, ложка,
До конца поела,
Хоть и понарошку. (Эльшанский)
— Кто попробует сформулировать тему урока?
3. Определение темы и постановка цели урока. (3 минуты)
Самостоятельное выделение познавательной цели
Тема: «Игру и игрушки коренных народов Севера»
Цель: Знакомство с традициями, обычаями коренных народов Севера; научиться выполнять куклу
Формируемые УУД:
• Умение осознавать и формулировать тему, цель, задачи работы с помощью учителя.
• Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.
— Но куклу мы будем выполнять необычную, а из ниток.
— Поэтому тема нашего урока….
4. Работа по теме урока: (5 минут)
Знакомство с историей возникновения куклы.
Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. По народным поверьям, кукла «с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях. Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце…… ( рассказ учителя, дополнения детей)
— А сегодня мы с вами выполним куклу «Акань» (слайды)
— Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу? Почему?
Прочитайте на доске поговорку:
Не трудное дело, да не всякому даётся. (слайд)
— Как вы её понимаете? (Даже в самом простом деле надо хорошо разобраться и постараться.)
5. Анализ изделия. (4 минуты)
Цель: формировать умение анализировать изделие, выявлять из каких элементов она состоит; способы сборки изделия.
Формируемые УУД: искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы. Планирование практической деятельности на уроке. Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.
— Рассмотрите образец и схему изготовления куклы. (слайд)
Расскажите, как она изготавливается.
•Для изготовления куклы нам потребуется несколько лоскутков ткани, 2-3 тесёмки
6. ФИЗМИНУТКА (3 минуты)
ИГРА – БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ
Играющие распределяются на группы по три человека. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок- «домик». Внутри каждого домика стоит «заяц». Один бездомный заяц бегает между домиками, а за ним гонится охотник. Если охотник догоняет зайца, то они меняются ролями. Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой домик, тогда стоящий там заяц становится бездомным.
7. Инструктаж по технике безопасности
— учащиеся повторяют правила работы с ножницами по памятке (слайд)
8.Изготовление куклы. (15 минут)
Цель этапа: Учить планировать практическую деятельность на уроке.
Формируемые УУД: Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на знание. Формировать умение взаимопомощи друг другу. Умение задавать вопросы.
9. Рефлексия (5 минут)
Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность, результат работы, выявлять причины неудач (если таковые есть).
Формируемые УУД: Развитие умения анализировать учебную цель. Закрепление положительной мотивации на учебную деятельность Воспитание чувства коллективизма.
— Давайте вернемся к теме и цели урока.
— Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
— Для чего можно использовать такую куклу? Можно ли подарить куклу кому- нибудь?
Ребята, поочередно каждый ряд выходит к доске и демонстрирует свои изделия. А мы оцениваем аплодисментами.
Сегодня на уроке мы выполнили игрушку коренных народов Севера.