Программа внеурочной деятельности
«Наша школьная жизнь»
2 класс
Составитель:
Никифорова А. Г.,
учитель начальных классов
МБОУ «Калининская ООШ»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
-
Федеральным законом от 29 декабря 2012г №273 – ФЗ «Образование в Российской Федерации»;
-
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) (от 6 октября 2009г № 373);
-
СанПин 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» от 29 декабря 2010г №189
-
Авторской программой Власенко И.Г. Я – гражданин России. Лауреата конкурса программ внеурочной деятельности. – Кемерово: КРИПК и ПРО, 2011
-
На основании положения о порядке разработки рабочей программы по учебным предметам (курсам) в условиях перехода на ФГОС МБОУ «Калининская ООШ» от 02 сентября 2013г №166;
-
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Калининская ООШ» утверждённой приказом МБОУ «Калининская ООШ»
от 02 сентября 2013г №155.
Основная цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
— создавать условия для эффективного воспитания учащихся;
— формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося;
— воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
Курс внеурочной деятельности «Наша школьная жизнь»» для учащихся младшего школьного возраста 8-9 лет рассчитан на 1 год обучения.
Общая характеристика курса
Курс внеурочной деятельности способствует достижению результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, направлен на воспитание в каждом учащимся гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Настоящий курс создает условия для социального, культурного развития, творческой самореализации личности учащегося, так как правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить и сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание и развитие личности учащегося.
Курс педагогически целесообразен, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у учащихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению организовать свое свободное время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся, родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Описание места курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности для учащихся 2 класса -34часа (1 час в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания курса
— любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
-
Личностными результатами освоения курса является формирование следующих умений
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий
-
Регулятивные универсальные учебные действия:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
Познавательные универсальные учебные действия:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
— строить сообщения в устной и письменной форме;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Содержание курса
1.“Я и я”
Я – ученик. Работа с портфолио. Мой портфель достижений.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика.
2.“Я и семья”
Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Рождественский букет. Семья – основа государства.Удивительный мир цветов. Нежной, ласковой самой. Если хочешь быть здоров. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Наш дружный класс.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”
Мариинские мастера. Что посеешь, то и пожнешь. Знаменитые люди нашего города. Широкая масленица.
Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми.
4.“Я и школа”
Обязанности ученика в школе. Новогодняя карусель. Праздник первой отметки. Правила дорожные очень нам важны. Безопасное поведение на льду. Как вести себя во время теракта. Здоровый образ жизни. По каким правилам мы живём в школе?
Конкурсы , беседы, конкурс сочинений.
5.“Я и мое Отечество”
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Подарок ветерану. Конкурс стихотворцев. Космос – человечеству.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”
О чём шепчут названия улиц родного города. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
Тематическое планирование
Тема занятия | Теоритичес кие занятия | Практи ческие занятия | |
1. | Мы и наши права. Урок – игра. |
| 1 |
2. | Обязанности ученика в школе. Бесед с элементами игры. | 1 |
|
3. | Космос — человечеству. Беседа. | 1 |
|
4. | Удивительный мир цветов. Конкурс – выставка семейного творчества |
| 1 |
5. | Праздник первой отметки. | 1 |
|
6. | Если хочешь быть здоров. Конкурсно – семейно – познавательная игра. |
| 1 |
7. | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 1 |
|
8. | Как вести себя во время теракта. | 1 |
|
9. | Правила дорожные очень нам важны. Беседа. | 1 |
|
10. | Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. |
| 1 |
11. | Нежной, ласковой самой. Праздник посвященный матери. |
| 1 |
12. | Мой любимый город. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
|
13. | Мой портфель достижений. |
| 1 |
14. | Творческий семейный конкурс «Рождественский букет» |
| 1 |
15. | Новогодняя карусель. |
| 1 |
16. | Семья – основа государства. | 1 |
|
17. | Я – ученик. Работа с портфолио. | 1 |
|
18. | Здоровый образ жизни. Игра. |
| 1 |
19. | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | 1 |
|
20. | Мариинские мастера. Экскурсия в музей бересты. | 1 |
|
21. | Об отце говорю с уважением. |
| 1 |
22. | О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. |
| 1 |
23. | Широкая масленица. Игра. |
| 1 |
24. | Моя любимая мамочка. Праздник для мам. |
| 1 |
25. | По каким правилам мы живем в школе? Игра. |
| 1 |
26. | День птиц. Выставка рисунков. |
| 1 |
27. | Уж тает снег, бегут ручьи. | 1 |
|
28. | Знаменитые люди нашего города. Экскурсия в музей им. Чивилихина. |
| 1 |
29. | Безопасное поведение на льду. |
| 1 |
30. | Здесь живет моя семья. |
| 1 |
31. | Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. | 1 |
|
32. | Подарок ветерану. Конкурс стихотворцев. |
| 1 |
33. | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Беседа. Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
|
34. | Наш дружный класс. Семейный праздник. |
| 1 |
| Всего | 14 | 20 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования/ Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2010.
-
Агапова, И.А. Веселые праздники в школе и дома [Текст] / И.А. Агапова. — Москва: Лада, 2010. – 256 с.
-
Агапова, И.А. Игры и задания по чудо-воспитанию [Текст] / И.А. Агапова. — Москва: Лада, 2010. – 224 с.
-
Агапова, И.А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И.А. Агапова. — Москва: Лада, 2010. – 224 с.
-
Арсенина, Е.Н Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе [Текст] / Е.Н. Арсенина. — Москва: Глобус, 2008. – 222 с
-
Управителева, Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе [Текст] / Л.В. Управителева.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 192 с.
-
Образцова ,Т.Н. Юмористические игры для детей [Текст] / Т.Н.Образцова.- Москва: Лада, 2010. – 160 с.
-
Яровая, Л.Н. Внеклассные мероприятия [Текст] / Л.Н. Яровая. — Москва: Вако, 2004. — 176 с