Интегрированный комплекс уроков (краеведение – технология) в 4 классе.

Тема: Люблю тебя, мой край родной!

Цели:

  1. Познакомить учащихся с символикой родного края, с символическим значением цвета и формы.

  2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.

  3. Научить составлению гербов с помощью аппликации.

  4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

  5. Воспитывать любовь к малой Родине, ее истории, культуре.

Оборудование и материалы:

  1. Плакаты с изображением символики (герб России, флаг).

  2. Компьютерная презентация, созданная Power Point.

  3. Раздаточный материал для учащихся, страницы с иллюстративным и текстовым материалом.

  4. Музыкальный ряд: Гимн России, гимн НАО, песни о Нарьян-Маре.

  5. Технологические материалы: готовые образцы работ (гербы), выполненными частично из цветной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей.

План 1 урока:

  1. Слайд-презентация с видами Ненецкого автономного округа, символикой ненецкого края и его столицы, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.

  2. Беседа о малой Родине – Ненецкий автономный округ.

  3. Постановка задач на последующие уроки.

Ход урока:

Презентация.

1 слайд. Звучит гимн России (ученики встают)

Вступительное слово учителя.

Огромна наша страна Россия! Но у каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же начинается родина? Что означает выражение: “Начало родины”? Есть начало книги, фильма, начало дня. А начало Родины? На этот вопрос нам помогут ответить стихи поэтов.

1 ученик читает стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?» (приложение1)

2 ученик – стихотворение ненецкого поэта А. Пичкова «Родина, родина, тропы оленьи…» (приложение 1)

Слайд 2.

Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких людей. Но ведь родной дом —   это не только жилой дом по улице Ленина или Смидовича, это еще и город, в котором ты родился, край, в котором ты живешь, и страна, в которой находится твой край. Для нас – это город Нарьян – Мар, Ненецкий автономный округ и страна Россия.

Беседа.

— Какие чувства вы испытываете к своей малой Родине?

— А что значит любить Родину? ( «Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину» (Ю.Яковлев)).

— А что вы можете сделать для своей Родины? (ответы детей)

Постановка целей и задач уроков:

Любить Родину – это еще и значит знать ее культуру, историю, традиции. На этих уроках мы постараемся узнать еще больше о нашем крае. Познакомимся с символикой и ее значением. Узнаем о значении цвета и различных элементов герба. На последующих уроках попытаемся сделать герб города и округа своими руками с помощью аппликации.

А для начала посмотрите на различные виды нашего края и почувствуйте свою любовь к нему.

Звучит гимн НАО . Одновременно показываются слайды с фотогалереей Ненецкого округа (слайды 3 — 25 )

Красив и необычен наш край! Что вы знаете о нем? (ответы детей)

— Молодцы! А теперь поговорим о символике.

Вы, конечно, знаете, как выглядит Герб России (иллюстрация). Где можно встретить его изображение? (ответы детей) . Гербами называют особые фигуры или символические изображения, выполненные по определенным правилам и служащие постоянными отличительными знаками государства, города, рода или даже отдельного человека.

— Откуда появились гербы?

Ученики читают о появлении гербов в учебнике на стр.27.

-А как выглядит герб нашего округа? (ответы детей)

Слайд 26-28. Сопровождается рассказом о гербе НАО.

    Герб Ненецкого автономного округа символизирует государственно-правовой статус субъекта Российской Федерации и отражает самобытность и традиции Ненецкого автономного округа. Использование в гербе трех цветов — серебряного, зеленого и лазурного — символизирует гармонию трех стихий: неба (серебро), земли (зеленый), воды (лазурный). Серебро символизирует благородство, откровенность, правдивость. В национальной символике серебро также обозначает Север, чистоту, искренность и снег. Зеленый цвет обозначает летнюю тундру, этот цвет является символом надежды, изобилия и свободы. Лазурный (синий, голубой) цвет символизирует реку Печору, которая по старинным поверьям народов, проживающих по ее берегам, соединяет мир живых и их предков, прошлое и будущее. Орнамент выполнен в виде ненецкого узора, отображающего характерные особенности традиционного образа жизни местного населения (в верхней части композиции — надвершие чума, в нижней части композиции — оленьи рога). В центре герба помещено изображение пламени, которое для Заполярья имеет особое жизнеутверждающее значение. Огонь является символом энергии, света, уюта и тепла, которые наиболее ценятся на Севере. Серебряное пламя в синем круге символизирует огонь и природные богатства округа — нефть и газ. Золотая земельная корона обозначает государственный статус Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации. Орденские ленты, украшающие гербовый щит, показывают заслуги округа, отмеченные орденом Трудового Красного Знамени (1979 г.) и орденом Дружбы народов (1972 г.).

Слайд 29 — 30 Сопровождается рассказом о гербе г. Нарьян-Мара.

Герб Нарьян-Мара утверждён 7 апреля 1978 года исполкомом окружного Совета народных депутатов по проекту Семена Ивановича Коткина.

«В гербе центральное место занимает изображение головы оленя с рогами, символизирующее главное занятие местного населения — оленеводство. В нижней части герба стилизованные рыбы и вода отражают другое занятие населения — рыболовство. В центре рогов буровая вышка — отображение новой молодой растущей отрасли — геологии. Основание герба и окантовка — светлый металл. Внутреннее заполнение деталей и фона герба — голубая, синяя и белая эмаль (взаимосвязь неба, воды и снега)».

Современная версия герба Нарьян-Мара разработана специалистами Союза геральдистов России, утверждена 31 мая 2001 года и внесена в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 762.

Описание герба:

«В червлёном (красном) поле с лазоревой (синей, голубой) включённой, выщерблённой оконечностью обременённой двумя серебряными сообращёнными рыбами серебряная голова северного оленя настороже».

Обобщение.

Понравился ли вам урок?

-Что нового узнали о своем родном крае?

— Какие чувства возникли у вас?

Д/з: цветная бумага, клей, ножницы.

План 2 урока «Герб НАО»:

  1. Постановка технологической задачи

  2. Закрепление значения основных элементов герба НАО.

  3. Практическое выполнение задания.

  4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока:

1. Постановка технологической задачи:

Сегодня на уроке мы попробуем изготовить герб Ненецкого автономного округа.

2. Закрепление значения основных элементов герба НАО.

Давайте вспомним, как выглядит герб. (Ответы детей) Затем, для проверки, слайд 28.

Что потребуется для его выполнения?

Какой вид работы с бумагой вы выберете? (аппликация)

Правила техники безопасности

— О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (Основные правила работы с клеем и ножницами)

3. Практическое выполнение задания (в течение выполнения работы звучат песни о родном крае)

1. Основа для герба для каждого ученика (приложение 2)

2. Работа с шаблоном (приложение 3): вырезывание элементов герба, перенос шаблона на цветную бумагу нужного цвета, вырезывание деталей, расположение их на основе.

3. Склеивание элементов герба на основе.

4. С обратной стороны работы приклеивается листок с информацией о гербе НАО (приложение 4)

4. Подведение итогов и анализ работ.

План 3 урока «Герб г.Нарьян-Мара»

  1. Постановка технологической задачи

  2. Закрепление значения основных элементов герба столицы НАО

  3. Практическое выполнение задания.

  4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока:

  1. Постановка технологической задачи:

  1. Звучит песня «Нарьян- Мар, мой Нарьян – Мар».

Сегодня мы будем говорить о столице нашего округа г. Нарьян-Маре и выполним герб города с помощью аппликации.

Что вы знаете о родном городе? (ответы детей)

  1. Закрепление значения основных элементов герба столицы НАО.

— Кто автор герба города? Какие цвета использовали в гербе? Что символизируют эти цвета? (для проверки слайд 30)

— В какой последовательности можно выполнить аппликацию для более рационального использования времени? (ответы детей)

Правила техники безопасности

О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (Основные правила работы с клеем и ножницами)

  1. Практическое выполнение задания (в течение выполнения самостоятельной работы звучат песни о родном крае)

  1. Работа выполняется на картоне белого цвета, что символизирует белый снег, чистоту.

  2. Работа с шаблоном (приложение 5)

  3. Склеивание элементов герба.

  4. С обратной стороны работы приклеивается листок с информацией о гербе г. Нарьян-Мара (приложение 6)

  1. Подведение итогов и анализ работ.

Обобщение всех уроков:

Слайд 31. Заключительное слово учителя:

— Ребята, мы закончили серьезную работу по изготовлению гербов нашего края. Я надеюсь, что на протяжении этих уроков вы снова почувствовали себя патриотами своей страны, своей малой Родины. У вас получились замечательные работы! Вы можете оформить гербы в рамки и украсить свой дом. В завершении давайте споем гимн нашей малой Родины.

Звучит гимн НАО (ребята подпевают). Спасибо за уроки!

Приложение 1.

С чего начинается Родина? Родина…

С картинки в твоем букваре, Родина…

С хороших и верных товарищей, Тропы оленьи.

Живущих в соседнем дворе. Родина —

А может, она начинается В сопках родное селенье.

С той песни, что пела нам мать, Дома выбегают

С того, что в любых испытаниях К студеному морю

У нас никому не отнять. Есть лучше места

С чего начинается Родина? В этом мире,

С заветной скамьи у ворот, Не спорю.

С той самой березки, что во поле, Есть звезды иные,

Под ветром склоняясь, растет. Есть скалы покруче,

А может, она начинается Есть в небе иные

С весенней запевки скворца Высокие тучи.

И с этой дороги проселочной, А здесь ни березки.

Которой  не видно конца… Лишь травы густые

(М.Матусовский) Растут, просоленные

Яростным ветром.

У моря окраина

Милой России

Последним лежит

На песке километром.

(А. Пичков)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here