Интегрированный комплекс уроков (краеведение – технология) в 4 классе.
Тема: Люблю тебя, мой край родной!
Цели:
-
Познакомить учащихся с символикой родного края, с символическим значением цвета и формы.
-
Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
-
Научить составлению гербов с помощью аппликации.
-
Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
-
Воспитывать любовь к малой Родине, ее истории, культуре.
Оборудование и материалы:
-
Плакаты с изображением символики (герб России, флаг).
-
Компьютерная презентация, созданная Power Point.
-
Раздаточный материал для учащихся, страницы с иллюстративным и текстовым материалом.
-
Музыкальный ряд: Гимн России, гимн НАО, песни о Нарьян-Маре.
-
Технологические материалы: готовые образцы работ (гербы), выполненными частично из цветной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей.
План 1 урока:
-
Слайд-презентация с видами Ненецкого автономного округа, символикой ненецкого края и его столицы, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
-
Беседа о малой Родине – Ненецкий автономный округ.
-
Постановка задач на последующие уроки.
Ход урока:
Презентация.
1 слайд. Звучит гимн России (ученики встают)
Вступительное слово учителя.
Огромна наша страна Россия! Но у каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же начинается родина? Что означает выражение: “Начало родины”? Есть начало книги, фильма, начало дня. А начало Родины? На этот вопрос нам помогут ответить стихи поэтов.
1 ученик читает стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?» (приложение1)
2 ученик – стихотворение ненецкого поэта А. Пичкова «Родина, родина, тропы оленьи…» (приложение 1)
Слайд 2.
Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких людей. Но ведь родной дом — это не только жилой дом по улице Ленина или Смидовича, это еще и город, в котором ты родился, край, в котором ты живешь, и страна, в которой находится твой край. Для нас – это город Нарьян – Мар, Ненецкий автономный округ и страна Россия.
Беседа.
— Какие чувства вы испытываете к своей малой Родине?
— А что значит любить Родину? ( «Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину» (Ю.Яковлев)).
— А что вы можете сделать для своей Родины? (ответы детей)
Постановка целей и задач уроков:
Любить Родину – это еще и значит знать ее культуру, историю, традиции. На этих уроках мы постараемся узнать еще больше о нашем крае. Познакомимся с символикой и ее значением. Узнаем о значении цвета и различных элементов герба. На последующих уроках попытаемся сделать герб города и округа своими руками с помощью аппликации.
А для начала посмотрите на различные виды нашего края и почувствуйте свою любовь к нему.
Звучит гимн НАО . Одновременно показываются слайды с фотогалереей Ненецкого округа (слайды 3 — 25 )
— Красив и необычен наш край! Что вы знаете о нем? (ответы детей)
— Молодцы! А теперь поговорим о символике.
Вы, конечно, знаете, как выглядит Герб России (иллюстрация). Где можно встретить его изображение? (ответы детей) . Гербами называют особые фигуры или символические изображения, выполненные по определенным правилам и служащие постоянными отличительными знаками государства, города, рода или даже отдельного человека.
— Откуда появились гербы?
Ученики читают о появлении гербов в учебнике на стр.27.
-А как выглядит герб нашего округа? (ответы детей)
Слайд 26-28. Сопровождается рассказом о гербе НАО.
Герб Ненецкого автономного округа символизирует государственно-правовой статус субъекта Российской Федерации и отражает самобытность и традиции Ненецкого автономного округа. Использование в гербе трех цветов — серебряного, зеленого и лазурного — символизирует гармонию трех стихий: неба (серебро), земли (зеленый), воды (лазурный). Серебро символизирует благородство, откровенность, правдивость. В национальной символике серебро также обозначает Север, чистоту, искренность и снег. Зеленый цвет обозначает летнюю тундру, этот цвет является символом надежды, изобилия и свободы. Лазурный (синий, голубой) цвет символизирует реку Печору, которая по старинным поверьям народов, проживающих по ее берегам, соединяет мир живых и их предков, прошлое и будущее. Орнамент выполнен в виде ненецкого узора, отображающего характерные особенности традиционного образа жизни местного населения (в верхней части композиции — надвершие чума, в нижней части композиции — оленьи рога). В центре герба помещено изображение пламени, которое для Заполярья имеет особое жизнеутверждающее значение. Огонь является символом энергии, света, уюта и тепла, которые наиболее ценятся на Севере. Серебряное пламя в синем круге символизирует огонь и природные богатства округа — нефть и газ. Золотая земельная корона обозначает государственный статус Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации. Орденские ленты, украшающие гербовый щит, показывают заслуги округа, отмеченные орденом Трудового Красного Знамени (1979 г.) и орденом Дружбы народов (1972 г.).
Слайд 29 — 30 Сопровождается рассказом о гербе г. Нарьян-Мара.
Герб Нарьян-Мара утверждён 7 апреля 1978 года исполкомом окружного Совета народных депутатов по проекту Семена Ивановича Коткина.
«В гербе центральное место занимает изображение головы оленя с рогами, символизирующее главное занятие местного населения — оленеводство. В нижней части герба стилизованные рыбы и вода отражают другое занятие населения — рыболовство. В центре рогов буровая вышка — отображение новой молодой растущей отрасли — геологии. Основание герба и окантовка — светлый металл. Внутреннее заполнение деталей и фона герба — голубая, синяя и белая эмаль (взаимосвязь неба, воды и снега)».
Современная версия герба Нарьян-Мара разработана специалистами Союза геральдистов России, утверждена 31 мая 2001 года и внесена в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 762.
Описание герба:
«В червлёном (красном) поле с лазоревой (синей, голубой) включённой, выщерблённой оконечностью обременённой двумя серебряными сообращёнными рыбами серебряная голова северного оленя настороже».
Обобщение.
— Понравился ли вам урок?
-Что нового узнали о своем родном крае?
— Какие чувства возникли у вас?
Д/з: цветная бумага, клей, ножницы.
План 2 урока «Герб НАО»:
-
Постановка технологической задачи
-
Закрепление значения основных элементов герба НАО.
-
Практическое выполнение задания.
-
Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока:
1. Постановка технологической задачи:
— Сегодня на уроке мы попробуем изготовить герб Ненецкого автономного округа.
2. Закрепление значения основных элементов герба НАО.
— Давайте вспомним, как выглядит герб. (Ответы детей) Затем, для проверки, слайд 28.
— Что потребуется для его выполнения?
— Какой вид работы с бумагой вы выберете? (аппликация)
Правила техники безопасности
— О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (Основные правила работы с клеем и ножницами)
3. Практическое выполнение задания (в течение выполнения работы звучат песни о родном крае)
1. Основа для герба для каждого ученика (приложение 2)
2. Работа с шаблоном (приложение 3): вырезывание элементов герба, перенос шаблона на цветную бумагу нужного цвета, вырезывание деталей, расположение их на основе.
3. Склеивание элементов герба на основе.
4. С обратной стороны работы приклеивается листок с информацией о гербе НАО (приложение 4)
4. Подведение итогов и анализ работ.
План 3 урока «Герб г.Нарьян-Мара»
-
Постановка технологической задачи
-
Закрепление значения основных элементов герба столицы НАО
-
Практическое выполнение задания.
-
Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока:
-
Постановка технологической задачи:
-
Звучит песня «Нарьян- Мар, мой Нарьян – Мар».
— Сегодня мы будем говорить о столице нашего округа г. Нарьян-Маре и выполним герб города с помощью аппликации.
— Что вы знаете о родном городе? (ответы детей)
-
Закрепление значения основных элементов герба столицы НАО.
— Кто автор герба города? Какие цвета использовали в гербе? Что символизируют эти цвета? (для проверки слайд 30)
— В какой последовательности можно выполнить аппликацию для более рационального использования времени? (ответы детей)
Правила техники безопасности
— О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (Основные правила работы с клеем и ножницами)
-
Практическое выполнение задания (в течение выполнения самостоятельной работы звучат песни о родном крае)
-
Работа выполняется на картоне белого цвета, что символизирует белый снег, чистоту.
-
Работа с шаблоном (приложение 5)
-
Склеивание элементов герба.
-
С обратной стороны работы приклеивается листок с информацией о гербе г. Нарьян-Мара (приложение 6)
-
Подведение итогов и анализ работ.
Обобщение всех уроков:
Слайд 31. Заключительное слово учителя:
— Ребята, мы закончили серьезную работу по изготовлению гербов нашего края. Я надеюсь, что на протяжении этих уроков вы снова почувствовали себя патриотами своей страны, своей малой Родины. У вас получились замечательные работы! Вы можете оформить гербы в рамки и украсить свой дом. В завершении давайте споем гимн нашей малой Родины.
Звучит гимн НАО (ребята подпевают). Спасибо за уроки!
Приложение 1.
С чего начинается Родина? Родина…
С картинки в твоем букваре, Родина…
С хороших и верных товарищей, Тропы оленьи.
Живущих в соседнем дворе. Родина —
А может, она начинается В сопках родное селенье.
С той песни, что пела нам мать, Дома выбегают
С того, что в любых испытаниях К студеному морю
У нас никому не отнять. Есть лучше места
С чего начинается Родина? В этом мире,
С заветной скамьи у ворот, Не спорю.
С той самой березки, что во поле, Есть звезды иные,
Под ветром склоняясь, растет. Есть скалы покруче,
А может, она начинается Есть в небе иные
С весенней запевки скворца Высокие тучи.
И с этой дороги проселочной, А здесь ни березки.
Которой не видно конца… Лишь травы густые
(М.Матусовский) Растут, просоленные
Яростным ветром.
У моря окраина
Милой России
Последним лежит
На песке километром.
(А. Пичков)