Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19 г.о. Кинешма.

Урок русского языка во 2-ом классе.

Составила

учитель начальных классов

I-ой категории

Ким Марина Аркадьевна.

2011 г.

Тема урока: «Удвоенные согласные»

Цели урока:

Образовательные:

формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквам

подводить детей к обобщению, что от лексического значения слова зависит его

написание;

развивать фонематический слух, память, мышление.

Развивающие:

— развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;

— развивать умения делать выводы и работать в парах.

Воспитательные:

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

— прививать любовь к русскому языку;

— воспитывать умение слушать друг друга, прислушиваться к мнению других.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, учебник русского языка Т.Г.Рамзаевой.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята.

— Как вы думаете, можно знать все на свете?

А если нельзя все знать, может, не стоит и учиться?

Чтобы много знать, надо каждый день узнавать что — то новое.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.:

1) Где доска и парта есть, 
Чтоб всем детям сразу сесть? 
Это в школе есть у нас, 
Это наш просторный … класс. (Слайд 1) 
2) Простудился я вчера, 
Голова болит с утра, 
Я закашлялся, охрип, 
У меня, наверно, … грипп. (Слайд 2) 
3) Многим нам она знакома 
В ней купаться можно дома, 
Что же это за предмет? 
Догадались или нет? ванна (Слайд 3)
4)Проста загадка и легка 
Пишусь всегда через два «К». 
И мяч, и шайбу клюшкой бей, 
А называюсь я … хоккей. (слайд 4)

Догадайтесь, какие это слова: ( класс, грипп, ванна, хоккей,) (Слайд 5)

Что общего в этих словах? (Слайд 6), (Слайд 7)

Сформулируйте тему урока. (Слова с двойными согласными.) (Слайд 8)

Запись в тетрадь числа и темы урока.

Запишите новые слова в тетрадь. С какой новой орфограммой мы познакомились? (удвоенная согласная буква) (Слайд 9)

— Произнесите слова. Что вы заметили? Звук произносится более долго.  Назовите такой звук в слове класс –[ с ], Дайте ему характеристику. А какой буквой на письме в этом слове обозначим звук [с]а сколько букв – две. Какой можем сделать вывод? Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами.

3. Выявление места и причины затруднения.

Таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться слышать и правильно писать. 

Словарная работа. ( Слайд 10 – 11)

Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и выполнить упражнение № 216 (устно)

Проверка.

Вывод: почему в этих словах мы пишем двойные согласные? (В этих словах слышится долгий звук.) Всегда ли слышится долгий звук, если в слове пишутся двойные согласные? (Нет.) Написание многих слов с двойными согласными надо запоминать.

На экзамене она получила самый высокий …

Во дворце был великолепный …

5. В русском языке встречаются разные слова. И очень часто удвоенные согласные пытаются нас запутать. Поэтому мы с вами должны быть начеку. Вот и сейчас вас ждёт интересное задание. В данные предложения необходимо вставить слова. (Слайд 12)

На экзамене она получила самый высокий …

Во дворце был великолепный …

( бал, балл)

Проверка . (Слайд 13-14)

Сделайте вывод, от чего зависит написание двойных согласных в слове. (От значения слова.) Лексическое значение слова мы можем проверить по словарю С.И. Ожегова, уточнить написание слов с двойными согласными можно по словарям иностранных слов, по справочникам.

6. Физминутка. (Слайд 15-16)

Сядьте прямо, голова неподвижна,

следите за указкой только глазами.

0

0

*

*

0

0

*

0

0

0

*

*

*

*

к

п

и

т

б

б

ц

а

т

л

г

я

з

н

и

к

д

г

д

с

у

к

л

д

о

г

а

Соотнесите цветовые пятна с буквами, определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке: пятница, суббота

На что вы обратили внимание при написании слова пятница? Что отметили в слове суббота?

Названия дней недели входят во фразеологические обороты. Прочитайте, вставьте вместо точек нужное слово:

Семь … на неделе.

Из-под пятницы … торчит.

Если имеют в виду, что из-под верхней одежды видна нижняя, какую фразу употребляют? А если человек часто меняет свои решения, то как о нем говорят? А вы хотели бы, чтобы о вас говорили: «У него семь пятниц на неделе»? Запишите тот фразеологический оборот, который подходит к теме нашего урока. Назовите грамматическую основу этого предложения.

.7. Самостоятельная работа. По вариантам

Карточка 
• Место, где продают билеты (касса). 
• Спортивный бег (кросс). 
• Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея). 


• Дорога, покрытая асфальтом (шоссе). 
• Желание есть (кушать) (аппетит) 
• Тот, кто едет или собирается ехать на чём-либо (пассажир) 

Вывод. В русском языке удвоенные согласные пишутся:

когда слышится долгий звук.

Прочитайте предложение, добавьте слово, чтобы получилась пословица:

Где трудно справиться одному, легко справиться … (коллективу).

Предлагаю вам убедиться в этом.

8. Сочинение — миниатюра.

Составьте рассказ, используя слова с двойными согласными.

Наш класс

Я учусь во втором … У нас дружный … Мы проводим интересные … .(Коллектив, бассейн, , класс, утренник.) Спишите первое и второе предложения.

Какие слова с двойными согласными вы употребили? Назовите тему .

урока.

9. Рефлексия.

Над какой темой работали?

Где нам могут пригодиться полученные знания?

Оцените свою работу на уроке.

Что нового вы узнали на уроке?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here