Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19 г.о. Кинешма.
Урок русского языка во 2-ом классе.
Составила
учитель начальных классов
I-ой категории
Ким Марина Аркадьевна.
2011 г.
Тема урока: «Удвоенные согласные»
Цели урока:
Образовательные:
– формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквам
– подводить детей к обобщению, что от лексического значения слова зависит его
написание;
– развивать фонематический слух, память, мышление.
Развивающие:
— развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;
— развивать умения делать выводы и работать в парах.
Воспитательные:
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
— прививать любовь к русскому языку;
— воспитывать умение слушать друг друга, прислушиваться к мнению других.
Оборудование: проектор, карточки с заданиями, учебник русского языка Т.Г.Рамзаевой.
Ход урока.
-
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята.
— Как вы думаете, можно знать все на свете?
– А если нельзя все знать, может, не стоит и учиться?
– Чтобы много знать, надо каждый день узнавать что — то новое.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.:
1) Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … класс. (Слайд 1)
2) Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлялся, охрип,
У меня, наверно, … грипп. (Слайд 2)
3) Многим нам она знакома
В ней купаться можно дома,
Что же это за предмет?
Догадались или нет? ванна (Слайд 3)
4)Проста загадка и легка
Пишусь всегда через два «К».
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … хоккей. (слайд 4)
– Догадайтесь, какие это слова: ( класс, грипп, ванна, хоккей,) (Слайд 5)
– Что общего в этих словах? (Слайд 6), (Слайд 7)
– Сформулируйте тему урока. (Слова с двойными согласными.) (Слайд 8)
Запись в тетрадь числа и темы урока.
Запишите новые слова в тетрадь. С какой новой орфограммой мы познакомились? (удвоенная согласная буква) (Слайд 9)
— Произнесите слова. Что вы заметили? Звук произносится более долго. Назовите такой звук в слове класс –[ с ], Дайте ему характеристику. А какой буквой на письме в этом слове обозначим звук [с]а сколько букв – две. Какой можем сделать вывод? Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами.
3. Выявление места и причины затруднения.
Таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться слышать и правильно писать.
Словарная работа. ( Слайд 10 – 11)
Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и выполнить упражнение № 216 (устно)
Проверка.
Вывод: почему в этих словах мы пишем двойные согласные? (В этих словах слышится долгий звук.) Всегда ли слышится долгий звук, если в слове пишутся двойные согласные? (Нет.) Написание многих слов с двойными согласными надо запоминать.
На экзамене она получила самый высокий …
Во дворце был великолепный …
5. В русском языке встречаются разные слова. И очень часто удвоенные согласные пытаются нас запутать. Поэтому мы с вами должны быть начеку. Вот и сейчас вас ждёт интересное задание. В данные предложения необходимо вставить слова. (Слайд 12)
На экзамене она получила самый высокий …
Во дворце был великолепный …
( бал, балл)
Проверка . (Слайд 13-14)
Сделайте вывод, от чего зависит написание двойных согласных в слове. (От значения слова.) Лексическое значение слова мы можем проверить по словарю С.И. Ожегова, уточнить написание слов с двойными согласными можно по словарям иностранных слов, по справочникам.
6. Физминутка. (Слайд 15-16)
– Сядьте прямо, голова неподвижна,
следите за указкой только глазами.
0 |
| 0 | * | * | 0 | 0 | * | |
|
| 0 |
| 0 | 0 |
|
|
|
| * | * |
|
|
| * |
| * |
п | и | т | б | б | ц | а | т | |
л | г | я | з | н | и | к | д | г |
д | с | у | к | л | д | о | г | а |
– Соотнесите цветовые пятна с буквами, определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке: пятница, суббота
– На что вы обратили внимание при написании слова пятница? Что отметили в слове суббота?
– Названия дней недели входят во фразеологические обороты. Прочитайте, вставьте вместо точек нужное слово:
Семь … на неделе.
Из-под пятницы … торчит.
– Если имеют в виду, что из-под верхней одежды видна нижняя, какую фразу употребляют? А если человек часто меняет свои решения, то как о нем говорят? А вы хотели бы, чтобы о вас говорили: «У него семь пятниц на неделе»? Запишите тот фразеологический оборот, который подходит к теме нашего урока. Назовите грамматическую основу этого предложения.
.7. Самостоятельная работа. По вариантам
Карточка
• Место, где продают билеты (касса).
• Спортивный бег (кросс).
• Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея).
• Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).
• Желание есть (кушать) (аппетит)
• Тот, кто едет или собирается ехать на чём-либо (пассажир)
Вывод. В русском языке удвоенные согласные пишутся:
когда слышится долгий звук.
– Прочитайте предложение, добавьте слово, чтобы получилась пословица:
Где трудно справиться одному, легко справиться … (коллективу).
Предлагаю вам убедиться в этом.
8. Сочинение — миниатюра.
– Составьте рассказ, используя слова с двойными согласными.
Наш класс
Я учусь во втором … У нас дружный … Мы проводим интересные … .(Коллектив, бассейн, , класс, утренник.) Спишите первое и второе предложения.
Какие слова с двойными согласными вы употребили? Назовите тему .
урока.
9. Рефлексия.
Над какой темой работали?
Где нам могут пригодиться полученные знания?
Оцените свою работу на уроке.
– Что нового вы узнали на уроке?