Класс: 4

Тема: Первые образы. Отечество.

Цель урока: создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника

Задачи урока:

подведение учащихся к пониманию значимости образа Отечества для каждого человека,

— формирование у детей образа родной страны, 

— формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Художественно-педагогическая идея урока:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Оборудование: Учебник «Истоки – 4», презентация.

Основные этапы урока:

1.Присоединение к классу:

— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова на уроке истоков. Надеюсь, сегодня вы услышите много полезного и интересного, почувствуете, как важно знать истоки родной земли.

2. Присоединение к теме:

Слайд 1

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Определение темы:

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

— Какими еще словами, кроме слова Родина мы можем назвать нашу страну?

Слайд 2

Моя Родина

Моя…(Россия)

Моя…(Страна)

Моё…(Отечество)

— Как вы думаете, почему Родину называют словом Отечество?

+ Отечество – от слова «отец», значит это земля наших отцов, предков, которые жили на этой земле и сохранили ее для нас.

Слайд 3. Тема нашего урока: «Первые образы. Отечество»

3. Основная часть:

— О каких первых и важных в жизни человека образах мы уже говорили в этом году на уроках истоков?

+ Образы отца и матери, родителей.

— Н е случайно после разговора об образах самых близких и родных людей – отца и матери, мы перешли к образу Родины, Отечества. Как вы думаете, с чем это связано?

+ Родина так же важна в жизни человека, как и родители.

— Образ Родины начинает складываться у человека с самого раннего детства, так же, как и образы отца и матери. Сначала мы запоминаем образ своей малой Родины.

— Что такое малая Родина? Обратимся к стихотворению, которое читали в начале урока. (Слайд 4)

— Сначала человек запоминает образ своей деревни, села, реки, дороги, ближнего леса и поля или городской улицы – всего того, что окружает его с первых дней жизни.

Родная земля 
Холмы, перелески,
 
Луга и поля —
 
Родная, зелёная
 
Наша земля.
 
Земля, где я сделал
 
Свой первый шажок,
 
Где вышел когда-то
 
К развилке дорог.
 
И понял, что это
 
Раздолье полей —
 
Частица великой
 
Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

— Дома вы должны были написать сочинение про свою малую родину, высказать в нем свои чувства к родной деревне. Проверим, что у вас получилось.

— Каждый из вас смог найти добрые слова, чтобы рассказать о своей малой Родине, о своей деревне. Но Родина – это не только улица на которой вы выросли, деревня, в которой родились. По мере того, как вы взрослеете, ваши представления об Отечестве расширяются и постепенно у вас создастся свой величественный образ Родины. У каждого он будет свой, особенный, но будут в нем и общие черты.

— Послушайте стихотворение и скажите, о какой отличительной особенности нашей страны в нем идет речь?

НАША РОДИНА. Н.Забила
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится…

Чем прежде всего поражает наше Отечество?

+ Необъятными и беспредельными просторами.

Слайд 5

— В мире нет страны, сравнимой с нашей по размерам, разнообразию природы и по множеству населяющих ее народов.

На севере пределы нашей страны омываются Белым морем, в сердце которого возвышается Соловецкий монастырь, на юге располагаются Донские и Кубанские земли, оберегаемые когда-то вольными казаками.

На западе виден Смоленский край и старинный Псково-Печерский монастырь, а на Дальнем Востоке – священный Байкал и «земля льда и пламени» Камчатка.

Просторы Отечества наполнены удивительными памятниками тысячелетней истории.

— Как вы думаете, что это за памятники?

+ Это старинные города, храмы, иконы, древние рукописи, святыни и реликвии наших предков. Слайд 6

— Родная земля полита потом тружеников, орошена кровью ее защитников, освящена молитвами праведников. Везде видны памятники праведному труду, воинской доблести и негромкой святости.

Все это тесно переплетается с признаками наших дней: заводами и аэродромами, стадионами и телевизионными башнями, бегущими поездами и взмывающими в космос ракетами.

Так в образе Отечества отражается живая связь времен.

Активная форма обучения. Мнемотехника.

1.Подготовительный этап.

— Сейчас мы с вами попытаемся представить тот образ Родины, о котором уже много говорили сегодня. Вам предлагается ряд слов, объединённых общей темой. Вы постарайтесь запомнить все слова в той же последовательности, в которой они будут названы. На запоминание каждого слова будет даваться время. В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывают у вас данное слово: увидеть картинку, озвучить её, наполнить чувствами и ощущениями.

2.Основной этап.

Диктовка слов (с интервалом 15 секунд)

Поле. Дорога. Холм. Деревня. Река. Колокол. Звон. Храм. Крест. Высота. Полет. Просторы. Красота. Свет. Радость. Россия. Отечество. Святость.

По завершении диктовки учащиеся записывают слова.

3.Проверка результатов. Слайд 7

Посчитайте количество слов. Кто запомнил больше всего слов, читает их для всего класса.

4. Рефлексия.

Успешные учащиеся говорят о том, как у них это получилось. Все желающие могут поделиться впечатлениями.

— Образ Родины – это сочетание множества красок, звуков и чувств. Что это за краски, звуки и чувства, вы легко сможете ответить, посмотрев видеоролик.

Заполнение таблицы: слайд 8

Цвета Отечества

Звуки Отечества

Чувства об Отечестве

Белый

Зеленый

Голубой

Золотой

Колокольный звон

Журчание реки, ручья

Вой ветра, вьюги

Хруст снега

Шелест листьев

Любовь

Верность

Гордость

Восхищение

забота

— Отечество, Родина вызывает те же чувства, что и самые близкие нам люди: любовь, заботу, преданность. Это означает, сто священным долгом каждого из нас является защита Отечества.

Работа с учебником:

Издавна символом верности Отечеству были щит и меч. О них мы сейчас и прочитаем на стр. 21. Слайд 9

— Почему в старину щиту придавали особое значение?

+ Он прикрывал не только тело воина, но и защищал от врага родной очаг, землю предков, все Отечество.

— Какие «щиты» сегодня защищают Отечество?

+ Различные виды вооруженных сил: морские, танковые, воздушные, космические.

— Какова функция меча в бою?

+ Это наступательное, устрашающее и карающее оружие.

— Как вы понимаете слова А.Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет»?

— Что в современном мире пришло на смену мечу?

+ Огнестрельное оружие и артиллерия, авиация, ракеты.

— Только ли военные щит и меч защищают наше Отечество? Какой еще щит защищает нашу страну от бед и несчастий?

+ Щит духовный: вера, молитва, любовь и покаяние.

4. Заключение.

Ресурсный круг «Защита Отечества дело каждого.»

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

— Я надеюсь, что сегодня на уроке вы смогли увидеть просторы нашего Отечества, почувствовать, как связывает нас Отечество с нашими предками, услышать звуки, которыми издавна наполнена наша Родина.

А сейчас я предлагаю вам встать в круг и поразмышлять над выражением «Защита Отечества – дело каждого» .

2. Основной этап.

Сейчас, передавая по кругу символ России – веточку березы мы попытаемся ответить на вопрос: как можно защитить Отечество каждому?

3. Рефлексия.

— Как мы защищаем Отечество?

Итог:

Вернемся к стихотворению, которое читали в начале урока, что же мы называем такими добрыми и светлыми словами: Родина и Отечество?

4.Домашнее задание:

Дома вам нужно будет нарисовать любимый уголок вашей Родины и рассказать, за что вы его любите.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here