Урок по самопознанию в 3 классе на тему «Путь любви и добра»
Автор: Гилевская Валентина Анатольевна, учитель начальных классов КГУ «Макашевская средняя школа», Казахстан, Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район, село Макашевка.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по самопознанию для учащихся начальных классов на тему «Путь любви и добра». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов. Конспект данного занятия направлен на развитие ценностного отношения к себе, людям и окружающему миру у детей в начальных классах.
«Путь любви и добра»
Цель: развивать ценностное отношение к себе, к людям и окружающему миру.
Задачи:
— расширять представление о таких ценностях, как любовь и доброта;
— развивать навыки позитивного общения;
— воспитывать умение сопереживать и понимать другого человека.
Оборудование : компьютер, интерактивная доска, «волшебный цветок», листы с изображением цветка, солнышко, фото учеников, сердечки.
Ход занятия
Круг радости
— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем радости, счастья, всего хорошего:
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Упражнение «Шкатулка с сюрпризом» (музыка для души)
— Я приготовила для вас неожиданный сюрприз. Загляните в неё, и вы увидите, что является самым ценным. (Каждый ребёнок заглядывает в шкатулку и видит своё отражение.)
— Так, что вы увидели? (зеркало)
— А в зеркале вы увидели? (своё отражение, себя)
— Кто удивлён тем, что увидел? Почему? (ответы детей)
— Пока мы не научимся любить себя такими, какими мы есть, нам не суждено любить других людей. А значит не сможем дарить счастье, доброту другим людям.
Введение в тему.
Сегодня у нас необычный урок – урок доброты, любви, дружбы.
Минутка тишины
Звучит тихая мелодия.
— Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Сели поудобнее, закрыли глазки.
Итак, мы отправляемся с вами в сказочную страну. Но эта страна особенная, потому что она удивительна и красива. В этой стране живет много маленьких волшебников. А маленькие волшебники это — Костя, Карина, Амир, Рада и т.д. (перечисляю имена всех детей). Они очень заботливые и любят совершать добрые дела. Пожилым людям помогают перейти дорогу, донести тяжелые сумки с продуктами, родителям помогают в домашних делах, маленьким детям помогают одеться, играют и гуляют с ними.
Взрослые люди этой сказочной страны очень любят своих волшебников за их добрые сердца. Почувствуйте, как приятно быть добрыми волшебниками и дарить людям радость.
Добрый человек всегда необходим людям и, очень нужен миру, планете, на которой мы с вами живем.
Медленно открываем глазки.
Вы почувствовали себя волшебником сказочной страны?
Какая духовная ценность таится в душе каждого волшебника? (доброта и любовь)
Посмотрите и скажите, почему эту страну можно назвать волшебной?
Беседа
Как идти в жизни по пути любви и добра?
Всегда ли человек следует этому пути?
Каким вы представляете себе сердце доброго человека?
— Сердце доброго человека всегда отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремиться помогать другим не только словом, но и делом.
Чтение притчи В. Сухомлинский «А сейчас весна!»
Учитель читает притчу, используя методический прием «чтение с остановкой».
Теплым солнечным днем все вокруг радовалось весне. Цвели сады, щебетали птицы. В лазурном небе летел журавлиный клин. Где-то весело журчал ручеек.
А под высоким тополем стоял маленький мальчик и плакал. Он не видел, как цветут сады. Он не слышал, как щебечут птицы. Небо казалось ему не голубым, а черным. Журавлиный клин казался мальчику ниточкой слез.
А люди шли мимо маленького мальчика и не замечали, что он плачет…
Как вы думаете, почему мальчик не видел красоты жизни вокруг себя?
(Ответы учащихся)
Плачущего мальчика увидел дедушка, подошел к нему, положил руку на голову. Дедушка что-то долго говорил мальчику, о чем-то спрашивал. Мальчик сквозь слезы поведал о чем-то пожилому человеку.
Так они говорили около часа. Разговор закончился тем, что мальчик улыбнулся. Он увидел, что вокруг него цветут сады. Он услышал, как весело щебечут птицы. В голубом небе перед ним задрожал журавлиный клин, и мальчик подумал: «А сейчас весна!»
Как вы думаете, о чем говорили дедушка и мальчик?
Какие чувства вызывает у вас эта притча?
(Ответы учащихся)
— В жизни каждого из нас встречаются люди, общение с которыми доставляет нам радость. Мы учимся у них доброте, мудрости. Полюбить другого человека как самого себя и относится к нему так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, — в этом достоинство человека. Изучая самопознание, мы идем дорогою любви и добра.
Задание
-Назовите какие добрые дела выполняют герои на ваших рисунках.
— Расскажите о добрых людях, которых вы знаете.
Цитата урока
В добром сердце весь мир уместится. Народная мудрость
— Вы согласны с таким утверждением? Почему?
(дети прикрепляют свои фото на «доброе сердце класса»
Творческая деятельность
— Какие слова характеризуют человека с добрым сердцем?
Прикрепите их на лепестках цветка.
ЛЮБОВЬ |
НАДЕЖДА |
ЛЮБЕЗНОСТЬ |
ИСТИНА |
ДОБРОТА |
ВЕРНОСТЬ |
ВЕЖЛИВОСТЬ |
ЗАВИСТЬ |
ЛОЖЬ |
ССОРА |
ОБИДА |
РАДОСТЬ |
УЛЫБКА |
РЕВНОСТЬ |
ЭГОИЗМ |
ТЕПЛО |
Игра
Учитель предлагает детям похлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о плохом деле. Учитель каждый раз проговаривает слова «хорошо или плохо…»
Покормить зимой птиц?
Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе?
Сломать ветку на дереве?
Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?
Изрисовать стену школы краской из баллончика?
Помочь библиотекарю подклеить старые книги?
Принять участие в субботнике по уборке территории школы?
Уступить место в автобусе пожилому человеку?
Обобщение
-Стремитесь делать добрые дела! Добром держится мир. А мир наш согревает своей добротой и теплом наше солнышко. Подарите свои «сердечки-лучики» солнцу и скажите свои пожелания всем людям нашей планеты Земля.
Домашнее задание
— Подберите пословицы и поговорки о любви и добре. Те, которые вам особенно понравились, запишите в Словарь жизненных ценностей.
Круг «От сердца к сердцу»
Звучит фонограмма песни «Если добрый ты» (Б.Савельев – М.Пляцковский)
Учитель и учащиеся подпевают