Коммунальное Государственное Учреждение
«Средняя школа – комплекс национального возрождения № 17»
Северо-Казахстанская область
Конспект урока по естествознанию
в 5 классе
«Жизнь в природе»
подготовила
учитель географии
Макажанова Елена Федоровна
г. Петропавловск
2014 год
Тема урока: «Жизнь в природе»
Цель урока: углубить и обобщить знания учащихся о живой оболочке Земли – биосфере.
Задачи урока: раскрыть значение биосферы; продолжить работу по формированию умения работать самостоятельно по кластерам и схемам.
Средства обучения: мультимедийная презентация, таблицы, схемы, карточки.
Организация деятельности учащихся: групповая работа.
Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний.
Методы: словесные, наглядные
Ход урока.
-
Орг. момент. 2 – 3 мин.
Приветствие. Встаньте правильно за партами.
Говорю о цели урока — углубить и обобщить знания учащихся о живой оболочке Земли – биосфере. Вспомнить царства природы и их взаимодействия.
Натуралист Винсон Браун сказал: « Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нём появляются новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола». Как вы думаете, каким образом слова Винсона можно отнести к нашему сегодняшнему уроку? Да и вообще ко всем урокам?
Нам сегодня предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить наши знания по теме урока.
-
Обобщение и закрепление изученного материала (Работа по группам).
Сегодня мы работаем по группам.
5 групп по 5 человек. Капитаны команд на доске выбирают лепесток, на котором указана тема их выступления. Затем вам даются кластеры, по которым вы готовите свое выступление. На подготовку 5 – 7 мин.
-
Работа по группам.
Сейчас каждая группа получит задание. Вам необходимо заполнить кластеры. Затем вы пройдете к доске и расскажите остальным ребятам, как вы их заполнили.
1 группа 5 мин
Учащиеся заполняют схему.
Предполагаемые ответы:
Наука – Зоология
Особенности питания – растительноядные (зайцы, олени), хищники (волки, тигры), всеядные (галки, чайки), паразиты (аскариды, блохи)
Особенности строения – беспозвоночные (насекомые) и позвоночные (рыбы, звери, рептилии)
Взаимоотношения:
Конкуренция — возникает за корм, места для гнезд и др.
Хищничество – хищник ловит и убивает жертву (лев и антилопа, волк и заяц)
Симбиоз – взаимовыгодные отношения (цветы и насекомые)
Паразитизм – используют друг друга (клещи, блохи)
Роль в жизни человека:
Польза – мех, мясо, молоко и т.д.
Вред — паразиты, мыши, крысы и т.д.
2 группа 5 мин
Учащиеся заполняют схему.
Предполагаемые ответы:
Наука – ботаника
Низшие растения — водоросли
Высшие – мхи, папоротники, хвойные, цветковые и др.
Роль в жизни человека:
Комнатные – создают уют и красоту, приятный запах, вырабатывают кислород.
Лекарственные – чаи, настойки, лекарства, крема (ромашка, календула, шишки и т.д.)
Культурные – источники продуктов питания (пшеница, картофель, фасоль, гречиха и т.д.)
Вред – в основном- сорняки
3 группа 5 мин
Учащиеся заполняют схему.
Предполагаемые ответы:
Наука – микология
Строение – шляпка, плодоножка и грибница
Съедобные – белые, опята, грузди и др.
Несъедобные – мухомор, волнушка, свинушка, некоторые виды моховиков и др.
Польза- продукт питания, используют для получения лекарств, витаминов, кисломолочных продуктов
Вред — порча и скисание продуктов, ядовитые
Правила сбора – не повреждать грибницу, использовать нож
4 группа 5 мин
Учащиеся заполняют схему.
Предполагаемые ответы:
Бактерия – это очень простая форма жизни, которая состоит из одной живой клетки. Размножение осуществляется делением клетки.
Наука – бактериология
1 увидел — Антони ван Левенгук в 1676 году.
Термин ввел — 1828 год, Христиан Эренберг.
Распространение – повсеместно
Питание:
Сапрофиты — относятся бактерии гниения и брожения, они питаются готовыми органическими веществами отмерших остатков.
Паразиты — отличаются чрезвычайной разборчивостью в пище, поскольку они нуждаются во «вспомогательных факторах роста», которые не способны синтезировать сами, но могут получать только от своих хозяев.
Польза от бактерий — повышают иммунитет, вырабатывают витамины, используют в медицине.
Вред – болезни, портят продукты питания.
5 группа 5 мин
Учащиеся заполняют схему.
Предполагаемые ответы:
Сообщества – это, определённые территории, где растения и животные связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга.
Природные – степи, леса, болота
Искусственные – аквариум, водохранилища, огороды, поля, сады и т.д. Отличие от естественных – созданы человеком.
Сообщество – лес:
Значение растений для животных – вырабатывают кислород, питаются растениями, насекомые собирают нектар, служат местом жительства (деревья) и т.д.
Значение животных для растений – распространяют плоды и семена растений, опыляют, спасают от вредителей.
После того, как все учащиеся заполняют кластеры, они защищают свою работу у доски. В это время остальные заполняют карточки, которые лежат у них на столах.
( приложение)
Тема: «Жизнь в природе»
Фамилия Имя___________________________________
1. Царства природы- это
2. Биосфера – это
3. Фауна –
4. Польза от животных —
5. Вред от животных —
6. Флора –
7. Назовите низшие растения —
8. назовите высшие растения
9. Польза от растений
10. Вред от растений
11. Отличие грибов от растений
12. Строение грибов
13. Польза от грибов
14. Вред от грибов
15. Бактерии –
16. Способы питания бактерий
17. Польза от бактерий
18. Назовите природные сообщества
19. Назовите искусственные сообщества
20. Назовите отличие природных сообществ от искусственных
-
Подведение итогов. Вывод. Комментирование оценок за урок. 5 мин
-
Рефлексия. Просмотр видео (любое видео о природе) о живой природе. Каждая команда ищет представителей своего царства. 5 мин.
Список использованной литературы
-
Учебник Естествознание, Алматы «Атамура», 2005 год
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http://text.ru/rd/aHR0cDovL2xpYi56bmF0ZS5ydS9kb2NzL2luZGV4LTI5MzI2MC5odG1s