Муслахова Лилия Зиятдиновна
ГБООУ «Санаторная школа-интернат № 90 для тубинфицированных и тубконтактных детей» г. Набережные Челны РТ
воспитатель
Конспект внеклассного мероприятия: «Правила дорожного движения»
Возраст: 8 -9 лет.
Цель: Уточнить и расширить представления детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
1. Познакомить с правилами безопасности на улице; развивать умение предвидеть опасную ситуацию.
2. Развивать мышление, устную речь, память, внимание.
3. Воспитывать культурного пешехода, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения.
Оборудование: модель светофора; модель игрушечного руля; костюм Буратино; картинки с изображением регулировщика, жезла; схема перекрёстка с пешеходными переходами; аудиозапись песни «По улице, по улице» (музыка Т. Шутенко, слова Г. Бойко), аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем» (музыка В. Шаинского), диск по ПДД.
Предварительная рабата: разучивание детьми стихотворений, выполнение моделей светофора, руля, схем перекрёстков.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята!
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
Дети, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном – о правилах дорожного движения.
Наша школа и дома, где вы живёте, находятся рядом с дорогой. Это – шоссе. По нему движутся легковые и грузовые автомашины, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогают нам в этом три сигнала светофора: зелёный, жёлтый, красный.
(Демонстрация модели светофора)
За порядком на больших дорогах следит регулировщик. Он управляет движением. В руках у регулировщика палочка – жезл.
(Показ картинок с изображением регулировщика, жезла)
Ученица: Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой!
Никто на свете так не может:
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Ведущий: Рядом с шоссе проложена дорога для пешеходов – тротуар. Вам часто приходится переходить шоссе. Вы ездите с мамами на автобусе по городу, ходите в магазины. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.
Ученик: Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители.
Ведущий: Что же это за правила?
Ученик: Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора!
Жёлтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
На улице будьте внимательны, дети,
Твёрдо запомните правила эти!
Ведущий: Сейчас вы будете слушать песню о правилах дорожного движения и одновременно выполнять то, о чём в ней поётся, – идти по тротуару, переходить улицу.
(Звучит песня «По улице, по улице» музыка Т. Шутенко, слова Г. Бойко.)
(Появляется Буратино)
Ведущий: Ребята, как зовут этого сказочного человечка? (дети отвечают)
Буратино собрался в школу. Но чтобы по дороге до школы с ним ничего не случилось, давайте будем ему помогать. Как только вы услышите, что Буратино делает что-то неправильно, сразу хлопаете в ладоши, т. е. предупреждаете.
И так, Буратино взял «Азбуку» и отправился в школу. Все люди шли по тротуару, и сказочный человечек тоже. Но вот дорога. До машины ещё три большущих шага, и Буратино решил, что успеет перебежать.
(Дети хлопают в ладоши)
Ведущий: Ребята, почему вы предупреждаете Буратино?
(дети отвечают) (Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом)
Ведущий: Пропустил Буратино машины и перешёл дорогу. Времени до начала занятий в школе было ещё много, ведь Буратино пораньше вышел из дома. Тогда он решил читать все вывески, которые встречались на его пути.
Мальчик, осторожнее! Не считай ворон. Иди правильно – говорили прохожие.
(Дети хлопают, отвечают) (По тротуару надо ходить по правой стороне, чтобы не мешать людям, которые идут навстречу)
Ведущий:Пока Буратино читал вывески, до начала уроков уже осталось мало времени. Надо торопиться, – решил деревянный мальчуган. А впереди ещё одна дорога. Светофор всем приветливо мигал красным глазом. Перейду дорогу, – решил Буратино. Ведь машин нет.
(Дети хлопают в ладоши, отвечают). (Буратино хотел перейти дорогу на красный свет светофора. А так переходить нельзя, если даже нет машин. Надо дождаться когда загорится зелёный свет)
Ведущий: Но вот загорелся зелёный свет светофора. Все пешеходы, и Буратино тоже, перешли дорогу. А вот и школа! Ребята, вы помогли Буратино благополучно добраться до школы. А ведь могла случиться беда. Какие правила хотел нарушить сказочный герой? (дети отвечают)
(Переходить улицу перед близко идущим транспортом, переходить улицу на красный свет светофора, идти по тротуару не по правой стороне и мешать встречным пешеходам)
Ведущий: Что бы вы посоветовали таким детям, как Буратино? (дети отвечают) (Изучать правила дорожного движения)
(Просмотр диска по пдд «Друзья из сказочного леса»)
Ведущий:Какой вывод сделали из просмотренного фильма? (дети отвечают) (Все должны соблюдать правила дорожного движения)
Игра на внимательность(один ученик показывает движение, а остальные повторяют, кто повторил не правильно, тот выбывает.)
Ведущий: А сейчас поиграем в игру «Когда мы пассажиры».
Представьте, что вы пассажиры. Кого мы называем пассажирами? Вот у нас водитель, он сядет впереди. («Водителю» в руки даётся модель игрушечного руля). Значит, мы – пассажиры и ждём на остановке автобус. Теперь входим в автобус и занимаем места. Поехали!
(Звучит песня «Мы едем, едем, едем», дети «едут» и поют)
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Ведущий: Запомните, дети, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка. Нажмёт водитель – и двери откроются.
А разговаривать во время движения с водителем можно? (Нет!) Почему? (Нельзя водителя отвлекать разговорами. Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами).
А можно высовываться из окна? (Нельзя, это опасно)
А почему нельзя вставать ногами на сиденье? (Сиденье будет грязным )
А можно ли ходить по автобусу во время движения? (Нельзя, это опасно. Можно упасть.)
Можно ли в автобусе громко разговаривать? (Нет, это будет мешать другим пассажирам.)
Теперь послушайте стихи. Когда я буду их читать, вы должны будете или отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», или молчать.
Игра на внимательность.
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Дети молчат)
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (Дети молчат)
Знает кто, что красный свет –
Это значит – хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья)
На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
(Раздаются всем детям памятки по ПДД)