Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

с углублённым изучением отдельных предметов

Г. Егорьевск Московская область

Игра

«Конституции Российской Федерации – 20 лет»

3 класс

подготовила

учитель начальных классов

Ионова Наталья Александровна

г. Егорьевск

2014

Цели:

  • формирование представления о важности соблюдения законов;

  • приобретение навыков правовой культуры;

  • формирование УУД;

  • развитие творческих способностей.

Ход мероприятия.

Добрый день, ребята! Сегодня заседание клуба «Хочу Знать!» посвящено знаменательной для России дате. Исполняется 20 лет основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны. Это документ, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Вы уже знаете основные права и обязанности граждан РФ. Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам..

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

В 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении государства, основанного на принципе равенства, мира и согласия.

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если вы согласны с этим утверждением, то поднимайте руки вверх.

Россия – наша страна?

Да!

Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

Да!

Можно ли человека обращать в рабство?

Нет!

Можно ли относиться к человеку жестоко?

Нет!

Защищён ли человек законом?

Да!

Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

Да!

Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

Нет!

Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

Да!

Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

Да!

Может ли человек владеть имуществом?

Да!

Имеет ли человек право на пенсию?

Да!

Можно ли запретить свободный выбор труда?

Нет!

Я вижу, что вы к игре подготовились и пора её начинать. Сегодня у нас играют 4 команды. Давайте с ними познакомимся. Каждая команда приготовила название, эмблему, девиз и приветствие.

Выступление команд

1 команда «Держава»

Девиз: «Если народ един, то он непобедим»


Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Звучат по радио слова –
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
 

2 команда

Девиз: «Нет ничего краше, чем Родина наша»

Самой лучшей, самой звонкой песней

Я прославить Родину хочу.

В целом мире нет её чудесней,

Ей любое дело по плечу. 

Будем Родиной своей гордиться,

Будем ей одной всегда верны.

Солнечные, яркие страницы

Впишем в биографию страны.

В Ялте — жаркий день,

в Норильске — вьюга,-

Вот какой страны моей размах!

Но она — от севера до юга —

В наших умещается сердцах. 

Будем Родиной своей гордиться,

Будем ей одной всегда верны.

Солнечные, яркие страницы

Впишем в биографию страны. 

И недаром видит вся планета,

И недаром видит вся земля,

Сколько людям праздничного света

Дарят звёзды древнего Кремля.

Будем Родиной своей гордиться,

Будем ей одной всегда верны.

Солнечные, яркие страницы

Впишем в биографию страны.

3 команда «Патриоты»

Девиз «Кто за Родину горой, тот истинный герой»

«Моя Россия»

Горжусь тобой, моя Россия!

Горжусь тобой, моя страна!

Горжусь тобой, ведь мы едины,

И ты такая ведь одна!

Горжусь тобой, страна родная,

Горжусь величеством твоим,

Твоими добрыми делами

И нравом вечно молодым!

Горжусь лесами и полями,

Степями, пастбищем, лугами.

Горжусь твоей я красотой,

Душою вечно молодой!

Россия, ты всегда едина,

Как птица, ты непобедима.

Ты словно яблоня в цвету,

Тебя, Россия, я люблю!

Люблю я зелень твоих пашен,

Мне даже лютый зверь не страшен,

Которого полно в твоих лесах,

И слезы радости стоят в моих глазах.

Горжусь тобой я, Родина моя,

Великая, ты Родина- Россия!

Тебя люблю, горжусь тобою я,

Моя страна — могучая Россия!

4 команда «Родина»

Девиз «Главное в жизни – служить Отчизне»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки. Вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском.

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Родина — слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

если сказать это слово с душою,

глубже морей оно, выше небес.

 

В нём умещается ровно полмира:

мама и папа, соседи, друзья,

город родимый, родная квартира,

бабушка, школа, котёнок… и я.

 

Зайчик солнечный в ладошке,

куст сирени за окошком

и на щёчке родинка –

это тоже Родина.

-Спасибо командам. А у нас первый конкурс.

1 конкурс. Разминка: блиц — вопросы по Конституции РФ.

За правильный ответ команда получает один балл.

  1. Страна, где человек родился и вырос.

  2. Как правильно называется наше государство

  3. Наша страна – Российская Федерация. Что обозначает слово «Федерация»?

  4. Главный город каждой страны.

  5. Человек, любящий свою страну.

  6. Житель государства, имеющий права и обязанности.

  7. Как называются правила, которые устанавливает государство?

  8. Когда отмечается День России?

  9. Кто является президентом РФ?

  10. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?

  11. Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

  12. Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )


Итоги 1 конкурса.

2 конкурс «Найди слова»

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия).

За каждое слово – один балл. Время – 2 минуты.

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

Итоги 2 конкурса.

3 конкурс «Герб России»

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.


— Назовите все элементы герба России и объясните их значение. За ответ – один балл.

На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. 

Орел – символ вечности России, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории.

Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, а три короны над его головами (две малые и одна – большая) рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. 

Правой лапой орел сжимает скипетр. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

В левой лапе орла – держава, которая представляет собой золотой шар с крестом на верху. В древние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство Российской Федерации и независимости от других государств. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства. 

Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Этот герб утвержден в декабре 2000 года.

— Задание командам: составьте из пазлов герб РФ. ( 4 балла первой команде, 3- второй и т.д.)

4 конкурс «Флаг России»

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг —

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный … (ФЛАГ!)

Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России:

• белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

• синий — цвет веры и верности, постоянства;

• красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

— Перед вами детали из которых каждый из вас должен склеить флаг и принести своей команде 1 балл. Желаю успеха!(Каждый участник команды получает белый флажок, на который он должен верно наклеить полоски красного и синего цветов)

Жюри подводит итоги.

Физминутка ( под музыку выполняют движения)

 Жура — Жура — журавель,   
Облетал ты сто земель,     
Облетал, обходил,           

Крылья, ноги натрудил. 

 

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Он ответил, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

5 конкурс «Гимн России»

 На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного
. (ГИМН)

 Гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. 
 При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио.
 После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова.

-А знаете ли вы гимн России? Вставьте пропущенные слова в его текст. За правильную работу вы получаете 5 баллов, но за каждую ошибку 1 балл вычитается.

Россия — священная наша __________,
Россия — __________ наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё _____________ на все времена!

Славься, Отечество наше ____________,
Братских народов _______вековой,
Предками данная __________ народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши _______ и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом ________ земля!

Широкий __________ для мечты и для жизни
Грядущие нам ___________ года.
Нам силу даёт наша __________ Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Жюри оценивает работу.

-Молодцы! Давайте исполним 1 куплет гимна России.

6 конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Каждая команда получает по 2 вопроса, записанных на карточках. Дается время на подготовку. Правильный ответ -2 балла

Задание 1.  Сказка В.Гаршина  «лягушка – путешественница». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    Правильный ответ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.Толстого «золотой ключик». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    Правильный ответ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.Перро «Золушка».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     Правильный ответ: право на отдых

Задание 4. А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     Правильный ответ: право на труд

Задание 5. Сказка «Волк и семеро козлят».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

Правильный ответ: неприкосновенность жилища.

Задание 6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Правильный ответ:  правом на образование

Задание 7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»?

Правильный ответ: право на неприкосновенность жилища.

Задание 8. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»?

Правильный ответ: право на свободу вступления в брак.

Физминутка.

Каждый человек имеет право на отдых. Давайте и мы отдохнём.

Звучит русская народная мелодия, дети выполняют движения вместе с учителем.

7 конкурс. «Наши обязанности»

— Перед вами карточка. Вы должны соединить начало и конец предложения. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 Каждый должен соблюдать

природу и окружающую среду

Каждый должен уважать

основного общего образования

Родители должны обеспечить

получение детьми

права и свободы других лиц

 Каждый обязан сохранять

Конституцию Российской Федерации и законы

Каждый обязан бережно относиться

Отечество

Каждый обязан беречь

памятники истории, культуры и природы

Каждый обязан платить

законно установленные налоги и сборы

Граждане Российской Федерации

должны защищать

.

к животному и растительному миру

8 конкурс «Домашнее задание»

-Каждая команда покажет сценку, а вы должны догадаться, о каких правах или обязанностях гражданина идет в ней речь. За правильный ответ – 1 балл. Команды отвечают по очереди.

Команда №1.

1.- На прививку! Третий класс!
— Вы слыхали? Это нас!.. —

2.Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!
У меня живот болит,
Может корь или дифтерит,
И краснуха, и ангина
И поверьте, скарлатина.

3.Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

4 . Ну, подумаешь, укол!
Ну, укол, ах, укол.
Укололи – и пошел…


Почему я встал у стенки?
У меня… дрожат коленки…

Команда №2

1. Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

2. Дело было вечером,
Делать было нечего.

3. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

4.- А у нас на кухне газ.
А у вас?

5. А у нас водопровод.
Вот.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Мы купили синий-синий,
Презеленый красный шар.

6. А у нас огонь погас –
Это раз.
Грузовик привез дрова –
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот. —

1). — Мама – летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А у Левы мама – повар.
Мама – летчик?
Что ж такого!

2). Мама – вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

3). — Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.

4). Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

5). Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Команда №3

Сценка учебы Буратино и Мальвины.

Мальвина и Буратино появляются под музыку песни «Буратино»


Мальвина (строго): Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой: У вас в кармане два яблока.
Буратино: Врете, ни одного.
Мальвина: А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино: Два!
Мальвина: (изумленно) Почему?
Буратино: Я не отдам Некту яблоки, хоть он дерись!
Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.
Буратино: А как это?
Мальвина: Пишите: «А роза упала на лапу Азора» Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Буратино: Нет, я поставил кляксу на бумагу.
Мальвина: Вы гадкий шалун! Вы должны быть наказаны. Артемон, отведите Буратино в темный чулан!

Команда №4

  1. Я шагаю в первый раз,
    Ну, конечно, в первый класс.
    И поверьте мне, друзья,
    Это школа 12 моя.

    2) Ну, а я студент — дипломник,
    Скоро буду я историк,
    И поверьте мне, друзья —
    Это школа 12 моя.

    3) Ну, а я бабушка студента,
    Ныне я пенсионерка.
    И поверьте мне, друзья,
    тоже здесь училась я.

    Звучит песня Шаинского “Чему учат в школе”)

Конкурс капитанов.

-А пока жюри подводит итоги нашей игры, давайте проведём испытание для наших капитанов. Граждане России обязаны защищать свою Родину. Наши капитаны – будущие защитники Отечества. Проверим, кто из них лучше выполнит строевые упражнения.

Итоги игры.

Жюри подводит итоги. Называет победителей.

— Молодцы ребята! Вы показали хорошие знания, продемонстрировали свои творческие способности. Мы надеемся, что вы станете настоящими гражданами России, которые любят свою Родину, знают и выполняют законы, прописанные в Конституции.

Дети берут в руки флажки, которые они сделали, и исполняется песня «У моей России»

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации- М., Астрель, 2010

2.С. Михалков «Мы едем, едем, едем» -М., Самовар,2008

3. « С чего начинается Родина?» –М., Оникс, 2008

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here