Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
с углублённым изучением отдельных предметов
Г. Егорьевск Московская область
Игра
«Конституции Российской Федерации – 20 лет»
3 класс
подготовила
учитель начальных классов
Ионова Наталья Александровна
г. Егорьевск
2014
Цели:
-
формирование представления о важности соблюдения законов;
-
приобретение навыков правовой культуры;
-
формирование УУД;
-
развитие творческих способностей.
Ход мероприятия.
Добрый день, ребята! Сегодня заседание клуба «Хочу Знать!» посвящено знаменательной для России дате. Исполняется 20 лет основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны. Это документ, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Вы уже знаете основные права и обязанности граждан РФ. Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам..
Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
В 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении государства, основанного на принципе равенства, мира и согласия.
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если вы согласны с этим утверждением, то поднимайте руки вверх.
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на пенсию?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
Я вижу, что вы к игре подготовились и пора её начинать. Сегодня у нас играют 4 команды. Давайте с ними познакомимся. Каждая команда приготовила название, эмблему, девиз и приветствие.
Выступление команд
1 команда «Держава»
Девиз: «Если народ един, то он непобедим»
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
Звучат по радио слова –
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.
И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
2 команда
Девиз: «Нет ничего краше, чем Родина наша»
Самой лучшей, самой звонкой песней
Я прославить Родину хочу.
В целом мире нет её чудесней,
Ей любое дело по плечу.
Будем Родиной своей гордиться,
Будем ей одной всегда верны.
Солнечные, яркие страницы
Впишем в биографию страны.
В Ялте — жаркий день,
в Норильске — вьюга,-
Вот какой страны моей размах!
Но она — от севера до юга —
В наших умещается сердцах.
Будем Родиной своей гордиться,
Будем ей одной всегда верны.
Солнечные, яркие страницы
Впишем в биографию страны.
И недаром видит вся планета,
И недаром видит вся земля,
Сколько людям праздничного света
Дарят звёзды древнего Кремля.
Будем Родиной своей гордиться,
Будем ей одной всегда верны.
Солнечные, яркие страницы
Впишем в биографию страны.
3 команда «Патриоты»
Девиз «Кто за Родину горой, тот истинный герой»
«Моя Россия»
Горжусь тобой, моя Россия!
Горжусь тобой, моя страна!
Горжусь тобой, ведь мы едины,
И ты такая ведь одна!
Горжусь тобой, страна родная,
Горжусь величеством твоим,
Твоими добрыми делами
И нравом вечно молодым!
Горжусь лесами и полями,
Степями, пастбищем, лугами.
Горжусь твоей я красотой,
Душою вечно молодой!
Россия, ты всегда едина,
Как птица, ты непобедима.
Ты словно яблоня в цвету,
Тебя, Россия, я люблю!
Люблю я зелень твоих пашен,
Мне даже лютый зверь не страшен,
Которого полно в твоих лесах,
И слезы радости стоят в моих глазах.
Горжусь тобой я, Родина моя,
Великая, ты Родина- Россия!
Тебя люблю, горжусь тобою я,
Моя страна — могучая Россия!
4 команда «Родина»
Девиз «Главное в жизни – служить Отчизне»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки. Вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском.
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Родина — слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.
В нём умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город родимый, родная квартира,
бабушка, школа, котёнок… и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
куст сирени за окошком
и на щёчке родинка –
это тоже Родина.
-Спасибо командам. А у нас первый конкурс.
1 конкурс. Разминка: блиц — вопросы по Конституции РФ.
За правильный ответ команда получает один балл.
-
Страна, где человек родился и вырос.
-
Как правильно называется наше государство
-
Наша страна – Российская Федерация. Что обозначает слово «Федерация»?
-
Главный город каждой страны.
-
Человек, любящий свою страну.
-
Житель государства, имеющий права и обязанности.
-
Как называются правила, которые устанавливает государство?
-
Когда отмечается День России?
-
Кто является президентом РФ?
-
Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?
-
Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-
Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )
Итоги 1 конкурса.
2 конкурс «Найди слова»
Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия).
За каждое слово – один балл. Время – 2 минуты.
Н | С | Т | И | Т | Я | |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
Итоги 2 конкурса.
3 конкурс «Герб России»
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
— Назовите все элементы герба России и объясните их значение. За ответ – один балл.
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел.
Орел – символ вечности России, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории.
Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, а три короны над его головами (две малые и одна – большая) рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.
Правой лапой орел сжимает скипетр. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
В левой лапе орла – держава, которая представляет собой золотой шар с крестом на верху. В древние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство Российской Федерации и независимости от других государств. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства.
Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.
Этот герб утвержден в декабре 2000 года.
— Задание командам: составьте из пазлов герб РФ. ( 4 балла первой команде, 3- второй и т.д.)
4 конкурс «Флаг России»
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг —
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный … (ФЛАГ!)
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России:
• белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
• синий — цвет веры и верности, постоянства;
• красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
— Перед вами детали из которых каждый из вас должен склеить флаг и принести своей команде 1 балл. Желаю успеха!(Каждый участник команды получает белый флажок, на который он должен верно наклеить полоски красного и синего цветов)
Жюри подводит итоги.
Физминутка ( под музыку выполняют движения)
Жура — Жура — журавель,
Облетал ты сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
5 конкурс «Гимн России»
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)
Гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.
При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио.
После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова.
-А знаете ли вы гимн России? Вставьте пропущенные слова в его текст. За правильную работу вы получаете 5 баллов, но за каждую ошибку 1 балл вычитается.
Россия — священная наша __________,
Россия — __________ наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё _____________ на все времена!
Славься, Отечество наше ____________,
Братских народов _______вековой,
Предками данная __________ народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши _______ и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом ________ земля!
Широкий __________ для мечты и для жизни
Грядущие нам ___________ года.
Нам силу даёт наша __________ Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Жюри оценивает работу.
-Молодцы! Давайте исполним 1 куплет гимна России.
6 конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Каждая команда получает по 2 вопроса, записанных на карточках. Дается время на подготовку. Правильный ответ -2 балла
Задание 1. Сказка В.Гаршина «лягушка – путешественница». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
Правильный ответ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.Толстого «золотой ключик». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
Правильный ответ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.Перро «Золушка». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
Правильный ответ: право на отдых
Задание 4. А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
Правильный ответ: право на труд
Задание 5. Сказка «Волк и семеро козлят». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
Правильный ответ: неприкосновенность жилища.
Задание 6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Правильный ответ: правом на образование
Задание 7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»?
Правильный ответ: право на неприкосновенность жилища.
Задание 8. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»?
Правильный ответ: право на свободу вступления в брак.
Физминутка.
Каждый человек имеет право на отдых. Давайте и мы отдохнём.
Звучит русская народная мелодия, дети выполняют движения вместе с учителем.
7 конкурс. «Наши обязанности»
— Перед вами карточка. Вы должны соединить начало и конец предложения. За каждый правильный ответ – 1 балл.
природу и окружающую среду
| |
Каждый должен уважать
| основного общего образования
|
Родители должны обеспечить получение детьми | права и свободы других лиц |
Каждый обязан сохранять
| Конституцию Российской Федерации и законы |
Каждый обязан бережно относиться
| Отечество |
Каждый обязан беречь
| памятники истории, культуры и природы |
Каждый обязан платить
| законно установленные налоги и сборы |
Граждане Российской Федерации должны защищать | . к животному и растительному миру |
8 конкурс «Домашнее задание»
-Каждая команда покажет сценку, а вы должны догадаться, о каких правах или обязанностях гражданина идет в ней речь. За правильный ответ – 1 балл. Команды отвечают по очереди.
Команда №1.
Команда №2
Команда №3
Сценка учебы Буратино и Мальвины.
Мальвина и Буратино появляются под музыку песни «Буратино»
Мальвина (строго): Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой: У вас в кармане два яблока.
Буратино: Врете, ни одного.
Мальвина: А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино: Два!
Мальвина: (изумленно) Почему?
Буратино: Я не отдам Некту яблоки, хоть он дерись!
Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.
Буратино: А как это?
Мальвина: Пишите: «А роза упала на лапу Азора» Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Буратино: Нет, я поставил кляксу на бумагу.
Мальвина: Вы гадкий шалун! Вы должны быть наказаны. Артемон, отведите Буратино в темный чулан!
Команда №4
-
Я шагаю в первый раз,
Ну, конечно, в первый класс.
И поверьте мне, друзья,
Это школа 12 моя.2) Ну, а я студент — дипломник,
Скоро буду я историк,
И поверьте мне, друзья —
Это школа 12 моя.3) Ну, а я бабушка студента,
Ныне я пенсионерка.
И поверьте мне, друзья,
тоже здесь училась я.Звучит песня Шаинского “Чему учат в школе”)
Конкурс капитанов.
-А пока жюри подводит итоги нашей игры, давайте проведём испытание для наших капитанов. Граждане России обязаны защищать свою Родину. Наши капитаны – будущие защитники Отечества. Проверим, кто из них лучше выполнит строевые упражнения.
Итоги игры.
Жюри подводит итоги. Называет победителей.
— Молодцы ребята! Вы показали хорошие знания, продемонстрировали свои творческие способности. Мы надеемся, что вы станете настоящими гражданами России, которые любят свою Родину, знают и выполняют законы, прописанные в Конституции.
Дети берут в руки флажки, которые они сделали, и исполняется песня «У моей России»
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации- М., Астрель, 2010
2.С. Михалков «Мы едем, едем, едем» -М., Самовар,2008
3. « С чего начинается Родина?» –М., Оникс, 2008