Конспект внеклассного занятия

в 3 классе.

Тема: «С чего начинается Родина…»

Цель занятия:

— создать условия для усвоения понятий «Родина», «малая родина», «семья», умение работать с информацией.

Задачи:

— воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ее истории, к своей малой родине, природе, родному дому;

— развивать речь обучающихся, умение анализировать и рассуждать;

Планируемые результаты:

— развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья»;

— уметь обмениваться мнениями, слушать товарища и учителя, умение вступать в диалог;

— отвечать на вопросы учителя, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему;

-, использовать знание пословиц и поговорок.

Основные понятия: «Родина», «малая родина», «семья», «родной дом».

Межпредметные связи:

— взаимосвязь с предметом «окружающий мир», «литературное чтение», «история».

Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, презентация PowerPoint, рисунки учащихся, пословицы, книги.

Ход занятия.

1. Орг.момент. Самоопределение деятельности.

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

— Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице прекрасная погода, светит солнышко, поют птицы. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне. Мы начинаем наш урок.

Деятельность ученика

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение учебного материала, необходимого для изучения нового.

Учитель:

Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?

Слайд 1.

Учитель: — Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Слайд 2.

«Моя страна»

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом — снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем.

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней-

И то едва домчится….

Учитель: — Видите, какая большая страна, в которой мы живем. В одном конце ее глухая ночь, а в другом ее конце уже наступает день. В одном конце весна, а в другом ее конце еще лежит снег. И объехать её необъятные просторы за десять дней мы действительно не сможем.

Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?

Слайд 3.

Учитель: — Москва ребята — это столица нашей Родины.

Слайд 4, 5, 6.

Назовите тот город, в котором мы живем, берега нашего города омывает великая русская река Волга?

Слайд 7.

Учитель: — Если наша большая Родина это Россия, то что же мы можем сказать о нашем хуторе Вертячем?

Слайд 8.

Учитель: — Послушайте стихотворение и ответьте мне на такой вопрос: — С чего же начинается наша Родина?

Учитель: — С чего же начинается Родина?

Учитель: — Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ученик: Россия.

Ученик: Москва.

Ученик: Волгоград.

Это наша малая родина.

Читает ученик стихотворение «С чего начинается Родина?»

Ответы детей.

С чего начинается Родина?

3. Постановка цели занятия.

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Учитель:

— Правильно, сегодня на уроке мы узнаем что обозначает понятие «малая родина». У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Не полюбив свою малую родину, трудно полюбить нашу большую Родину. Не зная истории малой родины, невозможно до конца понять и историю нашего Отечества.

Любить свой край, значит хорошо знать его историю, географию и культуру. А хорошо ли вы знаете историю своего края? Эти знания мы сегодня и проверим.

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
 
Ласковая малая
Родина моя!

4. Открытие нового знания.

Цель: формировать усвоение понятий «Родина», «малая родина»

Учитель:

— Как называется область в которой мы с вами живем?

— Почему наш город Волгоград называют город – герой?

— На берегу какой реки находится Волгоград?

— На берегу какой реки находится наше село?

-Почему так назван наш хутор?

— Чем знаменит наш поселок?

Берегите нашу малую родину, любите и цените её, ведь от того, как вы будете относиться к ней, зависит её будущее, её судьба.

Самое дорогое у человека — Родина, семья, самое важное для людей — мир и спокойствие, согласие и дружба.

Какие слова самые важные, дорогие на Земле?

Давайте произнесём их все вместе.

Ответы детей.

Родина, мир, семья.

5. Физминутка.

Цель: смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ.

Напишите левым локтем слово «Россия», носком правой ноги – слово «родина», правым локтем – слово «село», носком левой ноги – слово «дом».

6. Первичное закрепление материала.

Цель: проговаривание нового знания.

Учитель:

— В русском языке существует огромное количество пословиц и поговорок о Родине. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицу».

Работа в парах.

— Составление пословиц о любви к Родине.

-Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

Слайд 9, 10

Учитель:

— А сейчас я вам предлагаю рассмотреть выставку книг о Родине, которую я для вас приготовила.

— Я рекомендую эти книги. Их можно взять в нашей библиотеке.

Послушайте рассказ Константина Ушинского «Наше отечество». И ответьте на вопросы.

Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение.

Почему мы зовем Россию Отечеством?

Почему мы зовем нашу страну Родиной?

Как еще К.Д. Ушинский называет Россию? Почему?

Почему у человека только одна родина?

Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой.

Учитель: Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам?

Учитель размещает на доске «бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.

Учитель: Вот мы и построили дом, в котором тепло.

(Ученик читает стихотворение.)

Крыша дома твоего 

Дети читают предложения и составляют пословицы.

Дети читают вопросы и отвечают.

Дети рассматривают выставку с книгами.

(Гордость, любовь к родному краю)

(Отечеством мы зовем нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.)

(Родиной мы зовем нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное.)

(Матерью.)

(Матерью мы зовем страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережет нас от врагов.)

(У человека одна родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина — самое дорогое для человека.)

Доброта, забота, понимание, уют….

Конспект внеклассного занятия в 3 классе "С чего начинается Родина…"

Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем та земля под небесами,
Где крыша дома твоего.

Вмиг — огорчения любые
Исчезнут все до одного,
Лишь вспомнишь звёзды голубые
Над крышей дома своего.

И если вдруг тебе взгрустнётся,
То грусть не значит ничего,
Когда ты знаешь, что под солнцем
Есть крыша дома твоего.

Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего…
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего!
(М. Пляцковский)

7. Рефлексия деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Учитель:

— Понравился ли вам урок?

-Какие же слова самые важные на земле?

С чего начинается Родина?

Ответы детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Братская могила в хуторе Вертячий

 

Появилась сразу же после Сталинградской битвы. Около трех с половиной тысяч погибших захоронено в ней.

В центре мемориала высоко к небу взметнулись две стелы. В нижнем ярусе их опоясывает большая пятиконечная звезда, верхнюю часть монумента венчает металлический лавровый венок. На одной из стел надпись:

«Нет, не затем солдаты шли в крутое пламя, нет, не за тем, чтоб обезглавить или с лица земли стереть. А чтобы жизнь в живых оставить и сделать мертвой только смерть…»

В Вертячем тысяча человек населения, а в братской могиле в три с половиной раза больше.

О том, сколь велики были потери и как дорога была цена Победы, говорит и такой факт: 23 августа 1942 года в боях за Вертячий 98-я стрелковая дивизия потеряла более двух с половиной тысяч человек.

По окончании Сталинградской битвы здесь были обнаружены останки десятков советских военнопленных — узников фашистского концлагеря. Сооруженный на возвышении памятник и им — замученным, но не покорившимся.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
 
Ласковая малая
Родина моя!

«Моя страна»

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом — снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем.

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней-

И то едва домчится….

Константин Ушинский

Наше отечество

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии…

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

1) Если дружба велика,

будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке

рад своей воронушке.

3) Нет земли краше,

чем страна наша.

4) На чужой стороне

Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой,

тот и герой.

6) Всякому мила

своя сторона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here