Тема: 1 сентября – день знаний. (3 класс).
Цели:
-
Развивать творческие, интеллектуальные и познавательные способности учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках литературы, русского языка, математики, окружающего мира.
-
Развивать любознательность и интерес к познанию русского языка, литературы, математики, окружающего мира через внеклассную работу по предметам.
-
Воспитывать дружбу, умение работать в коллективе, стремление к самосовершенствованию.
-
Ход урока.
Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. День Знаний — праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний. Надеюсь, что совместными усилиями нам все будет «по плечу» и мы сможем открыть новые тайны, «неизведанные дорожки», узнать какие-то истины и надеюсь, что весело и интересно проведем этот учебный год, который запишем в нашей летописи 3 класс!
Ну, а пока…
1 ученик: Тихо, трепетно и ласково
Листья падают к ногам —
Это осень-чаровница
Напросилась в гости к нам.
2 ученик: Берёзы тихо шумят во дворе
В это утро улыбок и света,
Ярко солнце играет в окне,
Поиграй, попрощайся с летом!
3 ученик: Снова школьный звонок нас зовёт на урок —
Значит, кончилось шумное лето.
В первый день сентября,
Всем нам радость даря,
Каждый раз повторяется это!
4 ученик: И месяцы лета в прошлом.
И школьная форма надета.
Пара минут — и первый звонок
Нас позовёт на первый урок.
(Звенит звонок)
Учитель: Заглянем на странички «Весёлого журнала». Первая его страничка «Это интересно».
А знаете ли вы, ребята, первый школьный звонок 1 сентября прозвенит не для всех
детей. ( презентация 1 сентября)
А теперь заглянем на вторую страничку «Эрудит»
1.Вы зашли в тёмную кухню, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы
зажжёте в первую очередь? (спичку).
2. Сколько на берёзе яблок, если на ней 8 сучков, на каждом сучке по 5 яблок.
3. Назовите самое “грустное” дерево. (плакучая ива)
4. Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)
5. Какое колесо не вращается во время движения? (запасное)
6. Когда в пустом кармане ничего не бывает? (Когда в нём дыра)
7. Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда открыта дверь)
8. Какие птицы могут быть почтальонами? (голуби)
9. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (7 раз)
10.Каким по счету является «ь» в названии первого месяца осени? (8)
11.Катались два брата на двухколесных велосипедах, а их сестра на трехколесном.
Сколько всего колёс? (7)
Открываем вторую страничку нашего урока «Русский язык»
1.Предлагаю вам игру «Что это? Кто это?». Сейчас я буду загадывать вам предметы, которые можно встретить в лесу. Попробуйте отгадать их.
Маленький, колючий… (ежик).
Высокая, смолистая… (сосна).
Рыжая, подвижная… (белка).
Крошечный, трудолюбивый… (муравей).
Старый, трухлявый… (пень).
Просторная, солнечная… (поляна).
Чистый, журчащий … (ручей, родник).
Могучий, раскидистый… (дуб).
Длинноухий, трусливый… (заяц).
Легкокрылая, порхающая… (бабочка)
2.А сейчас «звёздный дождь” из букв. Из этих букв вы должны составить одно или несколько слов, используя возможно большее количество букв. Правило такое: БУКВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ТОЛЬКО «ИЗ ЗВЁЗДНОГО ДОЖДЯ».Засекаю время (1 минута). ( ШКОЛЬНИК – 8 букв)
К М Ш А Н И Ь П Р Я К Л Т У О
3. Объясните значение фразеологического оборота:
золотые руки (умелые руки)
4. Укажите “лишнее” слово:
школа школьник школьный школьница дошкольник
5. Какое из слов пишется с твёрдым знаком?
в?езд, в?юнок, в?юга, в?ход
6. Какое из слов не является однокоренным с остальными словами?
вода, водичка, водитель, подводник
Кто из нас не любит читать книги. Читая рассказы, повести, сказки, стихи мы познаём мир вокруг нас, учимся видеть прекрасное рядом с нами, восхищаемся полюбившимися героями книг, а каждая пословица учит нас поступать правильно.
Наша следующая страница «Литературная».
1.Учащиеся должны в каждом слове поменять буквы местами и прочитать известную пословицу.
Чилнок елод — глуйя лемсо (Кончил дело — гуляй смело.)
2.«Продолжи стихотворение»
Команды должны продолжить стихотворения, а также вспомнить автора и название стихотворения.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава… (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она. (К.Чуковский. «Федорино горе»)
Ростом только с три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами… (П.П.Ершов «Конек-горбунок»)
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел… (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
3.«Счастливый случай»
Команды по очереди отвечают на вопросы.
Спаситель Мухи-Цокотухи. (Комар.)
Волшебник, который всегда лезет в бутылку. (Джинн.)
Средство передвижения Бабы Яги. (Ступа.)
Как звали девочку с голубыми волосами? (Мальвина.)
Детское прозвище дяди Степы. (Каланча.)
Музыкальный инструмент папы Карло. (Шарманка.)
Волшебник Изумрудного города. (Гудвин.)
4. Корней Иванович Чуковский написал много сказок для детей:
1. ТАРАКАНИЩЕ, 2. АЙБОЛИТ, 3. ДЯДЯ СТЕПА. 4. БАРМАЛЕЙ.
Нет ли здесь ошибки, а если есть, то под каким она номером? (3)
Молодцы, вижу, что с книгами вы дружите.
Мы переходим к следующему уроку. «Занимательная математика».
1. Даны три фигуры: луч, отрезок, прямая. Известно, что длина одной из этих фигур равна 8 см. Назовите эту фигуру. (Отрезок)
2. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало? (Пять)
3. Купили три десятка яиц и разложили поровну в две коробки. Сколько яиц оказалось в каждой коробке?
4. Лестница имеет 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы оказаться точно посередине лестницы? (На восьмую)
5. Из какого трёхзначного числа можно вычесть 1 и получить двузначное? (Из 100)
6. Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? (5)
7. В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить? (5)
8. У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (3)
9. Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им ещё пять дачников. Сколько дачников шло из деревни в город? (2)
10. Горело 10 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось? (10)
11. Вера и Надя — сестры. Вера сказала, что у нее два брата, и Надя сказала, что у нее два брата. Сколько детей в семье у Веры и Нади? (4)
2.Игра «Сложи фигуру из тантаграма».
Мы часто смотрим на звёзды, любуемся красотой окружающей нас природы, узнаём немало интересного о животных. И всё это происходит на уроках «Окружающего мира».
1. Презентация «1 сентября».
— Как называется наша страна?
Все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. Россия,
Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для
любого человека.
-Как вы думаете, что значит любить Родину?
— Родина дорога каждому человеку. Ведь не зря человек, уезжая далеко от родных
мест, часто вспоминает о них, тоскует.
5 ученик: Россия – Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревне каждый цвет имеет особое значение:
-
Белый цвет означает мир, чистоту, совесть
-
Синий цвет – небо, верность, правду.
-
красный цвет – храбрость, мужество, отвагу, героизм.
Герб представляет собой золотого двуглавого орла на красном щите; над орлом три короны, в лапах скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьём дракона. Двуглавый орёл является символом единства народов России, живущих в европейской и азиатской частях России. Поэтому одна смотрит на запад, а другая на восток.
Гимн – это торжественная песня, посвященная своей Родине. Эта песня прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
2. Вопросы из презентации «1 сентября».
На уроках окружающего мира мы не только изучаем природу, но и как вести себя на улице, т.е. изучаем правила дорожного движения.
Тест «Правила дорожного движения».