Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр музыкально — хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт- Петербург

Конспект

занятия по сценической речи

« Игровые формы в освоении техники сценической речи»

подготовила

педагог дополнительного образования

Каборда Мария Сергеевна

г. Санкт- Петербург

2015

Название занятия: «Игровые формы в освоении техники сценической речи».

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи:

  • Формировать способность к импровизации.

  • Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.

  • Воспитывать навыки коллективной работы.

  • Развивать возможности собственного голоса.

  • Развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения и взаимодействовать с партнерами.

  • воспитать свое слуховое внимание

  • сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь

  • воздействие на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения в богатый мир родной речи во всех ее видах — чтении, говорении, аудировании, письма

  • развитие связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом успешной деятельности учащихся

Прогнозируемый результат:

  • избавить воспитанников от комплексов (зажимов);

  • научить творчески мыслить и не бояться выражать себя;

  • применять творческий подход к любому делу

  • совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.

Приемы

Беседа, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальные, коллективные.

Тип занятия:

Комбинированный.

Технологии: элементы игровой технологии, ситуационные элементы.

Методы и приёмы: упражнения, творческие задания.

Оборудование: салфетки, карточки с заданиями, мяч, театральный зал, ноутбук.

Ход занятия

Организационный момент:

-Добрый день, дорогие мои юные актеры! Сегодня нам предстоит узнать очень много нового и интересного ! Но для начала давайте встанем в полукруг и поздороваемся друг с другом глазками.

Создание психологического настроя на занятие, введении е в тему:

(Ребята встают в полукруг и здороваются глазами).

-Давайте поговорим, о том, как человек на сцене, да и в жизни может выразить свои чувства, мысли, эмоции? Правильно ! Голос – это инструмент, с помощью которого мы можем добиваться своих целей. И прежде чем разбудить свое вдохновение, давайте разбудим свое тело.

Практическая часть занятия.Разминка:

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

Постукивание. Постукивание проводится открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, со звуком «з – з – з».

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Вибрационный массаж проводится также, открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

-Отлично! Перейдем к занимательной артикуляции, ведь чего только мы с вами сейчас не увидим и услышим!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

(Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце)

Упражнение «Назойливый комар»

-Давайте представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.

Упражнение «Хомячок»

-Задача жевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Следующий уровень: ребята разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

Упражнение «Балет лица»

Под зажигательную музыку только лицом танцуем танец. Стили танцев могут варьироваться. Далее танцуют лица в паре.

Упражнения для губ:

Улыбка – хоботок

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.

Кисточка

Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно, представляя что рисуем круг кистью.

Лошадь

Чтобы снять напряжение , детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадь.

Шторки

Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

(Упражнения выполняются 5-6 раз)

Уколы в щеки

Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

Змея

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

-Лягушка

Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка, до правого и левого уха.

Коктейль

Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

— Варенье

Представляем что у нас на губах варенье , и нам нужно слизать это варенье.

Упражнения для челюсти :

— «Кашалот»

Отбрасываем резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

-«Я»

Активно опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, произносим -«Я»

Задача произносить нарочито горделиво, и вызывающе.

-«Горячая картошка»

Кладем в рот воображаемую горячую картофелину и пытаемся ее остудить на дыхании, как у маленьких собачек.

Теперь мы вполне готовы звучать ,и делать это мы будем тоже не так как в повседневной жизни, а несколько преувеличенно, так как сцена этого от нас требует.

Упражнения на посыл

-«Ау-ау»

Ученики делятся на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

-«Мой милый друг»

Упражнение проводится в парах. Двое расходятся в противоположные концы зала и посылают клич:

«Мой милый друг,

моя Мария,

вдали мерцающий маяк!»

Упражнения с «Чистоговорками»

( Чистоговорки- это те же тексты, что и скороговорки, но внимание в работе с ними обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания.)

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

У ужа ужата, у ежа – ежата.

Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колокол не по-колоколовски.

Была у Фрола,Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру на Фрола Лавру навру

Формирование целостного представления о теме.

Упражнение «Бадминтон»

Упражнение на посыл звука и отработку отдельных звуков. Упражнение выполняется на материале стихотворного отрывка: «Дама сдавала в багаж — диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

Упражнение выполняется в парах. Дети получают ракетки для игры в бадминтон и начинают «бросать» друг в друга слова из отрывка.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Садитесь пожалуйста в полукруг, и поделитесь своими открытиями и вопросами, что вызывает затруднение, и что получается отлично?(Беседа)

Конечно, и у самых одаренныхактеров не все сразу получалось, но в этом и состоит труд актера – бесконечно совершенствовать свой ИНСТРУМЕНТ… Речь, дыхание, тело , душу- и многое другое. Самое главное никогда не останавливаться и день за днем оттачивать свои проблемные места, и нет ничего невозможного! До свидания!

Используемая литература:

  1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: Питер, 1997.- 176 с.

  2. Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. М.: Просвещение, 1967.

  3. Сценическая речь. Учебник. /Предисловие и научное редактирование И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М.: ГИТИС, 1995.

  4. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. — №6(46) – 144с.

  5. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. — М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here