Логопедическое занятие
по коррекции дисграфии при фмнр
для 3 класса
по теме:
«Дифференциация звонких и глухих согласных [c-з].
Слова-паронимы».
.
Подготовила
учитель-логопед
МОУ «Ркитянская СОШ №1»
Белгородской области
Жерновая Наталья Владимировна
ТЕМА: «Дифференциация звонких и глухих согласных [c-з].
Слова-паронимы.»
ЦЕЛЬ: автоматизировать навык различения звонких и глухих согласных [З] — [С].
ЗАДАЧИ: 1. Учить дифференцировать звуки [З] — [С] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.
2. Развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля.
3. Развивать орфографическую зоркость.
4. Воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
5. Обогащать словарь детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент
— Здравствуйте, дети. Садитесь.
2. Развитие ММР.
1. Самомассаж кистей и пальцев рук.
1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;
2) самомассаж ладоней;
3) самомассаж пальцев рук.
Этот пальчик дедушка
Это пальчик бабушка.
Этот пальчик папа.
Этот пальчик мама.
Этот пальчик Я.
2. Рисование по точкам.
От верхней точки вниз отсчитайте 1 клетку и вправо 1. Поставьте точку.
От верхней точки вниз отсчитайте 1 клетку и влево 1. Поставьте точку.
Соедините все 3 точки.
От левой нижней точки вниз отсчитайте 2 клетки и влево 2 клетки. Соедините точки.
От левой нижней точки вниз отсчитайте 4 клетки и влево 1 клетку. Соедините точки.
От левой нижней точки вниз отсчитайте 2 клетки. Соедините точки.
От левой нижней точки вправо отсчитайте 8 клеток. Соедините точки.
От правой нижней точки вверх отсчитайте 2 клетки. Соедините точки.
От правой нижней точки вверх отсчитайте 4 клетки и влево 1 клетку. Соедините точки.
Что получилось. ЧАЙНИК. – Как он свистит? (с-с-с-с)
А кто прилетел на чай? КОМАР. Как он звенит? (з-з-з-з)
3. Тема занятия.
Будем учиться различать звуки (З и С).
1
4. Дифференциация согласных звуков.
Произнесите звук (З), (С):
что происходит с губами – (з), (с)- в улыбке.
где находится язычок – (з), (с) – за зубами и кончик языка упирается в нижние передние зубы.
Поднесите тыльную сторону ладони ко рту.
Что ощутили: (з), (с)– воздушная струя сильная и холодная.
Приложите ладонь к горлу. Произнесите, что происходит.
(з) – вибрацию голосовых связок, голос.
(с) – голосовые связки молчат, нет голоса.
Вывод: (з). (с) – звуки согласные, не поются. Но (з) – звонкий, а (с) – глухой.
5. Штриховка.
Каким цветом раскрасим комара? ЗЕЛЕНЫМ.
Каким цветом раскрасим чайник? СИНИМ.
6. Основная часть
1. Игровые упражнения.
А) Решили чайник и комар поговорить:
СА ЗА СУ ЗУ СО ЗО СЫ ЗЫ СЭ ЗЭ
Как звучат согласны? (Твердо).
СЕ ЗЕ СЁ ЗЁ СЯ ЗЯ СИ ЗИ СЮ ЗЮ
Как звучат согласные? (Мягко).
Вывод: (С, З) могут быть твердыми и мягкими.
Б)Развитие фонематического слуха. (С мячом).
Определите место звука в слове.
Выставка, красота, зубр, коза, стекло, ваза, квас, соты, ужас, зубы.
В) Графический диктант.
Сливы, забор, хвост, звонок, магазин, пастух, составить, звезда.
В саду созрела смородина.
Лиса залезла в сад.
Г) Добавь слог.
ЗА или СА: ли…, Ли…, ко…, мимо…, …пог, …мок, …гадка, …поги, пи…тель, вя…ли.
ЗЫ или СЫ: но…, ва…, ро…, воло…, моро…, стреко…, зано…, зано…, на…вать, на…пать.
2. Физпауза. Чайник.
Я — чайник, Дети стоят, изогнув одну руку, как
ворчун, хлопотун, сумасброд, носик чайника, другая на поясе.
Я вам напоказ выставляю живот. Животик надут.
Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают обеими ногами.
«Эй, люди, я с вами попить чай хочу». Делают призывные движения
правой рукой.
2
3. Звукобуквенный анализ слова. Работа со словами – паронимами.
А) «Прятки»: какие слова спрятались?
С С С С
РО А ЛИ А ОЯ АЙКА
З З З З
Чем различаются слова? (Буквами С, З).
И получается разное значение слов. (Слова-паронимы).
— На какой вопрос отвечает слово ЗАЙКА? (Кто?)
— На какой вопрос отвечает слово САЙКА? (Что?)
— Составьте словосочетания.
САЙКА (какая?): сладкая, ароматная.
ЗАЙКА (какой?): пушистый, серый.
Б) Перед письмом массаж с карандашом.
В) Составьте предложения со словами – паронимами.
Вставь нужные по смыслу слова.
Зуб-суп. У Зои разболелся коренной … . Бабушка сварила вкусный … .
Коза-коса. У Зины пышная … . В огород забрела … .
Сыпь-зыбь. На болоте страшная … . У больного высыпала красная … .
Солить-залить Огурцы надо … рассолом. Надо на зиму … солить огурцы.
Злить – слить. Не надо … собаку. Остатки воды можно … .
4. Физпауза.
Комарик.
Вокруг меня звенит комар!
Беру скорей газету…
Удар! Удар! Еще удар!
Звенит! ….А чашки нету
5. Самостоятельная работа по карточкам после разбора.
1. Вставь букву.
Зима.
На…тупила зима. Были …ильные моро…ы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на …анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а.
7. Итог занятия.
Чем занимались? Какие звуки учились различать? С какими словами познакомились?
8. Релаксация.
Вы молодцы. Хорошо и активно работали.
3