Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя Общеобразовательная школа № 2053 г. Москвы
Методическая разработка библиотечного урока для 1-4 классов
«Учебник твой друг и помощник»
Правила пользования школьными учебниками
Подготовила педагог-библиотекарь
Вахлакова Татьяна Федоровна
Май, 2014
«Учебник твой друг и помощник»
Цель:
-
воспитание у учащихся школы бережного отношения к школьным учебникам;
-
учить культуре обращения с книгой;
-
создавать условия для воспитания уважительного отношения к книгам, желание беречь и заботиться о книгах.
-
формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
-
провести анализ содержания проблемы;
-
содействовать сохранению и продлению срока службы школьных учебников;
-
способствовать реализации развития активной гражданской позиции.
Оборудование:
Иллюстрированный материал, раскрывающий данную тему.
Ход мероприятия:
Главный помощник в учебе — учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему-
Будь благодарен за это ему!
Каждый год первого сентября миллионы ребят садятся за школьные парты. И верными их друзьями и помощниками с первого класса и до последнего становятся учебники. Только в общеобразовательной школе насчитывается около ста наименований учебников и пособий. Работники издательств и полиграфических предприятий стремятся дать школьникам умные, добротные, красочные, долговечные книги, талантливо оформленные, изготовленные по самой передовой технологии, с использованием лучших сортов бумаги, современных переплетных материалов, синтетических пленок. То есть такие, которые должны жить долго и хорошо служить ученику. Библиотечные учебники – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними, несколько поколений учащихся. Поэтому главная задача учащихся – сохранить каждый учебник, тем самым обеспечить сохранность библиотечного фонда. А это значит, что каждый школьник должен не только бережно относиться к книге, но и вовремя отремонтировать, восстановить повреждённый или изношенный учебник, оставить его пригодным для использования в будущем учебном году.
Дорогие ребята!
Каждый день вы берете в руки учебники, которые открывают вам путь к вершинам познания. Смело вступайте в увлекательный мир знаний. Образование, которое вы получите, станет вашим богатством, на всем этом пути рядом с вами будет ваш учебник. Учебник ваш друг и помощник. В его создание вложен труд многих людей. Помните, что после вас им будут пользоваться ваши младшие товарищи. Бережно и аккуратно сохраняйте его. Постарайтесь сохранить учебные книги как можно лучше, относитесь к ним аккуратно и бережно.
Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. За них сражались, их сжигали, теряли, находили, спасали от вражеского нашествия, как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Но именно — кажется! В ней, а особенно в школьной библиотеке, собрана энергетика многих людей – от учёного до ученика. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем её. Создание книги, требует труда многих людей: учёных, учителей, писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Как же сохранить результат их нелёгкого труда?
Главная книга в школьной библиотеке – «Учебник»! Учебник – это тоже книга, только книга учебная. Фонд учебной литературы в нашей школе составляет более 20000 экземпляров. Учебник рассчитан на пятилетний срок обучения. А как же живется учебнику? Книги библиотечные и учебники – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но только на определенное время, в соответствии с правилами библиотеки. Учебником же приходится пользоваться на протяжении всего учебного года. Главная задача, поставленная перед учащимися — сохранить их. Сохранность учебников — обязанность каждого ученика. Те учебники, в которых есть закладка, сохраняются намного лучше. Намного дольше этими учебниками будут пользоваться и другие учащиеся. Постарайтесь сохранить учебные книги как можно лучше, относитесь к ним аккуратно и бережно.
Дорогие ребята!
Дают вам учебники в школах бесплатно.
И это, конечно же, очень приятно.
Но в этой приятности что неприятно:
Весною учебник сдается обратно…
Памятка «Как обращаться с учебником»:
Эти правила знают многие ученики, но не все и не всегда выполняют их. Ответьте на следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты, сколько стоит новый учебник?
2. Огорчаешься ли, если получаешь учебники не в хорошем состоянии?
3. Стремишься ли ты сохранить учебники в хорошем состоянии?
4. Одинаково ли ты бережёшь собственные книги и выданные учебники?
5. Ремонтируешь ли ты учебники?
6. Делаешь ли ты к учебникам закладки?
Чтоб книжка обошлась
Без помощи лечебника,
Знайте, дети, хорошо
Просьбу всех учебников:
Береги меня везде.
Я – надежный твой помощник
И в учебе, и в труде.
Меня ты аккуратно оберни,
Листки загнулись – быстро разогни.
Пришей мне понаряднее закладку.
Чтоб не расклеился – не суй в меня тетрадку!
Читай меня ты аккуратно,
Ведь аккуратность мне приятна.
Быть книги чистыми должны,
Им руки чистые нужны.
Пусть я всегда опрятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь,
Читая, пальцы не слюнявь.
Мой переплет не выгибай,
Мне корешок не поломай!
Когда изорван корешок
И все страницы в пятнах разных,
То внешний вид мой безобразный
Других детишек отпугнет.
Твой учебник – не альбом!
Рисовать не надо в нем!
Бейся над любой задачкой,
Но учебник не испачкай!
С учебником мы ценим радость встреч,
Он нас уводит в мир открытий ярких,
Давайте ж будем так его беречь,
Чтоб был, как типографский, без помарки!
Нужен весь учебный год
За учебником уход,
Чтоб чистым, неизмятым
Он пришел к другим ребятам!
Постарайтесь сохранить учебные книги как можно лучше, относитесь к ним аккуратно и бережно.
Желаю успехов в изучении школьных предметов!
Использованная литература:
-
Говоров, А.А., Куприянова, Т. Г. История книги. — М.: Светотон, 2001. — 400 с.
-
Егорова Т.С., Журнал «Начальная школа» №8 за 1992г. Утренник: «Береги книги».
-
Сидоров, А.А. Книга и культура. — М.: Наука, 1979. — 287 с.
-
Школьная библиотека и музей истории книги – образовательное пространство школы. : Библиотечное пространство новой современной школы.-М.: Школьная книга, 2010., с. 15-20.
-
http://miryarche.ru/podelki/krasivye-zakladki-dlya-knig-i-uchebnikov-svoimi-rukami-v-podarok-na-1-sentyabrya.html — Красивые закладки для книг и учебников своими руками в подарок, (октябрь-декабрь).
-
http://teamcreative.ru/blog/zakladki — Закладки для книг, (октябрь-декабрь).
-
http://zankovva.com/MHB/MHB.htm — Школьная библиотека, (декабрь).