МБОУ «Бикбардинская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок в малокомплектном 3-4 классе
4-ая четверть, 10 апреля 2012 года
Учитель: Бадртдинова Р. А.
4 класс Урок математики Тема: Уравнение. Способы решения уравнений Цели: познакомить учащихся с уравнениями; учить решать уравнения; повторить правила нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления; развивать умение анализировать и выделять существенные признаки. | ||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||
— Начнём урок русского языка в 3-м классе и урок математики в 4-м классе. — Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Выразите свои ожидания предложением «Я хочу….» (учащиеся высказывают свои ожидания) — Я думаю, что у вас всё сегодня получится, поэтому предлагаю вам девиз сегодняшнего урока: «Всё получится!» | ||||||||||||||||||||||
Третий класс сегодня продолжают работу по теме «учимся правильно употреблять слова». |
| — А четвёртый класс начинают сегодня новую тему.
|
| |||||||||||||||||||
— Давайте напомним себе ещё раз, два правила любой учебной деятельности. Чтобы чему-то научиться нужно: — Понять, чего я не знаю. — Сам найду способ. — А начнём мы урок с повторения. Для чего? Что мы будем повторять? (То, что нам понадобится для изучения нового) — Помогать вам в работе сегодня будет план-задание на урок, который лежит у вас на парте. -Итак, начинаем работу. Обратите внимание на первое задание. | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
|
| 1. Рассмотрите выражения, разделите их на группы. Работаем в паре. Каждый участник предлагает свой вариант. Выслушиваем друг друга, договариваемся и принимаем общее решение : 85 + 23=108 __ + 36 = 94 75 — ___ = 19 41 + 23>54 24 : 12 = 2 37 < 62 – 20 Х + 90 = 180
| — Слушают задание | |||||||||||||||||||
1. Прочитайте записанные на доске слова, сравните: Текст Изложение Веточка Почки Листочки — Что вы можете сказать об этих словах. Чем они похожи, а чем отличаются?
— Подберите устно имена прилагательные к этим словам. 3. Определение темы урока и постановка цели: — Посмотрите на слова ещё раз, уточните тему урока. Чем вы будете сегодня заниматься? — Действительно, сегодня мы с вами будем учиться писать изложение. Как вы понимаете смысл вашей работы? — А для чего нужно уметь писать изложение? А как такой вид работы поможет нам с вами научиться правильно, употреблять слова? — Запишите в тетрадях число, классная работа, изложение. — Итак, мы с вами учимся писать изложение. Давайте составим для себя памятку, как писать изложения. Что нужно сделать в первую очередь, как вы думаете? (Учитель записывает на доске первый пункт плана: 1. Прочитай текст. — Познакомьтесь с текстом. Выполните задание №2, обсудите в паре.
|
— Это имена существительные разного рода и числа. Текст – м.р., ед. ч. Изложение – ср.р., ед. ч. Веточка – ж.р., ед. ч. Почки – мн.ч., ж. р. Листочки – мн.ч., м.р. — Предлагают свои варианты словосочетаний.
— Писать изложение текста о веточке, почках, листочках
— Мы должны будем прочитать текст, запомнить его и записать, как запомнили. — Узнаём новые слова, учимся правильно строить предложения.
— Оформляют запись в тетради.
— Прочитать текст.
|
| — Работают в парах | |||||||||||||||||||
| Работают самостоятельно. На карточке задание № 2»: 2. Вопросы к тексту: – Почему ветки деревьев падали на снег? – Как поступила Оля с веточкой? – Как изменилась ветка в комнате? – Что в конце произошло с веткой? — Определите тему текста. Выделите главную мысль. Озаглавьте текст по главной мысли или теме текста. Запишите заголовок.
| — Давайте проверим, что у вас получилось. На какие группы вы разделили выражения? Запишите на доске.
3. Выявление места и причины затруднения: — Какое возникло затруднение. Почему?
— Кто знает, как называется такое выражение? Откуда вы знаете? — Итак, определите тему нашего урока? — Какую цель мы поставим перед собой? — Какие задачи?
— Запишите в тетради число, тему урока. | — Объясняют: Первый вариант разделения: 1 группа – равенства, 2 группа — неравенства Второй вариант: 1 группа – равенства с известными числами 2 группа – равенства с неизвестными числами 3 группа – неравенства.
— Куда определить запись Х + 90 = 180. Мы не знаем такие выражения. — Это уравнение, мы встречали его в тесте.
— Уравнения
— Познакомиться с уравнениями. — Узнать, что такое уравнение. — Научиться их решать.
| |||||||||||||||||||
— Тема текста? (Мёрзлая веточка) Главная мысль? (Веточка проснулась!) Как вы озаглавили этот текст? — Дополним нашу памятку. Что вы делали, после того, как прочитали текст? (Дописывает на доске следующие пункты плана: 2. Определи тему, главную мысль. 3. Запиши заголовок текста. — Я предлагаю вам составить план этого текста. Как вы думаете для чего он нужен? — Выполните задание № 3, определите, сколько частей в тексте? О чём говорится в каждой из частей?
|
— Зачитывают выбранные заголовки текста. ( — Определяли тему, главную мысль, придумали заголовок.
— Поможет понять текст, запомнить
|
| — записывают в тетрадях | |||||||||||||||||||
4. Составь план текста, запиши.
— Есть ли в этом тексте интересные выражения, эпитеты, сравнения? — Каким будет следующий пункт нашего плана? 5. Выпиши интересные словосочетания, выражения. 6. Подчеркните в тексте слова с орфограммами. – Почему о ветке сказано, что она была будто стеклянная. Что создавало это впечатление? – Какое слово употреблено в тексте, чтобы подчеркнуть, что ветка живая?
– Подберите имена прилагательных из текста к словам, запишите полученные словосочетания: Зима (какая?)… прутья ( ) … ветки ( ) … почки ( ) … ветка( ) … кожура ( ) … — Далее работаете по карточке. | — Выполняют задание № 3. Читают текст по частям, определяют, о чём говорится в каждой части его. составляют и записывают примерный план совместно с учителем. 1) Стеклянная ветка. 2) Ветка оттаяла. 3) Оля забыла о ветке. 4) Ветка проснулась.
—
| 4. Построение проекта выхода из затруднения. — Рассмотрите это выражение внимательно. Что такое уравнения? — Чтобы разобраться, я предлагаю вам выполнить задание № 457, стр. 139 учебника. 1.Прочитай задание, запиши выражения в виде равенств с «окошками». Чтобы найти задуманное число заполни пропуски в рассуждениях. Тебе поможет задание №18, стр.7
|
— Предлагают свои варианты ответа на этот вопрос.
— Выполняют самостоятельно задание на карточке. — Света задумала число. Если это число: А) уменьшить на 12, то получится 78.
2. Применяю правило: Чтобы узнать …, надо ……
Поэтому: к 78 … 12. Значит, задуманное число – … 4. Проверяю. Б) увеличить в 5 раз, то получится 450.
Неизвестное число здесь –…. Чтобы узнать …, надо …… Поэтому: 450 … 5 Значит, задуманное число – … В) уменьшить в 2 раза, то получится 45.
Неизвестное число здесь –…. Чтобы узнать …, надо …… Поэтому: 45 … 2 Значит, задуманное число – … Г) увеличить на 12, то получится 102.
Неизвестное число здесь –…. Чтобы узнать …, надо …… Поэтому: 45 … 2 Значит, задуманное число – …
| |||||||||||||||||||
| Работают по карточке самостоятельно: — Проверяют «ошибкоопасные» места, записывают данные слова в строчку, решая орфографические задачи: Хру..кие, подн..ла, в..дны, ст..яла, выск..чили, з..леные, в..сенний.
| — Давайте проверим. Вы записали эти предложения в виде равенств с окошками. Вот такие равенства получились у Миши. Проверьте, поставьте +, если у вас такие же равенства.
— Какое число было задумано? Проверьте свои рассуждения по эталону. Поставьте + если у вас такие же ответы. — Оцените свою работу. Если у вы правильно составили все выражения, и правильно записали рассуждения, у вас 8 плюсов – «5». — Если у вас 7-6 плюсов – «4» — Если у вас 5-4 плюса – «3». — Если меньше 4 – «2».
| — Сверяются по эталону, зачитывают по очереди вслух, проверяют.
| |||||||||||||||||||
— Дополним памятку: 7. Перескажи текст 8. Напиши изложение 9. Проверь по эталону. | — дополняют памятку |
| — Оценивают свою работу.
| |||||||||||||||||||
| — Пересказывают друг другу текст, опираясь на план, словосочетания и слова, записанные в тетради. —
|
— Маша, выполняя это задания, записала вот такие математические выражения: Х – 12 = 78 У * 5 = 450 А : 2 = 45 С + 12 = 102 — Как вы думаете, правильно ли она выполнила это задание? Почему? Чем они похожи на выражения, записанные Мишей. Чем отличаются? Запишите парами. — Давайте дадим определение, что такое уравнение. Стр. 139. Прочитайте текст
|
— Это тоже равенства, есть неизвестное число, только оно обозначено не окошком, а буквой.
— Уравнение — это равенство, в котором есть неизвестное число. | |||||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта | ||||||||||||||||||||||
| Пишут изложение текста с последующей проверкой. | — Проверим, хорошо ли мы усвоили, что такое уравнение. № 458, стр. 140. Среди предложенных записей выписать только уравнения. — Как вы докажите, что это уравнения? | — Работают индивидуально, выписывают уравнения.
— Это должны быть равенства, с неизвестным числом. | |||||||||||||||||||
|
| Проверка с записью на доске. На какие существенные признаки вы ориентировались, чтобы выделить уравнения — Оцените себя, поставьте + за каждое правильно выписанное выражение 4 + — «5» 3 + — «4» 2+ — «3»
| — Выписывают на доске, доказывают. Уравнения: 2 · x + 3 · 4 = 8 532 · а = 2128 (y – 3) · 5 – 875 = 210 x = 15 · 17 Равенства: 8000 + 60 = 8060 Неравенства: x + 15 > 7 Выражения: (x + 20) – 4 467 + 3008 1200 – x + 387 x + (30 + 45) (Это равенство с неизвестным числом.) | |||||||||||||||||||
|
| — Соотносим с целью урока. — Узнали, что такое уравнение? — Какая ещё стояла цель перед нами? — А что значит решить уравнение? Если это равенство с неизвестным числом, то значит нужно найти … Но есть одно важное условие. Прочитайте текст на стр. 141. Какое число нужно найти? Как оно называется? — Да, чтобы правая и левая часть уравнялись, стали равными. — Посмотрите Миша и Маша решили уравнения, но допустили ошибку. — Найдите ошибку. |
— Научиться решать уравнения
— надо найти это число
— Чтобы получить верное числовое равенство. — Корень уравнения. | |||||||||||||||||||
. | — Проверка работы |
| — Выполняют № 459. | |||||||||||||||||||
— Оцените свою работу по двум критериям, двумя отметками: 1)Полнота и точность изложения; Я точно и полно передал содержание – «5» Я точно передал содержание, по плану, но не полно – «4» Я не точно и не полно передал содержание, пропустив один пункт плана «3» Я не точно и не полно передал содержание, пропустив два и более пунктов плана – «2» 2)грамотность, аккуратность: Оцени свою грамтность: Ни одной ошибки – «5» Одна- две ошибки – «4» Три –пять ошибок – «3» Больше пяти ошибок «2»
— Научились писать изложения. Что было самым трудным? | — Оценивают | — Чем все выражения похожи? Чем отличаются?
— Все уравнения решаются по одному общему плану, алгоритму. Рассуждения те, же что и при решении выражений с окошками. — Вспомните, как решал Миша. Что нужно сделать сначала? 1. Выделяю неизвестное 2. Применяю правило. 3. Выполняю вычисления. 4. Проверяю. — Объясните, используя схему решение первого уравнения. (коллективно) _ Второе у доски один ученик, фронтально. — Третье каждый сам, потом проговаривая друг другу. – Какое уравнение решено неправильно? – Запишите верное решение уравнения с объяснением самостоятельно. с + 12 = 102.
| — Это уравнения, есть неизвестное число. Запись похожа. Корень уравнения одинаковый.
При решении уравнения сначала выделяется неизвестное число, затем в обобщенном виде излагается способ действия (правило нахождения неизвестного компонента) и затем выполняются вычисления. x – 12 = 78. Здесь неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к значению разности прибавить вычитаемое: x = 78 + 12. Выполняем вычисления: x = 90. Затем проверяем. Вместо x в уравнение записывается число 90, находится значение выражения: 90 – 12 = 78. Если получается верное равенство, значит, уравнение решено правильно. Можно выполнить такую запись: 90 = 90, то есть левая часть уравнения равна правой.
| |||||||||||||||||||
|
| — Давайте соотнесём с целью урока. Мы узнали, что такое уравнение? Научились их решать? — А для чего нужно уметь решать уравнения? В каких заданиях вам приходится искать неизвестное число? — Это и будет темой нашего следующего урока. |
— В задачах. Для решения задач. | |||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||
— Найдите на карточках две лесенки успеха: Я знаю Я умею Отметьте, где вы на этой лесенке. — Поделитесь своей оценкой. Нарисуйте смайлик, оцените своё настроение: — Я доволен собой, у меня всё получилось. — Я доволен собой, у меня не всё получилось, но я старался — Я недоволен собой, у меня ничего не получилось. — Поделитесь своим настроением. | ||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||
Домашнее задание: описать несколькими предложениями свою любимую игрушку.
|
| Стр. 27 печатной тетради, № 56 |
|