Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пожарская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

Организация и проведение учебного занятия

« Наши пернатые друзья»

Программа дополнительного образования

« Земля — наш дом»

Автор: Потапова Марина Николаевна

руководитель кружка « Земля- наш дом»

с. Пожарки

2014 год

Аннотация

Методическая разработка «Наши пернатые друзья» способствует обобщению знаний о жизни птиц по разделу « Пернатые жители» программы « Земля — наш дом» I года обучения. Занятие не оставит никого равнодушным. Данная методическая разработка может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности с целью проведения праздника в рамках экологического календаря (1 апреля – Международный День Птиц).

Разработка состоит из следующих разделов:

  1. Пояснительная записка.

  2. Методические советы на подготовительный период.

  3. Методические советы по проведению занятия.

  4. Ход проведения занятия

  5. Литература.

  6. Приложение.

Пояснительная записка

Цель: привлечь внимание детей к жизни пернатых обитателей нашей страны.

Задачи:

  1. Образовательная — обобщить знания о красоте и многообразии птиц нашей страны; открыть мир пернатых с его «хлопотами» и «заботами» через перевоплощение детей в птиц;

  2. Развивающая – способствовать развитию активности детей, познавательного интереса, воображения; продолжить развитие основных мыслительных процессов (анализ, выбор, принятие решения и др.)

  3. Воспитательная — пробудить в детях желание помогать птицам, заботиться о хрупких и прекрасных пернатых существах; продолжить формирование эстетического восприятия природы родного края.

Тип занятия – обобщение

Форма проведения занятия: игровая программа

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, иллюстративный

Возраст: 6-7 лет

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

аудиозапись с голосами птиц , песня «Просьба» (музыка А. Пахмутовой, слова Р. Рождественского)

расслабляющая музыка (любая).

Наглядные пособия: презентация, карточки с изображениями птиц для игры – тренинга, «шапочки»(ободки) с изображением птиц, рисунки детей про птиц.

Материалы и инструменты: ножницы, клей, картон, пластилин, прутики, солома, перья, пух.

Методические советы на подготовительный период

До начала занятий руководитель должен подготовить: класс, где будет проведено вводное занятие (проветрить помещение, проверить расстановку столов и стульев); список кружковцев, а также нужное количество материалов и инструментов. Сделать выставку рисунков с птицами. Для того, чтобы занятие было интересным, желательно провести его с использованием всех средств наглядности. Руководителю следует заранее позаботиться о соответствующей проекционной аппаратуре, штор затемнения, а также места для экрана и стендов для наглядности .

Методические советы по проведению занятия

Учителю необходимо стараться вовлекать детей в игровую деятельность, учить логически, мыслить, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться дать правильный ответ. Каждый ребенок должен попробовать догадаться, рассудить, ответить и внести свой вклад в изготовление изделия . Стараться, чтобы каждый участник кружка чувствовал успешность в выполнении заданий, развивать желание оказывать взаимопомощь.

План мероприятия.

  1. Оргмомент -1мин.

  2. Вводная часть-3мин.

III.Основная часть- 8мин.

V.Физкультминутка-1мин.

VI. Основная часть (продолжение)- 3мин.

VII.Практическая работа-15мин

VIII.Рефлексия-4мин

Ход проведения занятия

Этап

время

Содержание

Обоснование

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Оргмомент

1 мин

— Здравствуйте, ребята. Посмотрите за окно. Какая сегодня чудесная погода.

-Давайте, друзья отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг. То для вас новое чудо!

Дети приветствуют учителя

Эмоционально-психологический настрой детей на занятие

II. Вводная часть занятия

3 мин

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

— О каком чуде природы мы сегодня будем говорить, и вспоминать вы узнаете из загадки. Слушаем!

Сниться ночью пауку

Чудо — юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит- плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это( птица)

— Тема нашего занятия « Наши пернатые друзья».

-Давайте вспомним, кто такие птицы.

1. Птицы- это песнь и полёт! Это голоса наши лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днём и ночью.

2. Птицы-дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков, гор, перелететь через пустыню и море.

3. Птицы-дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

4. Птицы- верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

5. Птицы — это тайна и красота. Птицы- наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Дети отгадывают загадку

Определение темы занятия.

Заинтересовать детей темой занятия

III. Основная часть

8 мин

Слайды птиц:

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

— Действительно, птицы везде – над нами, вокруг нас ,вдали вас, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много.

Они шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами.

-Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов).

-От того какие звуки издают птицы или как выглядят, как передвигаются они получили своё название. Предлагаю вам игру, где вы должны угадать птицу.

1. Игра « Знатоки птиц» ( 3 мин)

(Учитель показывает слайды птиц).

2. Отгадывание кроссворда. ( 4 мин)

-Ребята , на какие две группы делятся птицы?

-Куда улетают перелётные птицы?

— Почему?

-Давайте вспомним, как называется наука, изучающая жизнь птиц, разгадав кроссворд.

-Слушайте загадки про птиц (учитель читает загадки).

1.У неё глаза большие,

Хищный клюв- всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

2.Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения!

3.Окраска сероватая,

Повадка- вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона. Это…

4.Спинка зеленоватая

Животиком желтоватая,

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка.

5.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит

Голоском речистый,

Клё! Клё!Клё!- поёт со свистом.

6. Он прилетает каждый год .

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

7.Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал,

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь- и был таков.

8.Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец

Дни и ночи напролёт

Он поёт, поёт, поёт.

9.Сероспинный, красногрудый.

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды

С первым снегом прилетает.

10. Серенькая птичка,

Птичка-невеличка

Шеей вертишь ты всегда

Разве в этом есть нужда?

11. Кто в беретке ярко- красной

В чёрной курточке атласной

На меня он не глядит

Всё стучит ,стучит, стучит.

( появляются слова после отгадки)

— Итак, это наука-орнитология.

3.Игра « Кто есть кто?» ( 1 мин)

-Ребята ,вы знаете, что каждая птица имеет название. Но некоторым птицам учёные дали второе название, из-за их повадок.

-Предлагаю вам игру « Кто есть кто?»

(На ответы детей появляется стрелка, указывающая правильный ответ)

Птица -рыболов соловей

Птица- плотник ласточка

Птица-строитель поползень

Лесная кошка баклан

Птица –акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Дети отвечают

« синь- синь» посвистывает синица

«чи-чи,чи-чи»-вторит ей чиж

« гра- гра»- представляется грач

сквор-сквор»- поют скворцы

(горихвостка названа за свой хвост красного цвета, который всё время вздрагивает, как бы вспыхивает, горит)

зяблик прилетает и улетает в зябкое время

клёст произошло от старого слова « клестить», т.е сжимать

свиристель- от слова « свирест» со значением « свист»

цапля происходт от глагола чапати-медленно передвигаться

Перелётные и зимующие.

На юг.

Там больше корма.

Сова

Жаворонок

Ворона

Синица

Клёст

Скворец

Пеликан

Соловей

Снегирь

Вертишейка

Дятел

Дети отвечают

Развивать память, мышление, речь

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

IV. Физкультминутка

1 мин

Мы летим под облаками,

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка.

И дома, и человечки ( махать руками как крыльями)

Мы летать устали что-то,

Приземлились на болото.(несколько глубоких приседаний)

Снятие мышечного напряжения

V. Основная часть (продолжение)

3 мин

4.Игра – тренинг «Перевоплощение» ( 1мин)

А сейчас я вам предлагаю, на некоторое время самим стать птицами.

(Звучит расслабляющая музыка)

— Я попрошу вас сейчас закрыть глаза. (Каждый ребенок получает заранее подготовленную карточку с изображением и надписью той или иной птицы. Дети «превращаются» в птиц).

А теперь откройте глаза.

-Здравствуйте , птицы! Взгляните в «зеркало» (карточки), в котором вы увидите свой новый образ и узнаете кем вы стали на время нашего занятия.

( приложение 1)

5.Игра «Прилетели птицы». (2мин)

Я хочу знать, какие же птицы прилетели к нам в гости.

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, а не себя и своих пернатых родственников, то громко хлопайте крыльями и топайте ногами!

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

аисты, вороны,

галки, макароны

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

аисты, вороны,

мухи и стрижи.

— Что неправильно? А мухи –кто?

— И ещё раз

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки,

Даже совы- сплюшки

Лебеди и утки

И спасибо шутке.

Дети закрывают глаза.

Дети открывают глаза

Дети смотрят на карточки

Дети машут» крыльями»-руками и топают ногами

Насекомые

развитие фонематического слуха.

Развитие внимания, снятие мышечного напряжения

VI. Практическая работа. Изготовление птичьих гнёзд

15мин.

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

-Давайте продолжим играть свою роль.

-Скажите, ребята, какие «хлопоты» ожидают вас, когда вы возвращаетесь домой с юга?

-Посмотрите ,какие бывают гнёзда птиц.

— Вороны, грачи делают свои гнёзда на деревьях из прутиков.

-Перепел, гуси, утки из соломы.

— Ласточки лепят гнёзда из земли, глины на карнизе дома

Вот и я вам предлагаю сейчас сделать гнёзда из материала , который вы принесли на урок. (У детей прутики, солома, пух ,перья. пластилин, картон,клей).

Мы сегодня познакомились друг с другом. Давайте закрепим нашу дружбу и поможем друг другу свить гнезда. Одна группа будет делать гнездо из веточек, а другая из соломы.

6. Инструктаж по ТБ

— Какие правила безопасности мы должны соблюдать при работе с ножницами?

Будьте осторожны при работе с природными материалами. Работайте осторожно, держа их перед собой, не пораньте своего соседа.

Начинаем «вить» свои гнезда и постарайтесь проявить фантазию.

( Учитель помогает, направляет, советует)

— Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Молодцы! Вы хорошо потрудились.

Мы делаем гнёзда и выводим птенцов.

Ребята садятся группами

На парте ножницы должны лежать острым концом к себе, передавать ножницы соседу тупым концом, не размахивать при работе.

Дети «вьют» гнёзда

Показ работ

Привития трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи

Развитие мелкой моторики кистей рук

VII.Рефлексия

4 мин

Слайд 21

-Ребята, чтобы подвести итог нашего занятия, мы должны обратно перевоплотиться.

— Закрываем глаза.

(Звучит расслабляющая музыка)

— Открываем глаза и я рада вас видеть всех снова.

В завершении нашего занятия, я хочу, чтобы вы послушали песню «Просьба» и запомнили её слова, в которых звучит призыв ко всем людям беречь и любить родную природу.

(Звучит песня «Просьба» Музыка А. Пахмутовой, слова Р. Рождественского)

Просьба.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц- не небо,

А море без рыб – не море,

А земля без зверей – не земля.

Люди- исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди- человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица.

Всем спасибо! До свидания!

Дети закрывают глаза.

Дети открывают глаза

Дети слушают песню.

Привитие любви и познавательного интереса к жизни пернатых, заботливого отношения к ним

Используемая литература:

  1. Брэм А. Э. Жизнь животных (в 3 томах) /под ред. А. М. Никольского. – М.: «Терра», 1992

  2. Дж Корнелл. Радуясь природе – игры и занятия на природе для всех возрастов // Вестник АсЭкО, № 2, 3, 2004.

  3. Гагарин А. В. Воспитание природой // Биология в школе, № 3-4, 2003. — С. 20- 25.

4.Бёме Р.Л. Птицы/Р.Л.Бёме, В.Л.Динец,В.Е.Флинт, А,Е. Черенков.-М.: ABF, 2009 – 430с.

5.Прокопенко М.С. Когда смеются птицы? – М.: Сварог, 2008 – 264с.

6.Никитна Б.А.Развивающие экологические игры в школе и не только. Самара .,2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игровые карточки для «перевоплощения»

СОРОКА

ВОРОНА

СОВА

ЛАСТОЧКА

ЧАЙКА

СТРИЖ

УТКА

СОКОЛ

ГОЛУБЬ

ЦАПЛЯ

АИСТ

ВОРОБЕЙ

СОЛОВЕЙ

ЖАВОРОНОК

КУКУШКА

СОВА

УТКА

СИНИЦА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here