Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пожарская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка
Организация и проведение учебного занятия
« Наши пернатые друзья»
Программа дополнительного образования
« Земля — наш дом»
Автор: Потапова Марина Николаевна
руководитель кружка « Земля- наш дом»
с. Пожарки
2014 год
Аннотация
Методическая разработка «Наши пернатые друзья» способствует обобщению знаний о жизни птиц по разделу « Пернатые жители» программы « Земля — наш дом» I года обучения. Занятие не оставит никого равнодушным. Данная методическая разработка может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности с целью проведения праздника в рамках экологического календаря (1 апреля – Международный День Птиц).
Разработка состоит из следующих разделов:
-
Пояснительная записка.
-
Методические советы на подготовительный период.
-
Методические советы по проведению занятия.
-
Ход проведения занятия
-
Литература.
-
Приложение.
Пояснительная записка
Цель: привлечь внимание детей к жизни пернатых обитателей нашей страны.
Задачи:
-
Образовательная — обобщить знания о красоте и многообразии птиц нашей страны; открыть мир пернатых с его «хлопотами» и «заботами» через перевоплощение детей в птиц;
-
Развивающая – способствовать развитию активности детей, познавательного интереса, воображения; продолжить развитие основных мыслительных процессов (анализ, выбор, принятие решения и др.)
-
Воспитательная — пробудить в детях желание помогать птицам, заботиться о хрупких и прекрасных пернатых существах; продолжить формирование эстетического восприятия природы родного края.
Тип занятия – обобщение
Форма проведения занятия: игровая программа
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, иллюстративный
Возраст: 6-7 лет
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,
аудиозапись с голосами птиц , песня «Просьба» (музыка А. Пахмутовой, слова Р. Рождественского)
расслабляющая музыка (любая).
Наглядные пособия: презентация, карточки с изображениями птиц для игры – тренинга, «шапочки»(ободки) с изображением птиц, рисунки детей про птиц.
Материалы и инструменты: ножницы, клей, картон, пластилин, прутики, солома, перья, пух.
Методические советы на подготовительный период
До начала занятий руководитель должен подготовить: класс, где будет проведено вводное занятие (проветрить помещение, проверить расстановку столов и стульев); список кружковцев, а также нужное количество материалов и инструментов. Сделать выставку рисунков с птицами. Для того, чтобы занятие было интересным, желательно провести его с использованием всех средств наглядности. Руководителю следует заранее позаботиться о соответствующей проекционной аппаратуре, штор затемнения, а также места для экрана и стендов для наглядности .
Методические советы по проведению занятия
Учителю необходимо стараться вовлекать детей в игровую деятельность, учить логически, мыслить, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться дать правильный ответ. Каждый ребенок должен попробовать догадаться, рассудить, ответить и внести свой вклад в изготовление изделия . Стараться, чтобы каждый участник кружка чувствовал успешность в выполнении заданий, развивать желание оказывать взаимопомощь.
План мероприятия.
-
Оргмомент -1мин.
-
Вводная часть-3мин.
III.Основная часть- 8мин.
V.Физкультминутка-1мин.
VI. Основная часть (продолжение)- 3мин.
VII.Практическая работа-15мин
VIII.Рефлексия-4мин
Ход проведения занятия
Содержание
| Обоснование | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
I.Оргмомент
1 мин | — Здравствуйте, ребята. Посмотрите за окно. Какая сегодня чудесная погода. -Давайте, друзья отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг. То для вас новое чудо! | Дети приветствуют учителя | Эмоционально-психологический настрой детей на занятие |
II. Вводная часть занятия
3 мин
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 | — О каком чуде природы мы сегодня будем говорить, и вспоминать вы узнаете из загадки. Слушаем!
Сниться ночью пауку Чудо — юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетит- плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это( птица)
— Тема нашего занятия « Наши пернатые друзья». -Давайте вспомним, кто такие птицы. 1. Птицы- это песнь и полёт! Это голоса наши лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днём и ночью. 2. Птицы-дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков, гор, перелететь через пустыню и море. 3. Птицы-дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. 4. Птицы- верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов. 5. Птицы — это тайна и красота. Птицы- наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
| Дети отгадывают загадку | Определение темы занятия.
Заинтересовать детей темой занятия
|
III. Основная часть
8 мин
Слайды птиц:
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
| — Действительно, птицы везде – над нами, вокруг нас ,вдали вас, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Они шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. -Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов).
-От того какие звуки издают птицы или как выглядят, как передвигаются они получили своё название. Предлагаю вам игру, где вы должны угадать птицу. 1. Игра « Знатоки птиц» ( 3 мин)
(Учитель показывает слайды птиц).
2. Отгадывание кроссворда. ( 4 мин) -Ребята , на какие две группы делятся птицы? -Куда улетают перелётные птицы? — Почему?
-Давайте вспомним, как называется наука, изучающая жизнь птиц, разгадав кроссворд.
-Слушайте загадки про птиц (учитель читает загадки). 1.У неё глаза большие, Хищный клюв- всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днём.
2.Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песня и полёт Вошли в стихотворения!
3.Окраска сероватая, Повадка- вороватая, Крикунья хрипловатая- Известная персона. Это…
4.Спинка зеленоватая Животиком желтоватая, Чёрненькая шапочка И полоска галстучка.
5.Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит Голоском речистый, Клё! Клё!Клё!- поёт со свистом.
6. Он прилетает каждый год . Туда, где домик его ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет.
7.Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбёшкой набивал, Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь- и был таков.
8.Прилетел к нам наконец Лучший наш певец Дни и ночи напролёт Он поёт, поёт, поёт.
9.Сероспинный, красногрудый. В зимних рощах обитает, Не боится он простуды С первым снегом прилетает.
10. Серенькая птичка, Птичка-невеличка Шеей вертишь ты всегда Разве в этом есть нужда?
11. Кто в беретке ярко- красной В чёрной курточке атласной На меня он не глядит Всё стучит ,стучит, стучит. ( появляются слова после отгадки) — Итак, это наука-орнитология.
3.Игра « Кто есть кто?» ( 1 мин) -Ребята ,вы знаете, что каждая птица имеет название. Но некоторым птицам учёные дали второе название, из-за их повадок. -Предлагаю вам игру « Кто есть кто?» (На ответы детей появляется стрелка, указывающая правильный ответ)
Птица -рыболов соловей Птица- плотник ласточка Птица-строитель поползень Лесная кошка баклан Птица –акробат иволга Пернатый солист кукушка Ночной хищник дятел Легкомысленная мамаша сова
|
Дети отвечают
« синь- синь» посвистывает синица «чи-чи,чи-чи»-вторит ей чиж
« гра- гра»- представляется грач сквор-сквор»- поют скворцы
(горихвостка названа за свой хвост красного цвета, который всё время вздрагивает, как бы вспыхивает, горит) зяблик прилетает и улетает в зябкое время клёст произошло от старого слова « клестить», т.е сжимать свиристель- от слова « свирест» со значением « свист» цапля происходт от глагола чапати-медленно передвигаться
Перелётные и зимующие.
На юг. Там больше корма.
Сова
Жаворонок
Ворона
Синица
Клёст
Скворец
Пеликан
Соловей
Снегирь
Вертишейка
Дятел
Дети отвечают |
Развивать память, мышление, речь
Развитие логического мышления
Развитие логического мышления
|
IV. Физкультминутка 1 мин | Мы летим под облаками, Мы летим под облаками, А земля плывёт под нами: Роща, поле, сад и речка. И дома, и человечки ( махать руками как крыльями) Мы летать устали что-то, Приземлились на болото.(несколько глубоких приседаний) |
| Снятие мышечного напряжения |
V. Основная часть (продолжение) 3 мин
| 4.Игра – тренинг «Перевоплощение» ( 1мин) — А сейчас я вам предлагаю, на некоторое время самим стать птицами. (Звучит расслабляющая музыка)
— Я попрошу вас сейчас закрыть глаза. (Каждый ребенок получает заранее подготовленную карточку с изображением и надписью той или иной птицы. Дети «превращаются» в птиц). — А теперь откройте глаза. -Здравствуйте , птицы! Взгляните в «зеркало» (карточки), в котором вы увидите свой новый образ и узнаете кем вы стали на время нашего занятия.
( приложение 1)
5.Игра «Прилетели птицы». (2мин) —Я хочу знать, какие же птицы прилетели к нам в гости. Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, а не себя и своих пернатых родственников, то громко хлопайте крыльями и топайте ногами!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи. — Что неправильно? А мухи –кто? — И ещё раз Прилетели птицы: голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки, Даже совы- сплюшки Лебеди и утки И спасибо шутке.
|
Дети закрывают глаза.
Дети открывают глаза
Дети смотрят на карточки
Дети машут» крыльями»-руками и топают ногами
Насекомые |
развитие фонематического слуха.
Развитие внимания, снятие мышечного напряжения |
VI. Практическая работа. Изготовление птичьих гнёзд 15мин.
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
|
-Давайте продолжим играть свою роль. -Скажите, ребята, какие «хлопоты» ожидают вас, когда вы возвращаетесь домой с юга?
-Посмотрите ,какие бывают гнёзда птиц.
— Вороны, грачи делают свои гнёзда на деревьях из прутиков.
-Перепел, гуси, утки из соломы.
— Ласточки лепят гнёзда из земли, глины на карнизе дома Вот и я вам предлагаю сейчас сделать гнёзда из материала , который вы принесли на урок. (У детей прутики, солома, пух ,перья. пластилин, картон,клей). Мы сегодня познакомились друг с другом. Давайте закрепим нашу дружбу и поможем друг другу свить гнезда. Одна группа будет делать гнездо из веточек, а другая из соломы.
6. Инструктаж по ТБ — Какие правила безопасности мы должны соблюдать при работе с ножницами?
Будьте осторожны при работе с природными материалами. Работайте осторожно, держа их перед собой, не пораньте своего соседа.
Начинаем «вить» свои гнезда и постарайтесь проявить фантазию. ( Учитель помогает, направляет, советует) — Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Молодцы! Вы хорошо потрудились.
|
Мы делаем гнёзда и выводим птенцов.
Ребята садятся группами
На парте ножницы должны лежать острым концом к себе, передавать ножницы соседу тупым концом, не размахивать при работе.
Дети «вьют» гнёзда
Показ работ |
Привития трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи
Развитие мелкой моторики кистей рук |
VII.Рефлексия
4 мин
Слайд 21 | -Ребята, чтобы подвести итог нашего занятия, мы должны обратно перевоплотиться. — Закрываем глаза. (Звучит расслабляющая музыка) — Открываем глаза и я рада вас видеть всех снова.
В завершении нашего занятия, я хочу, чтобы вы послушали песню «Просьба» и запомнили её слова, в которых звучит призыв ко всем людям беречь и любить родную природу. (Звучит песня «Просьба» Музыка А. Пахмутовой, слова Р. Рождественского) Просьба. Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивает птица. Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц- не небо, А море без рыб – не море, А земля без зверей – не земля. Люди- исполины, люди – великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце. Сердце человечье! Люди- человеки, страны и народы, Мы теперь навеки должники природы! Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица.
Всем спасибо! До свидания!
|
Дети закрывают глаза.
Дети открывают глаза
Дети слушают песню. | Привитие любви и познавательного интереса к жизни пернатых, заботливого отношения к ним |
Используемая литература:
-
Брэм А. Э. Жизнь животных (в 3 томах) /под ред. А. М. Никольского. – М.: «Терра», 1992
-
Дж Корнелл. Радуясь природе – игры и занятия на природе для всех возрастов // Вестник АсЭкО, № 2, 3, 2004.
-
Гагарин А. В. Воспитание природой // Биология в школе, № 3-4, 2003. — С. 20- 25.
4.Бёме Р.Л. Птицы/Р.Л.Бёме, В.Л.Динец,В.Е.Флинт, А,Е. Черенков.-М.: ABF, 2009 – 430с.
5.Прокопенко М.С. Когда смеются птицы? – М.: Сварог, 2008 – 264с.
6.Никитна Б.А.Развивающие экологические игры в школе и не только. Самара .,2007
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игровые карточки для «перевоплощения»
ВОРОНА |
СОВА | |
ЛАСТОЧКА |
ЧАЙКА |
СТРИЖ |
УТКА
|
СОКОЛ |
ГОЛУБЬ
|
ЦАПЛЯ |
АИСТ |
ВОРОБЕЙ |
СОЛОВЕЙ |
ЖАВОРОНОК |
КУКУШКА |
СОВА |
УТКА |
СИНИЦА |