Методическая разработка внеклассного занятия «Три ржаных колоса»
Николаева Зоя Александровна, воспитатель ГПД
ГБСКОУ школы №3 Санкт-Петербурга
Методическая разработка представляет собой первое занятие из учебно-методического комплекта для 2-4 классов, позволяющие воспитателю ГПД, классному руководителю ввести учащихся в воспитательный проект по формированию ценностного отношения к хлебу у младших школьников. Если Вас заинтересовала эта тема, Вы можете написать автору по e—mail: nikolaeva2402@gmail.com и ознакомиться с полным комплектом материалов.
Цель:
-
Воспитывать в детях нравственные качества.
-
Показать значимость добрых поступков.
-
Формировать бережное отношение к хлебу.
-
Пробудить познавательный интерес к предложенной теме.
Оборудование:
На столе стоит букет из натуральных колосьев ржи и пшеницы. (Приложение 4)
Головоломка про хлеб. (Приложение 1)
Текст сказки З.Топелиус «Три ржаных колоса». (Приложение 2)
Фрагмент мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». (Отрывок о встречи Вовки с печкой)
Наглядное пособие «Солнышко» с лучиками из пословиц. (Приложение 5)
Ход занятия:
-
Разгадывание головоломки.
— Ребята, разгадав головоломку, мы узнаем, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии.
— Подберите к слову хлеб однокоренные слова. (хлебушко, хлебороб, хлебный и т.д.)
— Как, на ваш взгляд, нужно относиться к хлебу?
-
Сейчас мы увидим фрагменты мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» .
Просмотр отрывка фильма.
— Подумайте, как Вовка отнесся к такой ценности, как хлеб?
— Что с ним случилось? Легко ли печь хлеб?
На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то святому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей.
— А вы, ребята, знаете еще какие-нибудь обычаи, обряды, традиции?
— С одним из обычаев мы с вами познакомимся, послушав сказку: «Три ржаных колоса».
Для начала давайте рассмотрим, что же из себя представляют колоски. (Дети рассматривают колосья. Приложение 6). Много ли в них зернышек?
-
Чтение сказки З.Топелиус «Три ржаных колоса».
-
Беседа о прочитанном:
Вопросы:
-
О каком новом обычае вы узнали из сказки? (Под Новый год выкладывать на крышу для птиц несколько колосков ржи)
-
Какая семья поддерживала этот обычай? (Семья бедного крестьянина)
-
Что случилось с детьми бедняка, когда они поздно ночью возвращались домой? (Встретили голодного волка, рычащего медведя)
-
Как поступили дети? (Поделились с животными продуктами)
-
Как сложилась дальнейшая жизнь у бедной семьи? (В семье всегда была еда, поспевал богатый урожай, и за какое дело не взялись бы крестьянин с женой, все у них получалось хорошо)
-
Что же происходило в богатой семье? (В закромах стало пусто, солнце как будто обходило их поля стороной, урожай не поспевал)
-
Почему несчастья и невзгоды не покидали богатую семью? (Хозяин был жадный, пожалел три колоска для птиц, гнал всех просящих от дверей своего дома)
-
Какой можно сделать вывод? (На добрые поступки отвечают добром)
Что говорит нам на это народная мудрость? (пословицы, поговорки)
На что похож каравай хлеба? (теплый, словно солнцем налитой, на солнце).
— Посмотрите, какое доброе, веселое солнышко смотрит на нас.
— Сейчас мы сделаем ему лучики из наших пословиц о доброте.
Дети читают пословицы, объясняют смысл и прикрепляют их к солнышку.
Пословицы:
-
Доброму всегда добро.
-
Доброму делу – добрая слава.
-
Добрый сосед – как хлеба сусек.
-
Доброе слово, добрый ответ.
-
Добро не горит, не тонет.
Посмотрите ребята, какое у нас получилось замечательное солнышко.
Хлеб – солнце – доброта связаны друг с другом.
Вспомните, что говорилось в сказке о солнышке, когда у богатого хозяина не вырастал урожай? (солнце как- будто обходило его поле стороной)
Без солнца – нет урожая, без добрых поступков, нет благополучия в семьях, а без хлеба – нет обеда.
-
Вывод:
Какую же роль играет хлеб в повседневной жизни человека? (Он востребован каждый день, без хлеба нет обеда. Не легко он достается людям.)
“ У народа есть слова: хлеб всей жизни голова”.
Можно закончить наше занятие словами их песни «Баллада о хлебе»
“ Ты запомни, сынок, золотые слова: Хлеб всему голова, хлеб всему голова”.
6. Этап мотивирования. Проблемный вопрос для начала проектной деятельности:
— Ребята, как вы думаете, откуда хлеб на стол пришел? (Слушаем варианты ответов детей).
— Хотели бы вы подробнее узнать про это?
— Каким образом мы с вами можем узнать то, что пока еще не знаем? (спросить у взрослых, из книг, поискать в интернете, посетить музей хлеба…)
7. Планирование проектной деятельности.
Список используемых источников
-
Топелиус З.«Три ржаных колоса»/ Пересказала А.Любарская. – Ленинград: Детская литература, 1980.
-
Балачан В. «Баллада о хлебе»
-
Журнал “Начальная школа”№6 (загадки и пословицы о хлебе) 1986
-
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 г., 224 с., ил.
-
Тарабарина Т.И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 г., 224 с., ил.
-
Журнал “Воспитание школьников “№4. 2008 г. Пословицы о хлебе.
-
http://prozagadki.ru
-
Мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве» http://www.youtube.com/watch?v=8HdQlIFILtY