Методическая разработка внеклассного занятия «Три ржаных колоса»

Николаева Зоя Александровна, воспитатель ГПД
ГБСКОУ школы №3 Санкт-Петербурга

Методическая разработка представляет собой первое занятие из учебно-методического комплекта для 2-4 классов, позволяющие воспитателю ГПД, классному руководителю ввести учащихся в воспитательный проект по формированию ценностного отношения к хлебу у младших школьников. Если Вас заинтересовала эта тема, Вы можете написать автору по email: nikolaeva2402@gmail.com и ознакомиться с полным комплектом материалов.

Цель:

  1. Воспитывать в детях нравственные качества.

  2. Показать значимость добрых поступков.

  3. Формировать бережное отношение к хлебу.

  4. Пробудить познавательный интерес к предложенной теме.

Оборудование:

На столе стоит букет из натуральных колосьев ржи и пшеницы. (Приложение 4)
Головоломка про хлеб. (Приложение 1)
Текст сказки З.Топелиус «Три ржаных колоса». (Приложение 2)
Фрагмент мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». (Отрывок о встречи Вовки с печкой)
Наглядное пособие «Солнышко» с лучиками из пословиц. (Приложение 5)

Ход занятия:

  1. Разгадывание головоломки.

— Ребята, разгадав головоломку, мы узнаем, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии.

— Подберите к слову хлеб однокоренные слова. (хлебушко, хлебороб, хлебный и т.д.)

— Как, на ваш взгляд, нужно относиться к хлебу?

  1. Сейчас мы увидим фрагменты мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» .

Просмотр отрывка фильма.

— Подумайте, как Вовка отнесся к такой ценности, как хлеб?

— Что с ним случилось? Легко ли печь хлеб?

На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то святому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей.

— А вы, ребята, знаете еще какие-нибудь обычаи, обряды, традиции?

— С одним из обычаев мы с вами познакомимся, послушав сказку: «Три ржаных колоса».

Для начала давайте рассмотрим, что же из себя представляют колоски. (Дети рассматривают колосья. Приложение 6). Много ли в них зернышек?

  1. Чтение сказки З.Топелиус «Три ржаных колоса».

  2. Беседа о прочитанном:

Вопросы:

  1. О каком новом обычае вы узнали из сказки? (Под Новый год выкладывать на крышу для птиц несколько колосков ржи)

  2. Какая семья поддерживала этот обычай? (Семья бедного крестьянина)

  3. Что случилось с детьми бедняка, когда они поздно ночью возвращались домой? (Встретили голодного волка, рычащего медведя)

  4. Как поступили дети? (Поделились с животными продуктами)

  5. Как сложилась дальнейшая жизнь у бедной семьи? (В семье всегда была еда, поспевал богатый урожай, и за какое дело не взялись бы крестьянин с женой, все у них получалось хорошо)

  6. Что же происходило в богатой семье? (В закромах стало пусто, солнце как будто обходило их поля стороной, урожай не поспевал)

  7. Почему несчастья и невзгоды не покидали богатую семью? (Хозяин был жадный, пожалел три колоска для птиц, гнал всех просящих от дверей своего дома)

  8. Какой можно сделать вывод? (На добрые поступки отвечают добром)

Что говорит нам на это народная мудрость? (пословицы, поговорки)

На что похож каравай хлеба? (теплый, словно солнцем налитой, на солнце).

— Посмотрите, какое доброе, веселое солнышко смотрит на нас.

— Сейчас мы сделаем ему лучики из наших пословиц о доброте.

Дети читают пословицы, объясняют смысл и прикрепляют их к солнышку.

Пословицы:

  • Доброму всегда добро.

  • Доброму делу – добрая слава.

  • Добрый сосед – как хлеба сусек.

  • Доброе слово, добрый ответ.

  • Добро не горит, не тонет.

Посмотрите ребята, какое у нас получилось замечательное солнышко.

Хлеб – солнце – доброта связаны друг с другом.

Вспомните, что говорилось в сказке о солнышке, когда у богатого хозяина не вырастал урожай? (солнце как- будто обходило его поле стороной)

Без солнца – нет урожая, без добрых поступков, нет благополучия в семьях, а без хлеба – нет обеда.

  1. Вывод:

Какую же роль играет хлеб в повседневной жизни человека? (Он востребован каждый день, без хлеба нет обеда. Не легко он достается людям.)

У народа есть слова: хлеб всей жизни голова”.

Можно закончить наше занятие словами их песни «Баллада о хлебе»

Ты запомни, сынок, золотые слова: Хлеб всему голова, хлеб всему голова”.

6. Этап мотивирования. Проблемный вопрос для начала проектной деятельности:

— Ребята, как вы думаете, откуда хлеб на стол пришел? (Слушаем варианты ответов детей).

— Хотели бы вы подробнее узнать про это?

— Каким образом мы с вами можем узнать то, что пока еще не знаем? (спросить у взрослых, из книг, поискать в интернете, посетить музей хлеба…)

7. Планирование проектной деятельности.

Список используемых источников

  1. Топелиус З.«Три ржаных колоса»/ Пересказала А.Любарская. – Ленинград: Детская литература, 1980.

  2. Балачан В. «Баллада о хлебе»

  3. Журнал “Начальная школа”№6 (загадки и пословицы о хлебе) 1986

  4. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 г., 224 с., ил.

  5. Тарабарина Т.И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.

Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 г., 224 с., ил.

  1. Журнал “Воспитание школьников “№4. 2008 г. Пословицы о хлебе.

  2. http://prozagadki.ru

  3. Мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве» http://www.youtube.com/watch?v=8HdQlIFILtY

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here