Внеклассное занятие по русскому языку «Знакомые незнакомцы»
(фразеологизмы)
Цель: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
Задачи: формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
обогащение словарного и фразеологического запаса;
формирование умения самостоятельно пополнять знания о языке;
формирование коммуникативных навыков.
Оборудование:
-карточки с изображением животных;
-лапоть, ступка, деревянные бруски, горох, яблоко, галоша, сапоги, перья гуся и курицы.
— проектор.
1.Орг.момент. Проблемный вопрос.
Учитель: Попробуйте догадаться, о ком идёт речь?
Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. У них золотые руки, и они не держат камень за пазухой. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами.
Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.
Учитель: «Вы догадались, о ком идёт речь?
Все ли сочетания слов вам были понятны?
Что же это за слова, знакомые, и в то же время не совсем понятные?
«Знакомые незнакомцы»- тема нашего внеклассного занятия.
2. Изучение нового материала.
Учитель: «Живут-поживают слова, ими мы пользуемся по отдельности или в виде сочетаний, но в какой-то момент они сливаются в неделимые сочетания и приобретают совершенно другой смысл. Такие сочетания называются фразеологизмы (от слова «фраза»- кусок речи)
Например: «Папа намылил сыну голову».
Ученик: Ну, тут всё понятно. Отец помогал сыну вымыть голову.
Ученица: Это предложение можно понять совсем по-другому. Отец сына отругал. Намылить голову- это фразеологизм.
Ученик: Ну почему ты такая умная?
Ученица: Я в отличие от тебя на уроке делом занимаюсь, а не лодыря гоняю.
Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!
Ученик: Да, что вы? У меня голова совсем не горячая.
Учитель: Я не имела ввиду высокую температуру, я хотела сказать, что вы- вспыльчивые люди.
Ученица: Ну, я то человек с головой.
Ученик: Совсем заучилась! А я что, по-твоему без головы?
Ученица: Голова то у тебя на нужном месте, но в ней ветер гуляет.
Ученик: Помогите мне разобраться, я её совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.
Учитель: Даша права, она употребляла в своей речи выражения, которые называются фразеологические обороты, но ты Марсель не понял их значения.
Ученик: Да, придётся над этим голову поломать.
3. Работа в группах. Объяснить значения фразеологических оборотов.
1 группа- не покладая рук, золотые руки, спустя рукава.
2 группа- ни ногой, одна нога здесь, другая –там, не чуя ног.
3 группа- золотое сердце, сердце в пятки ушло, тяжело на сердце.
Вывод: С помощью этих фразеологизмов вы можете описать внешний вид человека, его характер, настроение, отношение к другим людям.
Чем больше человек использует в своей речи таких выражений, тем ярче он и образнее выражает свои мысли.
4. Учитель показывает предметы: яблоко, горох, галоша, пара сапог.
Вспомнить, фразеологические обороты, в составе которых есть эти слова и объяснить их значение.
Яблоку негде упасть
Горох об стенку
Во времена царя Гороха
Сесть в галошу
Два сапога пара
Яблоку негде упасть
5. Рассказ учителя. Показ предметов, связанных с историей фразеологизмов.
Учитель: Образовались фразеологизмы по-разному. Многие из них связаны с историей нашей страны.
Не лыком шит— Старая Русь не могла обойтись без лыка-липовой коры. Из неё делали обувь — лапти. Лапти считались признаком бедности. Поэтому «не лыком шит» раньше означало, что человек не из простых, не беден. А сегодня это выражение мы употребляем в том случае, когда хотим подчеркнуть, что человек не простак, его нелегко провести.
Бить баклуши- Баклуши — небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхозработы заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т. п. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью.
На лбу написано— всё ясно по выражению лица.
А происходит это сочетание от древнего обычая клеймить лоб преступника раскалённым железом, оставляя неизгладимые знаки. У этих несчастных на самом деле на лбу было написано их горькое прошлое.
Толочь воду в ступе- толочь воду в ступе заставляли в древних монастырях. Это было наказание за прегрешения. Работа совершенно бессмысленная , вырабатывала послушание, смирение. На самом же деле это бестолковое, ненужное занятие.
6. Выступление ученика.
Такое простое слово – вода. Но в составе фразеологизма оно приобретает совсем другое значение . Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить значения фразеологических оборотов.
Чтение стихотворения В.Суслова «Как работает слово»
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!… Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода
Объяснить значение фразеологических оборотов.
7. Работа в группах.
Учитель: В русском языке много фразеологических оборотов связанных с образами животных.
Задание группам: вспомнить фразеологические обороты с образами животных и прикрепить табличку, на которой написана часть фразеологического оборота, рядом с изображением того животного, чтобы получился фразеологический оборот. Объяснить смысл фразеологизма.
Названия животных: волк, заяц, рак, бык, осёл, муха, комар, собака, кошка, медведь, уж, корова, сорока, рыба, ёж, свинья и т. д.
Изворотлив как………..
Нем как…… Колючий как………
Хитёр как……….. Красный как…………
Грязный как……….. Трусливый как………..
Плестись как………… Неуклюж как…………
….кот в мешке
……..в огород
….зарыта
Мокрая….
……на новые ворота
….на сене
….не валялся
….не подъедешь
….скребут на душе
……языком слизала и т. д.
8. Дополнительный материал рассказывает учитель.
Козёл отпущения- так называют человека, на которого сваливают чужую вину. У древних людей существовал такой обряд отпущения грехов. Священник возлагал на голову козла руки, тем самым перекладывал на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Обряда нет, а фразеологизм остался.
Как с гуся вода ( вышел сухой из воды)- всё человеку нипочём.
Мокрая курица- растрёпанный, растерянный вид человека.
У водоплавающих птиц оперение покрыто особой жировой смазкой, которую выделяют железы около хвоста гуся. Поэтому вода не смачивает перья и скатывается.
9.Задание в группах. Использование интерактивной доски.
Ученики выходят к доске, подчёркивают фразеологизмы и объясняют их значение.
1 группа:
Кашу маслом не испортишь.
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, — говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
2 группа:
Попались на удочку.
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, — всё время кому– нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была — ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).
10. Выступление учеников.
Фразеологизмы, с которыми мы познакомились, сочинил народ.
Но есть так называемые «крылатые выражения», взятые из авторских произведений. Их мы часто употребляем в своей жизни. В каждой басне И.А. Крылова есть такие фразы. Познакомимся с некоторыми из них.
Выступают ученики. Инсценировка басен «Кукушка и петух», « «Любопытный»,« Сурок и лиса», «Лебедь, рак и щука», « Слон и Моська»
10. Рефлексия.
Сегодня на уроке…..
— было интересно, потому что….
-было трудно…….
— я узнал……
-мне хочется побольше узнать о …..
Литература
1.1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.- сост. В.Н. Иванкова.- М.: ООО « АКВАРИУМ БУК», 2004 г.
2.Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Изд. 5-е.- Ростов на Д : Феникс, 2006 г.
3.Фразеологический словарь русского языка для школьников /Сост.Л.А.Субботина. – Екатеринбург : У- Фактория, 2005 г.
4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992 г.