ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Арифметические ребусы
2 класс
Задача 1. Вставь пропущенные знаки действий «+» или «-»:
а) 5…4…3…2…1 = 3
б) 5…4…3…2…1 = 5
Задача 2. Поставь между некоторыми цифрами знак «+» так, чтобы получилось верное равенство:
1 2 3 4 5 6 7 = 100
Задача 3. Поставь между некоторыми цифрами знак «-» так, чтобы получилось верное равенство:
8 7 6 5 4 3 2 1 = 3
Решения:
Задача 1:
Каждый из этих ребусов имеет два решения.
а) 5 + 4 – 3 – 2 – 1 = 3
5 – 4 + 3 – 2 + 1 = 3
б) 5 + 4 – 3 – 2 + 1 = 5
5 – 4 + 3 + 2 – 1 = 5
Задача 2:
Если поставить знак «+» между всеми цифрами, то в сумме с остальными однозначными числами не дает 100. Следовательно, двузначных чисел в будущей сумме должно быть не менее двух.
Существует только две пары двузначных чисел 23 и 67, 34 и 56, которые в сумме с остальными однозначными числами дают 100. Три двузначных числа, составленных из цифр в порядке их следования, вместе с остальными однозначными числами не дают в сумме 100, так как 12+34+56>100, а суммы любых других троек двузначных чисел, составленных из цифр в порядке их следования, тем более больше 100.
Таким образом, 1+23+4+5+67=100 и 1+2+34+56+7=100.
Задача 3:
Будем двигаться слева направо. Понятно, что первый знак «-» надо поставить между цифрами 7 и 6.
Следующий знак «-» надо поставить между цифрами 6 и 5, так как, поставив его после 5, мы из разности 87-65, равной22, должны вычесть однозначные числа 4,3,2 и 1 либо вычесть однозначные числа 4 и 3 и двузначное число 21. В любом из этих случаев число 3 в результате не получится. Итак, знак «-» должен стоять между цифрами 6 и 5.
Рассуждая таким же образом, получим, что знак «-» надо поставить между цифрами 4 и 3. Значение выражения 87-6-54 равно 27, а тогда очевидно, что последний знак «-» должен стоять между цифрами 3 и 2.
Окончательно получаем: 87 – 6 – 54 – 3 – 21 = 3
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Арифметические ребусы
3 класс
Задача 1. Поставь знаки действий между некоторыми цифрами так, чтобы равенства стали верными:
а) 3 3 3 = 30;
б) 3 3 3 3 = 30;
в) 3 3 3 3 3 = 30;
г) 3 3 3 3 3 3 = 30.
Задача 2. Поставь между всеми цифрами знаки действий так, чтобы равенства стали верными.
а) 1 2 3 4 5 6 7 = 8;
б) 1 2 3 4 5 6 7 8 = 9;
в) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 10.
Задача 3. С помощью четырех семерок, знаков арифметических действий и скобок составь выражения, значения которых равны 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
Задача 4. Поставь между цифрами знаки действий так, чтобы равенства стали верными. Можно использовать скобки.
а) 1 2 3 = 5;
б) 1 2 3 4 = 5;
в) 1 2 3 4 5 = 5;
г) 1 2 3 4 5 6 = 5;
д) 1 2 3 4 5 6 7 = 5;
е) 1 2 3 4 5 6 7 8 = 5.
Задача 5. С помощью пяти двоек, знаков арифметических действий и скобок составь несколько различных выражений, значение каждого из которых равно 10.
Решения.
Задача 1:
В равенстве а) достаточно поставить минус между второй и третьей тройками:
33 – 3 = 30.
В равенстве б) можно перемножить первые три тройки и к полученному результату прибавить четвертую тройку: 3 · 3 · 3 + 3 = 30.
Равенства в) и г) получаются из равенства а) и б) добавлением четного числа троек. Из четного числа троек можно получить выражение, значение которого равно нулю: 3 – 3 = 0, 3 – 3 + 3 – 3 = 0, и т.д. Поэтому из любого набора троек, большего двух троек, можно с помощью знаков действий получить выражение, значение которого равно 30:
33 – 3 + 3 – 3 = 30,
3 · 3 · 3 + 3 + 3 – 3 = 30
Задача 2:
Каждым из этих ребусов имеет несколько решений. Приведем одно решение для ребуса а), два – для ребуса б) и три решения для ребуса в):
а) 1 + 2 – 3 + 4 + 5 + 6 – 7 = 8;
б) 1 + 2 · 3 · 4 + 5 – 6 – 7 – 8 = 9;
1 + 2 · 3 + 4 + 5 – 6 + 7 – 8 = 9;
в) 1 · 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 – 8 – 9 = 10;
1 + 2 – 3 + 4 + 5 · 6 – 7 – 8 – 9 = 10;
1 · 2 · 3 · 4 · 5 : 6 + 7 – 8 – 9 = 10.
Задача 3:
В этом задании знаки арифметических действий можно ставить между некоторыми цифрами. Для некоторых из семи значений можно составить несколько выражений. Приведем по одному выражению для каждого значения от 1 до 7.
77 : 77 = 1;
7 : 7 + 7 : 7 = 2;
(7 + 7 + 7) : 7 = 3;
77 : 7 – 7 = 4;
7 – (7 + 7) : 7 =5;
(7 · 7 — 7) : 7 = 6;
7 + (7 — 7) · 7 = 7.
Задача 4:
а) 1 · 2 + 3 = 5;
б) (1 + 2) : 3 + 4 = 5;
в) (1 · 2 + 3 — 4) · 5 = 5;
г) (1 + 2 · 3 · 4 + 5) : 6 = 5;
д) (1 · 2 · 3 · 4 + 5 + 6) : 7 = 5;
е) (1 + 2 · 3 + 4 · 5 + 6 + 7) : 8 = 5.
Задача 5:
2 + 2 + 2 + 2 +2 = 10;
2 · 2 + 2 + 2 + 2 = 10;
2 · 2 + 2 · 2 + 2 = 10;
(2 · 2 + 2 : 2) · 2 = 10;
(2 + 2 + 2 : 2) · 2 = 10;
(2 + 2 + 2) · 2 — 2 = 10;
22 : 2 — 2 : 2 = 10;
(22 + 2) : 2 — 2 = 10.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Арифметические ребусы
-
класс
Задача 1. Вставь пропущенные цифры:
Задача 2. Расшифруй арифметический ребус:
Задача 3. Вставьте пропущенные цифры:
**0 |
| *5 | |
| ** |
| 2* |
| 1** |
|
|
| *4* |
|
|
| 0 |
|
|
Задача 4. Каждую букву замени цифрой так, чтобы получилось верное арифметическое равенство. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, разным буквам – разные цифры. Известно, что буква Ю обозначает цифру 6.
Задача 5. Одно из решений буквенного ребуса
такое:
Найди другое решение.
Задача 6. Реши ребус:
Задача 7. Реши ребус:
Решения.
Задача 1.
В разряде единиц верхнего слагаемого ребуса должна стоять цифра 7. При сложении десятков учитываем 1 десяток, получившийся от сложения единиц, поэтому в разряде десятков второго слагаемого ребуса должна быть цифра 5. Для того чтобы сумма трехзначного и двухзначного числа равнялась четырехзначному числу необходимо, чтобы трехзначное число содержало 9 сотен.
Ответ:
Задача 2.
Разность четырехзначного и трехзначного числа – двузначное число. Следовательно, уменьшаемое должно быть четырехзначным числом, меньшим 1100, то есть в разряде тысяч уменьшаемого стоит цифра 1, а в разряде сотен – цифра 0.
Ребус принимает вид:
В таком виде ребус легко расшифровывается:
Решим ребус другим способом.
Если разность с вычитаемым, то получится уменьшаемое. Поэтому вместо ребуса на вычитание
Можно решить ребус на сложение
Получившийся ребус решается таким же способом, как ребус в задаче 1. Находится цифра единиц второго слагаемого, она равна 7. При сложении десятков учитывается 1 десяток, получившийся от сложения единиц, поэтому цифра десятков первого слагаемого равна 1.
Сумма двузначного и трехзначного чисел равна четырехзначному числу только тогда, когда трехзначное число содержит 9 сотен.
Решение ребуса получено:
а значит,
Задача 3.
Расшифруем ребус в такой последовательности:
1.
**0 |
| *5 | |
| ** |
| 2* |
| 140 |
|
|
| 140 |
|
|
| 0 |
|
|
2.
**0 |
| 35 | |
| ** |
| 24 |
| 140 |
|
|
| 140 |
|
|
| 0 |
|
|
3.
840 |
| 35 | |
| 70 |
| 24 |
| 140 |
|
|
| 140 |
|
|
| 0 |
|
|
При первом переходе пользуемся тем, что делимое оканчивается на 0 и что деление выполняется без остатка.
При втором шаге находим что 35 – единственное двузначное число, оканчивающееся на 5, на которое делится число 140. При делении 140 на 35 в частном получается 4. Таким образом, в ребусе делитель равен 35, а частное 24. После этого нетрудно сделать последний переход, и ребус расшифровывается полностью.
Задача 4. В ребусе буква Ю по условию обозначает цифру 6. Букву К можно заменить только на цифру 0, так как сумма двух одинаковых цифр оканчивается на ту же цифру. На этом шаге ребус выглядит так:
Далее расшифровка ребуса идет в таком порядке: буква Р обозначает цифру 2, буква И – цифру 5. На это шаге ребус выглядит так:
Очевидно, что буква Т может быть заменена только на цифру 4, и тогда буква Ц обозначает цифру 8. Ребус расшифрован полностью:
Задача 5. Посмотрим внимательно на данный ребус и на его решение.
Буквы Е и В встречаются в ребусе только один раз и соответствующие им цифры 9 и 3 стоят в разряде тысяч обоих слагаемых решения. Если поменять эти цифры местами, то равенство не нарушится, а решение ребуса получится новое, так как буква Е теперь обозначает цифру 3, а буква В – цифру 9.
Задача 6.
В ребусе буква Г обозначает цифру 1, так как при сложении двух пятизначных чисел получается шестизначное число. При этом, чтобы произошел переход через десяток в разряде десятков тысяч, буква К должна обозначать цифру 8 или 9 (меньше 8 буква К обозначать не может, так как буква Г обозначает цифру 1).
Буква К заменяется на цифру 8, если при сложении чисел произойдет переход через десяток в разряде тысяч. Независимо от того, будет ли буква К заменена на цифру 8 или 9, буква О должна обозначать цифру 0 (нуль).
Теперь можно выстроить последовательность замены букв цифрами:
Г = 1 → О = 0 → Р = 5 → У = 4 → К = 9 → А = 8 → С = 3 → Д=7
Ответ:
Задача 7.
В данном ребусе сумма четырех одинаковых цифр, каждая из которых обозначает букву Я, оканчивается двойкой, следовательно, буква Я может обозначать цифру 3 или 8.
Если букву Я заменить на 3, то сумма трех одинаковых цифр, каждую из которых обозначает буква Л, должна оканчиваться на единицу (еще одна единица прибавится в результате перехода через десяток в разряде единиц). Следовательно, буква Л может обозначать только цифру 7. Тогда сумма двух других одинаковых цифр, каждую из которых обозначает буква О, должна оканчиваться на нуль (еще две единицы прибавятся в результате перехода через десяток в разряде десятков). Следовательно, буква О может обозначать только цифру 5, а буква К – цифру 1, которая получается в результате перехода через десяток в разряде сотен.
Если букву Я заменить на 8, то сумма трех одинаковых цифр, каждую из которых обозначает буква Л, должна оканчиваться на девятку (еще три единицы прибавятся в результате перехода через десяток в разряде единиц). Следовательно, буква Л может обозначать только цифру 3. Тогда сумма двух одинаковых цифр, каждую из которых обозначает буква О, должна оканчиваться на единицу (еще одна единица прибавится в результате перехода через десяток в разряде десятков). Следовательно, найти цифру, которую обозначала бы буква О, невозможно, а значит, замена буквы Я на цифру 8 не дает решения ребуса.
Таким образом, ребус имеет единственное решение: