Лозовская школа-сад

Подготовила и провела: Люльчак Н.И.

2014-15 уч.год

Открытый урок по русскому языку

Дата: 26 февраля 2015г.

Класс:

Тема: «Глагол»

Цель: повторение и закрепление знаний и умений учащихся по теме «Глагол – как часть речи», умений применять правило на практике.

Задачи:

— Создать условия для закрепления понятия «Глагол как часть речи»; 
 Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся; 
 Способствовать развитию умения определять глагол в тексте, работать по алгоритму; 
 Обогащать речь учащихся глаголами; 
 Способствовать развитию умения работать самостоятельно и в группе; 
 Развивать коммуникативные качества учащихся; 
 Воспитывать умение слушать и слышать соседа. 

Тип урока: урок-путешесвие

Методы: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, наглядный, интерактивный.

Используемые технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая

Материальное обеспечение: Компьютер, интерактивная доска, слайдовая презентация, тренажер «Словарные слова», мелодии «В гостях у сказки» и «Буратино», сказочные герои: Мальвина, Незнайка, Золушка, Колобок, Красная шапочка; конверт с солнышком и лучиками с надписями, полянка, цветик-семицветик, карточки со словосочетаниями, корзинка с пирожками-заданиями, настоящая корзинка с пирожками, карточки для работы в парах, яблоня с яблочками.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Дети (поворачиваясь лицом к гостям)

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем

Возможно есть классы и лучше, и краше

Но пусть в нашем классе Вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко

Поручено нам Вас сегодня встречать

Ну что же, не будем зря время терять!

Учитель:

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы начнем урок, друзья!

  1. Сообщение темы и цели урока

— Спинки, ручки, парты, улыбку. (дети в недоумении)

— Ребята, я вижу вам меня трудно понять. А если я скажу: выпрямили спинку, приготовили ручки, сядьте ровно за партами, подарите мне и гостям улыбку. Так понятно? (дети отвечают)

— Как называются слова, которые помогли вам меня понять? (глаголы) Что они обозначают? (действия предметов). Вы уже наверное догадались, что сегодня в центре внимания какая часть речи будет? (глагол)

— А кто скажет, для чего нужна нам эта часть речи?

(ученик рассказывает стихотворение о глаголе)

Яна:

Интересная часть речи

В русском языке живет

Кто, что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит.

Все расскажет вам ГЛАГОЛ!

— А сейчас возьмите на парте конверт, достаньте все из него и соберите солнышко с лучиками из глаголов. И тогда вы узнаете, какие умения им понадобятся на уроке. Кто будет готов, поднимите руку. (Проверка: рассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать). Верно!!!

— Урок у нас сегодня необычный, у нас в гостях побывают различные сказочные герои, которые приготовили вам испытания. Во время нашего путешествия по сказкам, мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. (звучит мелодия «В гостях у сказки»).

  1. Минутка чистописания.

— Отгадайте загадку и узнаете, кто к нам первым пожаловал в гости:

Эту девочку мы знаем,
От всех кукол отличаем,
С голубыми волосами
И красивыми глазами,
Она вежлива была,
В домике в лесу жила
И учила Буратино,
Эта девочка-…
(Мальвина.)

— Из какой сказки эта героиня? (Золотой ключик или приключения Буратино)

— Кто еще является главным героем сказки? (дети перечисляют)

— Чему учила Мальвина Буратино? ( красиво и правильно писать)

— Сейчас мы с вами покажем, как мы можем красиво писать… (на слайде буквы для чистописания 2 строчки)

IѴ. Словарная работа.

— А следующий герой получил свое название от незнания окружающего мира. Послушайте, и отгадайте, кто это:

Над мальчишкой все смеются:

Все он делает не так!

Не желает он учиться,

Несознательный чудак!

                            (Незнайка).

— Правильно, Незнайка.

Незнайка хочет, чтобы вы ему помогли расставить правильно буквы в словарных словах.

(на итерактивной доске показан тренажер «Словарные слова», каждый ученик выходит к доске и нажимает на нужную букву, остальные ведут запись в тетради.)

Ѵ. Закрепление

  1. Ребята, как я вам уже говорила, сегодня необычный день – на нашей сказочной доске появился цветок. Узнайте, что за цветок:

Семь лепестков разного цвета

В сказке цветет растение это (цветик-семицветик)

— Ну, вот беда, лепестки разлетелись в разные стороны, чтобы собрать все лепестки в один цветок, вам предстоит ответить на вопросы, которые даны на лепестках. Вопросы касаются ранее изученных частей речи:

  1. Что такое имя существительное?

  2. Как изменяются имена существительные?

  3. Какие предметы относятся к одушевленным? Неодушевленным?

  4. Сколько родов имеет имя существительное?

  5. Что такое имя прилагательное?

  6. Как изменяются имена прилагательные?

  7. С какой частью речи связано имя прилагательное?

— Молодцы, собрали прекрасный цветок!

  1. Групповая работа (у доски)

(учитель читает отрывок из сказки «Золушка»)

Скорей бы приблизился вечер, 
И час долгожданный настал, 
Чтоб мне в золоченой карете 
Поехать на сказочный бал! 
Никто во дворце не узнает 
Откуда я, как я зовусь, 
Но только лишь полночь настанет, 
К себе на чердак я вернусь.(Золушка)

— Так что злая мачеха велела сделать Золушке?

— Вот и Золушка хочет посмотреть, как вы умеете собирать… только не крупы, а словосочетания.

(на доске в два столбика даны слова и их действие, нужно соотнести предметы с действиями, с указанием какое слово относится к глаголу)

Самосвал уроки учит

Пастушок в углу мяучит

Снеговик на солнце тает

Фокстерьер на кошку лает

Рыболов горит без дыма

Светофор поймал налима

Шахматист залез на сноп

Паучок наморщил лоб

Рыжий кот привез песок

Ученик дудит в рожок

  1. Физкультминутка

(стук в дверь, входит Буратино и проводит под песенку «Буратино» зарядку)

  1. Работа в парах.

— Вот и следующий гость подоспел. Отгадайте, кто это:

Из муки он был печен, 
На сметане был мешен. 
На окошке он студился, 
По дорожке он катился. 
Был он весел, был он смел 
И в пути он песню пел. 
Съесть его хотел зайчишка, 
Серый волк и бурый мишка. 
А когда малыш в лесу 
Встретил рыжую лису, 
От нее уйти не смог. 
Что за сказка? ….(Колобок)

-.Верно! Из чего был печен колобок? Какие вы еще мучные изделия знаете?

Колобок хочет посмотреть, как вы работаете в парах и приготовил для вас задание творческого характера. Об одном из мучных изделий – пироге, вы должны восстановить стихотворение, точнее вставить такие слова, чтобы получилась рифма.

Очень – очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил,

И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________

Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел,

Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____

Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли,

Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______

— К какой части речи относятся, вставленные вами слова? (глагол)

— Какое слово лишнее? Почему? (пирог – имя существительное)

  1. Индивидуальная работа.

— Отправляемся дальше? Тогда слушаем загадку:

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

— А что несла Красная Шапочка бабушке?

— Она и вам принесла корзинку с пирожками. Только пирожки не съедобные, а волшебные, кто выполнит задание, которое дано на пирожке, у того пирожок превращается в настоящий (дети на местах выполняют упражнения, потом вслух зачитывают свои ответы, учитель за правильно выполненное задание дает пирожок).

Ох и умаялась же Красная Шапочка, пока несла вам пирожки, она предлагает вам отдохнуть и поиграть в игру «Глагол, не глагол». Я буду называть подряд слова, а вы если услышите среди этих слов глагол хлопайте в ладоши, а если нет, то приседайте.

Луна, трещит, скрипит, поезд, красивый, счастье, мчится, бежит, колодец, катиться, смеяться, интересный, забавный, веселить, танец, смеяться, работать, учиться, слушать, думать.

ѴI. Рефлексия.

— А что это за предмет? (на столе стоит дерево). В какой сказке присутствует это дерево? Чего не хватает на яблоне? (яблок)

— Верно, сейчас мы с вами украсим нашу яблоньку великолепными волшебными яблочками, красными или зелеными зависит от вас. Если вам урок понравился, то приклейте красное яблочко, если не очень, то зеленое.

ѴII. Подведение итогов.

— Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями, которые вам приготовили сказочные герои, они вас благодарят за хорошую работу и выставляют вам следующие оценки (выставление оценок).

Д/З упражнение 448 стр.167

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here