Открытый урок по самопознанию в 3 Г классе
Тема: Начало начал…
Цель: расширять представление о ценности семьи, о взаимоотношениях между близкими людьми.
Задачи:
-
раскрывать значение понятий «родной дом», «семья»;
-
развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях;
-
воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.
ПЛАН УРОКА:
1.Орг. момент
Прозвенел для нас звонок!
Начинается урок.
Радости мы круг создали.
Пожелания свои
Всем подарим от души!
2.Круг радости
II Мотивационный этап
— Внимательно послушайте отрывок песни и скажите, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Звучит 1 куплет и припев песни «Родительский дом» (Рябинин М., Шаинский В.)
Слайд №1
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань — родительский дом.
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет.
Ответы учащихся.
Формулировка темы.
Слайд №2 (тема урока).
— Тема урока звучит так: «Родительский дом – начало начал».
— Как вы понимаете значение этого выражения?
— Что по- вашему, является домом человека?
(Ответы учащихся: семья, квартира, дом, двор, улица, страна, планета).
— А как еще можно назвать то место, где мы родились и живём?
(Родина, отчизна, отечество).
Семья — это наша малая Родина, планета Земля, на которой мы живём — большая
Родина.
— Для чего человеку семья? (Ответы учащихся).
Учитель: На самом деле с древних времён люди жили родами и племенами, позже большими общинами и городами. И у каждого в этом сообществе были свои права и обязанности. Кто-то охотился, кто-то варил еду и берёг семейный очаг, другие присматривали за малышами, обучали их. Это закон природы, сохранения жизни и продолжения рода.
— Ответьте, только ли люди живут семьями? (Нет, животные, птицы, насекомые, растения тоже живут семьями.)
— Как называются их семейные объединения? (Стая, улей, косяк, прайд, семья, колония и т.д.).
Ученик:
Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
Мама в нём!
2. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, в котором так же говорится о доме. Просмотр мультфильма «Паучок».
— Понравился ли вам мультфильм?
— О чём этот фильм?
(О доме, о семье, семейном счастье, о трудностях и испытаниях, и об их преодолении).
— Какие строчки из песни вам запомнились?(Повторяются: «Но ни за что не порвёт тонкую нить паучок:») А вы поняли, что это за нити? Какие испытания перенесла семья паучков?
— Какие пословицы подходят по смыслу к нашему мультфильму?
(Дружную семью и горе не берет).
-
Учитель: сегодня мы поведём разговор о самых любимых и родных нам людях, без которых трудно жить, о ваших семьях: чтобы научиться лучше понимать друг друга, больше любить, а главное беречь своё семейное счастье. Использовать мы будем ваши знания, чувства, эмоции. Помогать Вам в исследовании будут ваши родители, бабушки, братья, сестренки.
Страница 1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ» . Работа в группах. ( отличительные признаки)
1 группа «Мир — әлем»,
2 группа «Дружба — достық»,
3 группа «Счастье — бақыт»,
4 группа «Мечта — арман».
Учитель: — СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения. Вы должны прочитать с выражением прочитать текст : ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ»
1.Слово «семья» — делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я .Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
2.«Семь» — не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том , что и «семья» — тоже едина и неделима.
3.- А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ» . Маленькое семя , с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.
4. Когда наши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки — сынки и дочки.
Ученик
У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!
Вопрос учителя к родителям: Главная забота родителей?
Теперь у родителей главная забота: вырастить детей хорошими людьми. И для этого они не жалеют ни сил , ни времени.
Страница 2 Народная мудрость гласит
Отан – отбасанан басталады.
Родина начинается с семьи.
На столе у вас лежат конверты, в которых вы найдете карточки со словами. Из этих слов вы должны составить пословицу. Вы можете поменять форму слова и добавить предлоги и союзы, можно составить пословицу
1. группа
1 . дом, построить, шапка, голова , не, надевать (дом построить — не шапку на голову надеть)
2. Отбасы тату болса, байлықтың да керегә жоқ.
Не нужен клад, когда в семье лад.
2. группа
1.Ағайын бір өліде, Бір тіріде керек
С родней радостью поделишься – радости прибавится, горем поделишься – горе убавится.
2. семья, Хорошие, растут , дети, хорошо (в хорошей семье хорошие дети растут)
3. группа
1. Әкені көріп ұл өсер, шешені көріп қыз өсер.
Cын берет пример с отца, дочь — с матери.
2. дети, тягость, радость (Дети не в тягость, а в радость)
4. группа
1. Ағаны көріп іні өсер, апаны көріп сіңлі өсер.
Брат — брату пример, сестра — сестрице.
2.Яблоко падает, недалеко яблоня…( яблоко от яблони недалеко падает)
Но не только в пословицах и поговорках народ излагал мысли о семье.
— Вспомните, в каких сказках говорится о семье?
Иллюстрации
(«Репка», «Гуси- лебеди», «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Айога», «Счастье Кадыра» и др.).
— Чему учат эти народные сказки?
(Дружбе, взаимовыручке, любви, уважению к старшим и младшим, трудолюбию, послушанию:).
И в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, памяти о своих предках. Народ, который не знает своей истории — народ без будущего.
Страница 3 Страница «Семейный портрет»
У каждого из вас, есть люди, самые близкие и любимые вами.
Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто это? (родители)
– Это семья!
– Жизнь каждого человека наполнена сердечным теплом родителей. Родители дают жизнь, заботятся и берегут своих детей от невзгод, делают все для того, чтобы жизнь детей была счастливой. Мама и папа – самые светлые люди на Земле. Родительская любовь согревает душу ребенка, наполняет ее радужным светом, защищает в трудные минуты. А кто же бабушки и дедушки? Это тоже родители наших родителей
послушаем стихотворения детей семей под названием «Семейный портрет»
1 группа
Рассказчик:
Как-то раз во дворе собрались детишки.
Лет 6-ти, 7-ми, 8-ми девчонки и мальчишки.
Бегали они и прыгали, в салочки играли
И вот уж от забав своих совсем они устали.
Дружненько на лавочку уселись все они
И разговор о мамах тихо завели
Петя: — Моя мама лучше всех на свете!
Владислав: — И с чего ты это взял?
Петя: — Во всём всегда мне мама помогает.
— она завтрак мне готовит, в садик одевает
А потом из школы домой обратно забирает.
Юля: — Нет! лучше всех моя мамуля!
Она мне каждый день волосы причесывает
И на ночь моя мама сказки мне рассказывает.
Красивые платьишки всегда мне покупает
И никогда меня мама не ругает.
Владислав: — Нет, никто из вас не прав.:
Сказать всем вам сейчас хочу
Что лучше всех считаю маму я свою!
Она готовит, убирается, стирает,
И все-все-все на свете знает!
Оля и Наташа (вместе):
Нет-нет-нет, Владислав!
Это ты как раз не прав!
Лучше всех на свете мама наша.
Оля:
Мы у мамы двое, а она у нас одна.
И все же с нами обоими справляется она.
Наташа:
В два раза больше одежды ей приходится стирать
И в два раза больше комнат нужно убирать.
Оля:
Готовить, да и гладить тоже
Нужно ей в два раза больше.
Наташа:
Так что вы не спорьте с нами,
Оля и Наташа (вместе): А то мы все расскажем маме!
Рассказчик: Постойте же, не ругайтесь, друзья!
Хочу раскрыть один секрет вам я.
Мамы разные у всех
И для каждого из вас мама лучше всех!
Мам на свете очень много
И для каждого ребенка,
Его мама лучше всех на свете
И для каждой мамы счастье – это ее дети!
Но мамы разные важны,
Ведь мамы всем-всем-всем нужны!
Так что, милые детишки,
Все девчонки и мальчишки!
Мам своих вы берегите,
И мам своих всегда цените!
А еще вы мамочку свою любите
И за все-все-все Спасибо ей скажите!
-
группа
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный,
Ласковый он.
Я жду с нетерпением
Папу с работы.
Всегда мне в портфеле
Приносит он что-то.
Мой папа находчивый,
Умный и смелый.
Ему по плечу
Даже сложное дело.
Еще он — шалун,
Озорник и проказник.
С ним каждый мой день
Превращается в праздник.
Мой папа веселый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.
И скучно без папы
На санках кататься.
Никто не умеет
Так громко смеяться.
Мой папа — волшебник.
Он самый хороший.
Он вмиг превращается
В то, что попросишь.
Он может стать клоуном,
Тигром, жирафом.
Но лучше всего
Он умеет быть папой.
-
группа
Ходит наша бабушка
Палочкой стуча.
Говорю я бабушке:
— Вызови врача!
От его лекарства
Станешь ты здорова!
Если будет горько —
Что же здесь такого?
Ты потерпишь чуточку,
А уедет врач,
Мы с тобой на улице
Поиграем в мяч!
Будем бегать, бабушка,
Прыгать высоко!
Видишь, как я прыгаю?
Это так легко!
Улыбнулась бабушка:
— Что мне доктора?
Я не заболела,
Просто я стара!
Просто очень старая,
Волосы седые.
Где-то потеряла я
Годы молодые.
Где-то за огромными
За лесами тёмными,
За горой высокою,
За водой глубокою.
Как туда добраться,
Людям неизвестно…
Говорю я бабушке:
— Вспомни это место!
Я туда поеду,
Поплыву, пойду!
Годы молодые
Я твои найду!
4 группа
-
Сценка «Бабушки и внуки».
1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала …
1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!
2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2-я: Правда? Это ты их так балуешь?
l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.
2-я: О, действительно строго.
l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм … »
У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том … »
l-я: Так, хорошо.
2-я: «оо И днем и ночью пес ученый … »
l-я: Какой пес? Какой пес?
2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.
l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!
2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый … »
l-я: Ну?
2-я: … с авоськой ходит в гастроном.
l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.
l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2-я: Ее уже назвали.
1-я: Как?
2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки …
Учитель- Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками?
( ответы учащихся)
Гости Родители подводят итог :
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья
Учитель. Что нужно, чтобы у каждого была самая дружная, самая крепкая семья? Подумайте и поделитесь своим мнением (и взрослые и дети)
•Ученик. Каждая семья неповторима, у каждой есть свои традиции и увлечения.
Учитель. Расскажите, пожалуйста, о них. Поделитесь опытом проведения совместного досуга. (и дети, и взрослые).
Страница 4. Традиции и увлечения ( сбор информации: анкетирование)
Расскажите, где ваша семья любит собираться вместе?
— Что вы делаете, когда вы вместе?
— Кто самый старший в вашей семье?
— Кто самый младший?
— Для мамы ты кто?
— А для бабушки?
— Для брата? Для сестры?
— Кто чем занимается в семье?
Игра « Кто кому кто?»
– Алина, ты кто для мамы? (дочь)
–Рустам, кто называет тебя сыном? (папа)
– Денис, ты кто для бабушки? (внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Катя, у папы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
— Вероника, мамин папа, кто для тебя? ( дедушка)
– Богдан, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
Работа с ИД ( флипчарт) скачать клипарт : тетя, бабушка, дядя, дочь, дед, племянник,
Заполни пропуски.
Сестра отца – . . . .
Хранительница семейного очага – . . . .
Наследник рода – . . .
Брат мамы – . . . .
Дитя родителей, но не сын – . . . .
Отец мамы – . . .
Сын брата – . . . .
Мама папы – . . .
Папин папа – это…
Внучка – это дочка сына или …
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или …
Дядя – это брат мамы или …
5 страница. Наедине с собой.
1.Работа по учебнику с.37 -38 В.Сухомлинский «Доброго здоровья, дедушка!»
-
Почему дедушка приходит за водой в школу?
-
Как мы можем помочь одинокому человеку, у которого нет родных и близких людей?
-
Воспоминания о доме согревают сердце человека.
-
Мысли о доме придают силы.
-
Родной дом – надежная опора человека.
Раньше, в далекие времена, в центре юрты всегда горел огонь, он назывался очаг. Вся семья собиралась вокруг очага, чтобы за чашкой чая рассказать про свои дела или просто посидеть рядом в тишине. С тех пор про семью и родной дом люди говорят «родной чаг», хотя мы уже не зажигаем в центре своих домов огонь.
-Давайте зажжем свечу и представим, что это огонек родного дома. Пусть она горит, а мы сравним тепло свечи и мамино тепло. Одинаковое ли оно? – Материнская любовь – душа семьи – согревала всех своим теплом, воспитывала доброжелательность, милосердие. Материнская забота наполняла дом светом и радостью. Отеческая любовь – мудрость семьи –приносила в семью мир и уверенность в завтрашнем дне, воспитывала деловитость, волю, целеустремленность.
– Основой порядочности человека являются почитание и уважение родителей. Во все времена это являлось главным достоянием нашего народа.
Путеводный огонек всегда освещает путь домой, где каждый человек любит свою семью. А теперь посидим в тишине и подумаем о своем доме, о своих родных…(звучит музыка) Релаксация.
6 страница «Семейный альбом»
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много: и старых, и новых-
У нас, у семейства большого.
— Ты любишь своих близких? Почему? (По фотографиям дети рассказывают о своей семье.
1.потому, что они добрые, ласковые, заботливые) .
2. В нашей семье все любят друг друга, понимают.
3.Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение.
4.Мама обо всех заботится, папа зарабатывает деньги, покупают нам игрушки.
4.Мне приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались. Выполнение коллажа на тему « Я и моя семья»
7 страница «Мир нашему дому»
Ребята, с каждым годом вы становитесь взрослее, придет время, когда вы тоже будете создавать семью, свой дом.
— Какую семью вам бы хотелось иметь в будущем?
— Из чего складывается мир в доме, семейное счастье?
(Из чувств: любви, понимания, нежности:)
На столах, в коробочках вы видите много разных кирпичиков, давайте мы вместе построим дом для счастливой семьи. (Дети в группах, выбирают по кирпичику, выстраивают дом).
— Какие качества мешают, вредят счастью в семье?
(Грубость, жадность, ревность, обида, недоверие, лень).
— Чего не хватает нашему дому? (Крыши).
Семья крепка, когда над ней крыша одна.
Молодцы, мне кажется, у нас получился замечательный дом для счастливой семьи.
Нам остаётся заселить этот дом дружными человечками, которых мы сделали на уроке труда.
Круг «От сердца к сердцу».
Что бы вы хотели пожелать своей семье? (Дети по очереди высказывают пожелания своим родным).
— Я хочу пожелать всем присутствующим:
Здоровы будьте и удачливы без меры!
Желаю вам Любви, Удачи, Веры!
И пусть счастливая звезда
Сопровождает вас всегда!