МБОУ СОШ с УИОП
Г.Салехард
Неделя науки и творчества
2013-2014 уч.г.
Учитель: Панова Елена Викторовна
3б класс
«Школа 2100»
Русский язык
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Урок 106
Тема: Определение глагола как части речи
– Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.
– Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний.
| 1. Организационный момент – самооценка
“Обмен настроением”
-Посмотрите на слайд, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор. Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий. Спокойное — я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше. Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем! Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
У –ль: Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 3 4 4 Беседа. – Как называются слова, о которых можно спросить: что это? кто это? (Имена существительные.) какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.) – Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.) – Приведите примеры названных частей речи. По группам: один ученик называет слово, ученик из другой группы отвечает, какая это часть речи, и т.д. Примечание. Называются только те три части речи, которые назвали во время беседы, – существительные, прилагательные, местоимения.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы.
| 1 3 3 4 5 1. Мотивирующее введение в тему урока. На слайде представлен текст. Муравей и голубка. Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой) – Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова. Варианты учеников. – А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.) Муравей и голубка. Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. (Л.Н. Толстой) – Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.) – Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.) – Что обозначает глагол? – На какие вопросы отвечает? – Зачем глаголы нужны в речи? Вопросы на слайде 2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103. – Рассмотрите рисунок. Что делает Афанасий? (Плывёт.)
– Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами? А представьте себе мир без действий. — Какой это будет мир? — Попробуйте его показать. — Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. – Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов. — Покажите эту жизнь. — К концу урока вы постараетесь ответить на вопросы и составить определение изучаемой части речи.
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие новых знаний. |
4 5 6 1 4 а) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием. — Прочитайте задание – Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.) — Выберите по одному слову и всей группой подберите к нему глаголы. 2. Слуховой диктант. – Кто о себе мог так рассказать?
Я – страшное дело – какой деловой: В любые дела ухожу с головой, Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. (Т. Рик) – Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы. – Сколько глаголов? (7.)
Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.) – По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного. — Сделайте вывод. Выберите нужную карточку 1 4 3 4 1 4 б) Упр. 346. – Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке? Связные ответы детей. — Обсудите, какая карточка соответствует этому упражнению.
1 3 4 1 2 3 4 2. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением. — Посмотрите на следующий слайд. Упр. 347. – Что общего у слов в каждой группе? – Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.) – Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы? – Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали. Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)… – Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.) — Сделайте вывод и подберите нужную карточку. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 1 45 3. Работа с определением (с. 105). – Прочитайте текст про себя. – Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.) – Приведите свои примеры глаголов.
|
|
IV. Развитие умений. | 3 4 6 1 3 1. Первичное закрепление материала. — А сейчас задание для самых сообразительных. Помогите друг другу. Замените словосочетания глаголом. (каждой группе) Задирать нос(важничать) Зарубить на носу(запомнить) Клевать носом(дремать) Повесить нос(загрустить, опечалиться) Водить за нос(обманывать) Ломать голову – думать, размышлять, разгадывать. — Как называются такие словосочетания? 2. Словесное рисование. – Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа. Какой он?
| Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе. |
V. Итог урока.
| 4 4 2 3
— На какие вопросы мы хотели сегодня ответить? — Возьмите карточки и прочитайте своё определение глагола. — Найдите правило в учебнике. — Сравните его со своим. 2. – Вспомните своё настроение в начале урока. — Осталось ли оно тем же или изменилось? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? — Я рада, что настроение у некоторых улучшилось. Вы молодцы, работали дружно. |
|
VI. Домашнее задание.
|
1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105. 2. Нарисовать портрет Глагола. |
|
Деятельность учеников:
-
Наблюдать за ролью глаголов в речи.
© ООО «Баласс», 2014