Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 »

Открытый урок в 3 классе

Тема урока : С.Есенин «Сыплет черёмуха снегом»

Учитель высшей квалификационной категории : Прокопович Римма Анатольевна

2012-2013 учебный год

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С.А. Есенин

Цели урока: образовательные:

  • познакомить с жизнью и творчеством С.А. Есенина;

  • показать обучающимся яркий, неповторимый талант русского поэта, его большую любовь к родине, раскрыть особенности его лирики.

развивающие:

  • развивать навык чтения, мышление, творческие способности;

воспитательные:

  • воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле, к своему Отечеству, к окружающей природе.

Оборудование : презентация, карточки для обучающихся., аудиосредства

Ход урока

  1. Организационный момент .

Видеоролик «С добрым утром!»

Учитель: Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять

О том, как потрудились дома

Поспешите вы нам рассказать.

  1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Плещеева «Шаловливые ручонки»

  1. Сообщение темы урока.

— Послушайте другое стихотворение и вспомните, кто автор этих строк.

Белая берёза

Под моим окном.

Принакрылась снегом

Точно серебром…

— Конечно же, это С.А. Есенин. Кто не знает его строки. Наверное, только те, кто ещё в школу не ходит.

Презентация ( слайд 1, 2)

Ученики ( из биографии С. Есенина)

Сергей Александрович Есенин ( 1895-1925 г.г.) родился под Рязанью, в селе Константиново. Родители были бедными крестьянами. С двух лет он был отдан на воспитание деду, отцу матери. В это семье и прошло почти всё детство поэта.

Ещё в раннем возрасте С.Есенин полюбил родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Наверное, поэтому, как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о ней. Стихи полны звуков, запахов, красок.

Сергея Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе. Также он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует как и мы.

(слайд 3)

Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблён в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы. Ещё в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть в небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Учитель

Внимательно посмотрите на лицо этого человека. ( читаются стихи) (слайд 4)

Есенин – нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня,

Весеннее лицо,

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльцой.

Образ чист и ясен,

Весь в кликах журавлей.

Ты- осиянный ясень

Над синевой полей.

В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет. Сергей Есенин — поэт Руси, он взял у её природы даже характерные черты своей внешности6 чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берёз, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу.

«Душа моя — поле безбрежное…» — так он говорил о себе.

Есенин очень любил свой край, его природу. Для него природа – это вечная красота .

Сегодня мы окунёмся ещё раз в чудесный, неповторимый мир, в мир поэзии Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Сыплет черёмуха снегом»

-Кто знает, что такое черёмуха?

— Да, это кустарник от 2 до 15 метров высотой.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Слайд 5

-Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.

Сейчас ребята расскажут нам об этом загадочном дереве.

Ученики

— Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».

— Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.

— В плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота ( в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.

— Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат такие вещества, которые убивают не только микробы, но и вредных насекомых.

— В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.

— Плоды и другие части растения используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.

— Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называются «черёмуховые».

Учитель

— За красоту и поэтический облик о черёмухе сложено немало стихов. К ней относятся с нежностью и любовью, её воспевают в стихах и песнях.

Например, И.С. Никитин в стихотворении «Черёмуха» писал: (слайд 6)

На черёмухе весной

Много листьев красовалося.

Гостей перебывалося

Вплоть до осени сырой.

А . Барто так описывает черёмуху в произведении «Весенняя гроза»: ( слайд 7)

Черёмуха, черёмуха

В овраге расцвела.

Черёмуха, черёмуха

Стоит белым-бела.

Образ черёмухи неразрывно связан со снегом у С. Есенина в стихотворении «Сыплет черёмуха снегом»

  1. Ознакомление со стихотворением С. Есенина .

Анализ стихотворения.

Прослушивание фонограммы ( слайд 8 )

Учитель

  1. Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?

  2. Какой вы представляете себе черёмуху? ( как невесту…)

— Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина.

— Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?

А может ли черёмуха сыпать снегом?

— Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили особое настроение, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки З-С.

— Воспользовался ли таким приёмом Есенин?

Попробуем прочитать первые восемь строк, выделяя эти звуки.

Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.

Всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природу.

( Неторопливо, с любованием)

Дети работают с карточками ( цветопись ) и определяют настроение каждого четверостишия. (Методика Лутошкина )

( слайд 9)

1.

3.

восторженное

радостное, тёплое

светлое, приятное

2.

4.

спокойное, ровное

грустное, печальное

тревожное, тоскливое

полный упадок

Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках. Чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведёт речь о черёмухе и ручейке.

( Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь)

— Весна напоминает поэту о любимой девушке. Автор неслучайно видит её образ.

— А с чьим образом он её сравнивает? ( с образом весны)

— Чем наслаждается автор? ( пеньем птиц, оживлением весны)

Поэзия Есенина многоцветна, но она не просто наделена красками, а органически слита музыкой и цветом и внутренним миром поэта.

— Какова насыщенность цвета? ( зелень, цвета радуги )

Учитель: ( слайд 10 )

Все русские поэты горячо любили и любят свою Родину. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многие другие писали о родине с грустью и нежностью, с восхищением и любовью. Сегодня мы увидели, что С.А. Есенин принадлежит к их числу. Огромная любовь к Родине дала С.Есенину право сказать:

Но и тогда,

Когда на всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Все стихи Есенина согреты безграничной любви к Родине. Они поражают своей яркостью и задушевностью. Многие стихи положены на музыку. Лирический, плавный мотив чувствуется в песне на стихотворение «Сыплет черёмуха снегом».

Я предлагаю вам послушать эту песню. ( слайд 11 )

— Очень хочется верить, что вы ещё не раз в течение жизни откроете томик со стихами С.Есенина.

V. Итог ( слайд 12)

— Урок наш подошёл к концу.

— Что интересного вы сегодня узнали?

— Что нового узнали?

— Что вас взволновало, заставило задуматься?

  1. Домашнее задание.

— Подготовить выразительное чтение стихотворения.

— Желающим выучить стихотворение наизусть.

Литература:

О.Джежелей . Учебник по литературе 3 класс, Дрофа, 2009 г.

С.Котёночкин Златой посев, Воениздат, 1976 г.

Любовь и смерть С.Есенина, М., 1992 г.

Приложение:

Карточки для обучающихся

1.

3.

восторженное

радостное, тёплое

светлое, приятное

2.

4.

спокойное, ровное

грустное, печальное

тревожное, тоскливое

полный упадок

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here